Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные трактовки предпринимательства: классические, неоклассические, инновационные и т.п. Виды предпринимательской деятельности.



Процесс развития теории предпринимательства проходил на основе осмысления практики предпринимательства в четыре этапа: на первом этапе внимание концентрировалось на риске предпринимателя. Р. Кантильон в XVIII веке впервые выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства.

Утверждалось, что предприниматель – это любой индивид, обладающий предвидением и желающий принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются не только надеждой получить доход, но и готовностью к потерям. Последователями этой теории были представители немецкой классической школы XIX века И. Тюнен и Г. Мангольдт, а также американский экономист Ф. Найт.

В исторической ретроспективе исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность, которая связана с перемещением товаров с рынка на рынок, а источником дохода служила разница в ценах. В этот период предпринимательство играло подчиненную, вспомогательную роль, а его функциональное содержание ограничивалось поиском сфер прибыльного приложения капитала, притом в условиях практически полного отсутствия институциональной организации рыночного хозяйства. В этих условиях доминирующими признаками предпринимательства были высокая степень риска и, соответственно, стремление к максимизации прибыли, а предпринимательская функция являлась монополией собственника, единоличноопределяющего все стороны своей деятельности и возлагающего на себя полную ответственность за ее результаты. Не случайно именно эти признаки и были зафиксированы экономистами XVIII в. как определяющие сущность предпринимательства.

По мере усложнения предпринимательской деятельности и обособлений функций, собственности и управления содержательный момент предпринимательства переносится в сферу организации и управления им [3].

Развитие этих представлений неоклассической теории привело к интерпретации предпринимателя как менеджера, комбинирующего факторами производства, а предпринимательства – как управленческой функции, которая, – как утверждает Д.Б. Кларк, – не связана ни с трудом, ни с собственностью на капитал; она состоит целиком в установлении и поддержании эффективных взаимодействий между факторами производства.

 

Использованная литература:

  1. Маркс К. Капитал. М., 1963. Т. I
  2. http://alkj.ru/index.php
  3. Ж.Б. Сэй «Полный курс политической экономии», Дж.С.Милль «Essays on some unsettled Questions in Political Economy»

[gl] Тема 12.Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия [:]

Цель: Рассмотреть кругооборот капитала предприятия

Структура лекции:

1. Кругооборот и оборот капитала предприятий.

2. Основной и оборотный капитал.

3. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация.

4. Инвестиции как источник финансирования производственных фондов.

1. Кругооборот и оборот капитала предприятий.Последовательное обращение фондов и прохождения ими трех стадий называется кругооборотом фондов.

Все три стадии связаны между собой и взаимозависимы. Они постоянно изменяются, причем фонды должны одновременно находиться на всех трех стадиях.

Фонды, функционирующие на II стадии - производственные, на I и III - фонды обращения.

Кругооборот, который постоянно повторяется, называется оборотом фондов. Оборот фондов происходит во времени. Время оборота – это время с момента авансирования фондов в денежной форме к возвращению их в той же форме. Предприятие заинтересовано в ускорении оборота, так как это приводит к увеличению материальных благ и дохода.

Время полного оборота состоит из времени производства (от поступления на предприятие средств производства до сдачи на склад готовой продукции: рабочее время, время перерыва, время нахождение в запасах) и времени обращения ( время от поступления на склад готовой продукции до поступления на предприятие новых средств производства) - состоит из двух частей: стадия I и стадия III.

По своему назначению, способу и скоростью оборота, по характеру перенесения стоимости на готовый продукт производственные фонды делятся на основные и оборотные [1].

2. Основной и оборотный капитал.Капитал в материально-вещественном воплощении подразделяется на основной и оборотный капитал.

К основному капиталу относятся материальные факторы длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины, оборудование и т.п. Оборотный капитал расходуется на покупку средств для каждого производственного цикла (сырья, основных и вспомогательных материалов и т.п.), а также на оплату труда. Основной капитал служит в течение ряда лет, оборотный – полностью потребляется в течение одного цикла производства.

Основной капитал в большинстве случаев отождествляется с основными фондами (основными средствами) предприятия. Однако понятие основного капитала шире, так как кроме основных фондов (зданий, сооружений, машин и оборудования), представляющих его значительную часть, в состав основного капитала включается также незавершенное строительство и долгосрочные инвестиции – денежные средства, направленные на прирост запаса капитала [2].

3. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация. Основные фонды служат в течение нескольких лет и подлежат замене (возмещению) лишь по мере их физического или морального износа.

Износ основных фондов – частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии. Различают физический и моральный износ основных фондов.

Физический износ средств труда выражается в потере ими технических свойств и характеристик в результате эксплуатации, атмосферных воздействий, условий хранения.

Моральный износ основных фондов – снижение стоимости действующих основных фондов в результате появления новых их видов, более дешевых и более производительных. Различают две формы морального износа. Первая проявляется в потере стоимости оборудованием в результате повышения производительности труда в отраслях, изготавливающих их. Новые машины становятся более дешевыми, а действующие морально обесцениваются, экономически устаревают. Моральный износ второй формы выражается в потере стоимости средством труда в результате появления новых, более производительных машин, лучших по технико-экономическим параметрам. Моральный износ – это экономическая категория. На основе исследования закономерностей физического и морального износа определяется период экономического снашивания данного вида средства труда, который лежит в основе утверждаемых нормативных сроков службы основных фондов [2].

`Рассмотрим амортизационную политику в Республике Казахстан. Важнейшей формой управления инвестиционными процессами является амортизационная политика. В недалеком прошлом экономическое положение республики было таковым, что на вычеты приходилось относить как можно меньшие суммы, поэтому мы постоянно преследовали цель - снизить вычеты, чтобы каким-то образом пополнить бюджет и тем самым сдерживали инновационные процессы. Сегодня ситуация несколько изменилась, Республика Казахстан встала на путь уверенного экономического развития, поэтому и создались предпосылки для того, чтобы в корне поменять нашу амортизационную политику. Проблема пополнения бюджета была и остается, но без проведения определенных изменений в амортизационной политике Казахстан не сможет встать на путь ускоренного экономического развития, его продукция никогда не сможет стать конкурентоспособной на мировом рынке.

По вновь приобретаемому оборудованию в настоящее время установлен крайний срок амортизации - пять лет. Что касается старого оборудования, установлены жесткие нормы амортизации. В настоящее время одной из задач амортизационной политики в Республике Казахстан является проведение в течение ближайших 6-8 лет полной амортизации оборудования, которое у нас на сегодня имеется.

Таким образом, амортизационные отчисления - один из основных элементов, составляющих себестоимость продукции, работ и услуг. Завышение или занижение суммы амортизационных отчислений приводит к искажению затрат на производство [3].

4. Инвестиции как источник финансирования производственных фондов. Источники финансирования производственных фондов.Основными источниками финансовых средств являются внутренние источники – сбережения, образовавшиеся за счет прибыли, а также банковский и коммерческий кредит и выпуск акций и облигаций.

Финансирование предприятия (фирмы) – привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов капитала. Источники финансирования – собственный и заемный капитал. Заемный капитал сроком до 1 года относится к краткосрочному, а сроком более 1 года – к долгосрочному капиталу. Элементы основного капитала, а также наиболее стабильная часть оборотного капитала (страховой запас, резервы денежных средств) финансируются за счет долгосрочного кре дита. Остальная часть оборотного капитала, должна финансироваться за счет краткосрочного кредита. Структура финансирования фондов: активы (основные и оборотные средства), пассивы (собственный капитал, долгосрочный и краткосрочный заемные капиталы). Основными финансовыми показателями являются:

    • возврат или окупаемость вложенного капитала. Он равен прибыли после налогообложения, деленной на разность между общей стоимостью вложенного капитала и краткосрочными долговыми обязательствами, и выражается в процентах;
    • норма прибыли – соотношение чистой прибыли и объема продаж. Он равен отношению прибыли после налогообложения к объему сбыта и выражается в процентах;
    • оборот капитала характеризует соотношение между объемом сбыта и вложенным капиталом и показывает, какой объем сбыта обеспечивает каждая единица вложенного капитала;
    • платежеспособность предприятия – соотношение оборотных средств и суммы краткосрочных обязательств;
    • уровень ликвидности – оценка способности фирмы к удовлетворению краткосрочных обязательств.

