Норма – не менее трёх за урок.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
1. Гигиенические условия в классе (кабинете): Ø чистота, температура и свежесть воздуха; Ø рациональность освещения класса и доски; Ø наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. 2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем: Ø опрос учащихся; Ø письмо; Ø чтение; Ø слушание; Ø рассказ; Ø рассматривание наглядных пособий; Ø ответы на вопросы; Ø решение примеров, задач; Ø практические занятия и др. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут 4. Число использованных учителем видов преподавания: Ø словесный; Ø наглядный; Ø аудиовизуальный; Ø самостоятельная работа др. Норма – не менее трёх за урок. 5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут. 6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приёмов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. 7. Длительность применения технических средств обучения а соответствии с гигиеническими нормами. Норма – 8-10 минут 8. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, то есть для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач. 9. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. 10. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность, а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. 11. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни: Ø формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; Ø выработка понимания сущности здорового образа жизни: Ø выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждения разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. 12. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: Ø интерес к занятиям; Ø стремление больше узнать; Ø радость от активности; Ø интерес к изучаемому материалу. 13. Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, и наоборот, наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций проявления как со стороны учителя, так и учеников 14. Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и учащимися: Ø из-за нарушений дисциплины; Ø несогласия с отметкой; Ø проявление дискомфортных состояний. Умение учителя предупредить такие эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса – отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов». 15. Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нём не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. 16. Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели в диапазоне от 60% до 80% 17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|