Все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения доходов, называют инвестициями. По экономическому содержанию инвестиции (капиталовложения) – это расходы на создание, расширение и техническое перевооружение основного капитала, а также на связанные с этим изменения оборотного капитала. Валовые инвестиции – общий объем расходов предприятия на приобретение капитальных товаров в течение определенного периода времени. Чистые инвестиции – ежегодное увеличение основного капитала.

Использованная литература:

  1. www. teachecon.ru
  2. «Экономика предприятия» учебник под редакцией доктора экономических наук,

профессора Н. А. Сафронова, Издательство «Юристь», 1998

3. Е. Михалева "Бухгалтерский и налоговый учет в Казахстане", , Алматы: 2005 г.

 

[gl] Тема 13. Издержки и доход предприятия (фирмы) [:]

Цель: Рассмотреть основные виды издержек предприятия, а также определение доходов предприятия

Структура лекции:

1. Бухгалтерские и экономические издержки.

2. Постоянные, переменные и общие издержки. Средние издержки. Предельные издержки.

3. Эффект масштаба. Трансакционные издержки.

4. Общий, средний и предельный доход фирмы. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль.

 

1. Бухгалтерские и экономические издержки.Издержки – это затраты на производство и реализацию продукции в денежной форме. Издержки бывают внешними (явными, бухгалтерскими) и внутренними (неявными, вмененными). К внешним издержкам относится стоимость израсходованных ресурсов, оцененная в текущих ценах их приобретения.

Внутренними издержками являются:

1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю;

2) нормальная прибыль, которая приходится на такой ресурс, как предпринимательские способности.

Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Они равны сумме доходов, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ресурсов [1].

2. Постоянные, переменные и общие издержки. Средние издержки. Предельные издержки.Все издержки фирмы делятся на две группы в зависимости от их реакции на изменение объема выпуска – постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные).

Постоянные издержки (FC) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.

К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.

Т.к. с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки (AFC) представляют собой уменьшающуюся величину.

AFC = FC/ Q.

Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства.

К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда и отчисления на социальные нужды.

Средние переменные издержки (AVC) равны:

AVC = VC/ Q.

 

Общие издержки (TC) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы.

Общие издержки являются функцией от произведенной продукции:

TC = f (Q), TC = FC VC.

Графически общие издержки получают путем суммирования кривых постоянных и переменных издержек (рис.1).

Средние общие издержки равны: ATC = TC/Q или AFC AVC = (FC VC)/ Q.

Графически АТС могут быть получены путем суммирования кривых AFC и AVC.

Рис.1. Кривая переменных, постоянных и общих издержек

 

Предельные издержки (MC) – это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

MC = ΔTC = ΔVC
ΔQ ΔQ

Графики функций средних, средних переменных и предельных издержек представлены на рисунке 2.

С ростом объема производства AVC сначала уменьшаются, достигая минимума, а затем возрастают в силу закона убывающей отдачи.

Рис. 2.Функции средних и предельных издержек

Различные характеристики затрат связаны друг с другом, а значит и графики функций расположены в определенной зависимости относительно друг друга:

1) Кривая предельных издержек пересекает кривую средних в точке, где средние издержки принимают наименьшее значение;

2) Если MC< AC, средние издержки убывают; а если MC>AC, то средние издержки растут;

3) Кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек в точке, где средние переменные издержки принимают наименьшее значение;

4) Если MC< AVC, средние издержки убывают; а если MC>AVC, то средние переменные издержки растут.

Взаимосвязь между производственной функцией и функциями издержек (труд – единственный переменный ресурс):

AVC = VC/Q = wL/Q = w/APL

МС = ΔVC/ΔQ = wΔL/ΔQ = w/МPL,

где w – ставка заработной платы;

L – труд;

АРL – средний продукт труда;

МPL – предельный продукт труда.

Если предельный продукт труда уменьшается, то предельные издержки увеличиваются, и наоборот. Если средний продукт труда уменьшается, то средние переменные издержки увеличиваются, и наоборот. Таким образом, существует обратная зависимость между МР и МС, АР и АС [1].

3. Эффект масштаба. Трансакционные издержки.Перемещение вдоль кривой долговременных средних издержек, в ходе которых допускается свобода выбора объемов всех используемых видов затрат, получили название изменений масштабов производства. Форма и направленность кривой долгосрочных средних издержек может быть очень разной. Это зависит от того, как меняется величина средних издержек с ростом масштабов производства. «Иначе говоря, динамика издержек в долгосрочном периоде определяется эффектом масштаба» [2]. Если по мере роста масштаба производства средние издержки имеют тенденцию к понижению, то можно говорить о положительном эффекте масштаба (Рис.3 a. Из книги Экономическая теория: Учебник. / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П.Журавлевой, и др. – М.:ИНФРА – М, 2003. – с.259), или об экономии от роста производства. Такая экономия достигается за счет специализации труда, более эффективного управления, экономии на использовании капитала (зданий, оборудования, электроэнергии и пр.). Если с ростом масштаба производства средние издержки возрастают, то эффект масштаба будет отрицательным (Рис. 3 б). Основная причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с нарушением управляемости очень крупного производства. По мере роста производство все больше попадает в зависимость от иерархических методов координации деятельности его персонала. С ростом иерархии увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия деловых решений. Наконец, если по мере увеличения масштабов производства средние издержки не изменяют своей величины, то эффект масштаба будет нулевым, или нейтральным (Рис. 3 в), т.е. в этом случае будет наблюдаться постоянная отдача от роста масштабов производства.

а) б) в)


Рис. 3. Эффекты масштаба: а) Положительный, б) Отрицательный,

в) Нейтральный

 


Издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции, в том случае, когда допускается возможность изменения всех факторов производства оптимальным образом, представляют собой долгосрочные переменные издержки. Графической формой изменения предельных издержек в долгосрочном периоде является кривая долгосрочных предельных издержек.

Кривая долгосрочных предельных издержек (LMC – long-run marginal costs) показывает прирост издержек, связанных с производством дополнительной единицы продукции, когда все факторы производства являются переменными.

Долгосрочная кривая переменных издержек не является огибающей для всех кривых краткосрочных предельных издержек. Кривые краткосрочных предельных издержек определяются для каждого данного предприятия. Долгосрочные предельные издержки и соответственно кривая долгосрочных предельных издержек представляют изменяющиеся размеры производства. Кривая долгосрочных предельных издержек всегда растет медленнее, чем кривые краткосрочных предельных издержек любого отдельно взятого предприятия. Это объясняется тем, что в долгосрочном периоде все виды затрат являются переменными и убывающая отдача оказывается менее значимой [3] (Рис. 4. Из книги Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «Проспект», 2000. – с. 115).


 

Рис. 4. Кривая предельных издержек в долгосрочном периоде


Анализ долгосрочных издержек производства имеет большое значение для структуры и уровня конкурентности в той или иной отрасли. Конкурентные отрасли, при прочих равных условиях, будут состоят из большого числа мелких и средних фирм, в так называемых «концентрированных» отраслях будут господствовать всего несколько крупных фирм и очень крупных производителей. В последнем случае вовсе не обязательно все производство будет сосредоточено на одном гигантском предприятии. Крупная фирма может иметь в своем составе или сосредотачивать контроль над деятельностью большого количества предприятий разного масштаба производства [2].

Внешние эффекты (экстерналии). Различают два вида так называемых внешних эффектов (экстерналий) или «провалов рынка».

Первый вид внешних эффектов – побочное воздействие функционирования предприятия (фирмы) на внешнюю среду – природу людей и т.п. Такие внешние эффекты могут быть отрицательными (шум проходящего транспорта, вредные выбросы в атмосферу и водоемы, эрозия почв под влиянием вырубки леса и т.п.) и положительными (постройка дорог к новому предприятию, которыми пользуются и другие предприятия и население; улучшение образа жизни под влиянием новой продукции, технологий и т.п.) [4].

С точки зрения теории фирмы более актуален второй вид внешних эффектов – внешние помехи функционирования предприятия. Правда, этот вид внешних эффектом может быть связан с первым (например, введение экологических, санитарных и т.п. ограничений).

Второй вид внешних эффектов, их преодоление порождают особый вид затрат фирмы – так называемые трансакционные издержки или издержки трансакции.

Трансакционные издержки и их группы. В теории факторов и издержек производства отвлекаются от так называемых непроизводственных затрат, связанных с многочисленными сделками и контрактами при приобретении факторов производства и реализации продукции. Эти издержки в данном случае как бы приравнивались к нулю [4].

Однако на деле реальные затраты предпринимателей заметно превышают их непосредственно производственные издержки. «Дополнительные издержки, превышающие издержки производства и связанные с закреплением или передачей прав собственности, называются трансакционными издержками (от англ. Transaction – дело, операция, сделка)».

Трансакционные издержки будут положительными, если полученные предпринимателем выгоды выше его затрат, и будут отрицательными, если выгоды меньше затрат. Доход, полученный в результате затрат трансакционных издержек, иногда называют политической рентой.

В западной экономической литературе обычно выделяют пять групп издержек трансакции:

1. Издержки поиска информации – затраты времени и ресурсов на поиски потенциальных покупателей и продавцов, на изучение цен, а также потери, связанные с неполнотой, несовершенством и искажением имеющейся информации.

2. Издержки ведения переговоров – затраты на переговоры, заключение и оформление контрактов. Большую экономию при этом дает применение стандартных (типовых) договоров.

3. Издержки измерения – затраты на измерительную технику, на сами измерения, на предотвращение ошибок, а также потери от ошибок. Экономию при этом приносят введение стандартных мер и весов, применение фирменных знаков и гарантий, приобретение товаров по образцам и т.п.

4. Издержки закрепления (спецификации) и защиты прав собственности – затраты на содержание судов, арбитража, государственных органов, на восстановление нарушенных прав, а также потери от несовершенства этих институтов, включая взятки чиновникам и т.п.

5. Издержки оппортунистического поведения – самый скрытый элемент трансакционных издержек. В самом общем виде оппортунистическое поведение проявляется в уклонении от условий контракта (письменного или устного). Сюда относятся также случаи лжи, обмана, бездельничества на работе и т.д.

Различают две основные формы такого поведения.

Первая форма – так называемый «моральный риск», т.е. ситуация, когда невозможно иметь информацию о соблюдении партнеров условий контракта (или это очень дорого). Самая распространенная форма – это работа с меньшей отдачей, особенно в условиях работы в группе или команде, где трудно выделить личный вклад каждого. Для преодоления этой формы издержек оппортунистического поведения руководители предприятий вынуждены создавать сложные структуры контроля, устанавливать правила наложения взысканий и т.п.

Вторая форма – так называемое «вымогательство». Самый распространенный вид – это спекуляция того или иного работника или коллектива на своей уникальности в силу особой квалификации, либо опираясь на обладание уникальной информацией.

Трансакционные издержки связаны с эффектом масштаба производства: чем больше масштаб производства, тем ниже эти издержки в расчете на единицу продукции.

4. Общий, средний и предельный доход фирмы. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль.Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Они равны сумме доходов, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ресурсов.

Совокупный доход (TR) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага:

TR = P * Q,

где P – цена;

Q – проданное количество благ.

Средний доход (AR) – доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:

Предельный доход (MR) – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

В условиях совершенной конкуренции, когда производителей много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Цена складывается объективно, поэтому каждая фирма выступает как ценополучатель.

В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой (совокупным доходом) и совокупными издержками:

PF = TR – TC,

где TR – совокупная выручка;

TC – совокупные издержки;

PF – прибыль.

 

Бухгалтерская прибыль (APF)= Совокупная выручка – Внешние издержки.

 

Экономическая прибыль (EPF) = Бухгалтерская прибыль – Внутренние издержки.

Прибыль бухгалтерская будет больше прибыли экономической на величину неявных затрат.

Нормальная прибыль появляется, когда TR = TC, исчисленным как затраты упущенных возможностей для всех использованных ресурсов. Нормальная прибыль (NPF) определяется равенством бухгалтерской прибыли и неявных затрат. Фирма, которая получает нормальную прибыль, считается безубыточной.

Нормальная прибыль – минимальный доход, при котором предприниматель останется в данной сфере производства.

Нормальная прибыль рассматривается в двух аспектах:

1) прибыль на вложенный капитал. Она определяется объективными факторами (процентная ставка по депозитам);

2) цена предпринимательского таланта и риска. Определяется субъективными факторами (как оценивают себя предприниматели) и минимальным уровнем прибыли, который получают большинство предпринимателей в этой сфере бизнеса.

Если TR > TC, то фирма получает положительную экономическую прибыль (сверхприбыль). Наличие экономической прибыли означает, что на данном предприятии ресурсы используются более эффективно, чем где бы то ни было. Именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования имеющихся ресурсов. Ее наличие или отсутствие является стимулом привлечения дополнительных ресурсов или перехода их в другие сферы использования. Деятельность экономически оправдана, если она приносит экономическую прибыль.

Каждая фирма заинтересована в максимизации прибыли. Этого можно достичь за счет:

1) увеличения выпуска продукции (если фирма обладает финансовой устойчивостью);

2) повышения цены (если фирма обладает монопольной властью;

3) снижения издержек [1].

Использованная литература:

1. Т.А. Фролова Экономическая теория, конспект лекций, Таганрог, ТТИ ЮФУ, 2009

2. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П.Журавлевой, и др. – М.:ИНФРА – М, 2003. – с.257.

3. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «Проспект», 2000. – с. 115.

4. Белянова В.А. Микроэкономика (Основы современной теории рынка и фирмы). – М.: изд. Академии бюджета и казначейства, 2002. – с. 61.

 

[gl] Тема 14. Рынки факторов производства и формирование факторных

доходов [:]

Цель: Рассмотреть факторы производства и процесс формирования факторных доходов

Структура лекции:

1. Рыночная цена фактора производства и предельный продукт фактора производства.

2. Взаимосвязь и взаимозаменяемость факторов производства.

3. Равновесие на рынке факторов производства.

4. Доход владельца фактора как цена фактора производства.

 

Рыночная цена фактора производства и предельный продукт фактора производства. Факторы производства в известном смысле взаимозаменяемы. Фирма может использовать различные комбинации факторов производства. Каким же принципом нужно руководствоваться?

Критерий отбора комбинирования факторов производства — наименьшие издержки производства,

Практически задача выбора наилучшего сочетания факторов производства решается путем сравнения:

а) рыночной цены фактора производства;

б) предельного, дополнительного продукта, который производится с помощью дополнительной единицы этого фактора производства.

Предельный продукт фактора производства — это прирост физического объема продукта при том, что затраченный на его производство дополнительный фактор производства возрос на какую-то минимальную величину (одну единицу).

Почему для сравнения берется не весь произведенный продукт, а только его прирост (предельный продукт)? Это связано с тем, что для определения стратегии и тактики поседения фирмы на рынке факторов производства важно знать изменяющуюся часть (прирост) продукта, а также за счет чего этот прирост можно обеспечивать, на чем можно сэкономить деньги.

Тем самым сравнение величины предельных продуктов, полученных от использования дополнительных единиц различных факторов производства, позволяет предпринимателям добиваться оптимальной организации производства. Если один фактор дороже, его заменяют другим, происходит как бы конкуренция между дополнительными факторами производства за предельный продукт.

В результате такой конкуренции образуется равновесие факторов производства, т. е. их более или менее устойчивое сочетание.

Процесс замещения одного фактора другим прекращается по достижении состояния равновесия, когда на 1 денежную единицу любого фактора производства получается равный предельный продукт и равный доход после его продажи.

Любое предприятие (фирма) на рынке выступает в двух ролях: как продавец созданного товара и как покупатель факторов производства (земли, труда и капитала).

Факторы производства представляют собой совокупность, взаимосвязанную систему использования экономических ресурсов в производственном процессе.

Как продавец своей продукции фирма выходит нгрынок товаров; как покупатель ресурсов — на рынок факторов производства. Каковы поведенческие особенности фирмы как продавца? Его главный интерес в соответствии с законом предложения — продать больше продукции по более дорогой цене. При высокой цене продукции фирмы увеличивают свое производство и предложение на рынке.

На рынке факторов производства предприятия выступают как носители спроса и стратегии покупки необходимых ресурсов как можно дешевле. Поведение фирмы как покупателя в целом описывается уже известным законом спроса; больше покупок ресурсов по более низким ценам.

Купив факторы производства и организовав процесс изготовления товара, предприниматель впоследствии получит доход от продажи готовых изделий. Доход этот распределяется в определенной зависимости от того, сколько и каких факторов использовано. Величина заработной платы зависит от количества вложенного труда (рабочей силы); рента — от величины стоимости используемого земельного участка; процент и прибыль — от величины приведенного в действие капитала.

Именно производство (величина издержек производства) определяет и структуру покупок факторов производства [1].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.