Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРОСВЕЩЕННОЕ ВРАЧЕВАНИЕ



Представьте себе, что в приемной врача сидят три пациента. Все трое страдают артритом, но в остальном они совершенно не похожи друг на друга. Первой в очереди сидит высокая худощавая женщина. Ее вызывают на прием. Когда она поднимается со стула, слышен хруст суставов. Ее колени плохо гнутся, и по походке заметно, что каждый шаг причиняет ей боль. Осмотрев пациентку и изучив историю ее болезни, врач предписывает ей влажное тепло, диету для выведения токсинов и массаж с лечебным кунжутным маслом. Кроме того, он рекомендует очистительную клизму и ежедневный прием касторового масла и растительных препаратов. Через неделю он переводит пациентку на диету, богатую молочными продуктами и растительным маслом, но с ограниченным употреблением свежих фруктов и овощей.

Второй пациент — краснолицый мужчина среднего телосложения, которому, похоже, жарковато в комнате, где все остальные чувствуют себя нормально. Врач предписывает ему травы, успокаивающие пищеварение, и особую диету с преобладанием охлаждающих продуктов, а к больным суставам рекомендует прикладывать холодные компрессы. Этот пациент должен питаться преимущественно свежими фруктами, овощами и сладкой пищей, ограничив употребление белков, жиров и кисломолочных продуктов.

Третья пациентка, крупная, полная женщина, медленно входит в кабинет врача, с трудом передвигая отекшие ноги. Отметив, что она страдает от скопления жидкостей, врач предписывает ей острые травы для стимуляции пищеварения, согревающие эфирные масла на спиртовой основе для растирания опухших суставов и диету, из которой исключены сахар, молочные продукты и жирная пища.

Как же так? Почему трем пациентам, страдающим одной и той же болезнью, врач назначает такое разное лечение, что, казалось бы, противоречит сам себе? Потому, что этот врач — специалист по аюрведе. Перед ним — не три случая артрита, а три человека с различными типами метаболизма. Все трое испытывают проблемы с суставами, но в остальном симптомы их заболеваний различны и требуют различного подхода при лечении.

Раздел I. АЮРВЕДА: НАУКА ЖИЗНИ

Глава первая. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ

Аюрведа — древнейшая из известных нам медицинских систем. Это система врачевания и профилактики, испытанная и проверенная тысячами врачей, которые на протяжении пяти тысяч лет с ее помощью избавляли от страданий миллионы людей. Цель аюрведы — достичь здоровья путем установления равновесия и гармонии, а не путем борьбы с болезнями. Профилактике в ней отводится более важная роль, чем терапии. С точки зрения аюрведы, для общего здоровья необходимы физиологическое равновесие, свобода выражения эмоций, гармония в мыслях, внимание к окружающей среде и духовное развитие. Аюрведа — единственная в мире медицинская система, выделяющая десять типов метаболизма (обмена веществ).

Западная медицина успешно справляется с травматическими поражениями и острыми заболеваниями, а также со случаями, когда требуется оказание скорой медицинской помощи. Но жители Запада все чаще страдают от болезней другого рода — от аутоиммунных заболеваний, к числу которых относятся артриты, аллергии, болезни сердца и сосудов, различные виды рака, а также алкоголизм, наркомания и другие вредные пристрастия. Аюрведа — это комплексная система знаний, опирающаяся на самые простые методы врачевания, не требующие применения высоких технологий. Ее можно приспособить к любым климатическим условиям и к традициям любого народа. Аюрведа ставит на службу врачеванию такие природные силы и средства, как тепло, холод и свет, растения, продукты питания и минералы, физические упражнения и управление эмоциями и мыслями с помощью медитации. Она может лечь в основу новой всемирной медицины, открытой и доступной для всех и каждого.

Сегодня аюрведа — последний крик моды среди поклонников альтернативной медицины. Тысячи людей стекаются на лекции доктора медицины Дипака Чопры, запоем читают книги, посвященные аюрведической системе врачевания. Тысячи людей посещают аюрведические клиники, действующие по всему миру.

В аюрведе применяется несколько уровней лечения. На самом простом из них пациенты могут лечиться самостоятельно с помощью несложных изменений в питании и перемен в образе жизни, руководствуясь знаниями о своем типе метаболизма и присущих ему достоинствах и недостатках. И очень эффективным компонентом такого самолечения могут стать эфирные масла.

В этом разделе книги мы познакомим читателя с основными понятиями аюрведы и расскажем о том, как восстановить равновесие и здоровье с помощью аюрведических средств. Чтобы определить свой тип метаболизма и возможный характер дисбаланса, обратитесь к анкете (гл. 2 раздел «Кто я?»). В конце книги приводится список литературы, к которой мы рекомендуем обратиться для более глубокого изучения аюрведы. Если вы еще не знакомы с этой медицинской системой, то пусть наша книга поможет вам войти в волнующий новый мир самоисцеления и самопознания.

ИСТОРИЯ

Аюрведу открыли людям древнеиндийские просветленные мудрецы — риши. Эти великие провидцы, которые установили связь с духовным миром, не утратив связи с миром физическим, сумели проникнуть мыслью в самые основы мироздания и постичь место человека в мире. Они положили начало устной традиции передачи знания — традиции гибкой и восприимчивой к новым веяниям, способной расти и развиваться. И аюрведа росла и развивалась по мере открытия новых методов лечения и новых растений, по мере знакомства с достижениями иных культур. Риши были великими учеными. Благодаря им такие дисциплины, как хирургия, терапевтическое применение растений, минералов и металлов, физическая культура, физиология человека, его анатомия и психология, совершили гигантский шаг вперед в своем развитии. В области хирургии они освоили даже такие сложные операции, как кесарево сечение (которое на Западе научились успешно проводить лишь немногим более ста лет назад). Эти знания передавались от учителя к ученику на протяжении веков, а с возникновением письменности были зафиксированы в текстах Ригведы (4500 лет назад) и Атхарваведы (3200 лет назад) и в прочих сводах древней мудрости.

Постепенно учение аюрведы проникало в другие культуры, где благодаря своей гибкости удачно вписывалось в местные медицинские системы. Аюрведа оказала немалое влияние на медицину Тибета, Китая, Персии, Египта, Древней Греции, Древнего Рима и Индонезии.

В период британского колониального господства в Индии аюрведическая медицина подверглась гонениям. В 1833 году по распоряжению Ост-индской компании были закрыты все аюрведические колледжи. На протяжении почти ста лет аюрведа считалась «медициной бедняков» и применялась только в деревнях, жители которых не имели доступа к западной медицине или не могли оплачивать услуги врачей.

Но вслед за тем, как Индия вновь обрела независимость, аюрведа возродилась и стала соперничать с западной медициной на равных. В настоящее время средствами аюрведы лечатся около 70% жителей Индии. В 1978 году участники международной конференции «Медицина "третьего мира"», созванной по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ООН, пришли к выводу о том, что именно аюрведа — то медицинское направление, которое лучше всего подходит для слаборазвитых стран. Есть надежда, что на основе аюрведы будет создана новая всемирная система медицины: благодаря своей дешевизне, опоре на использование местных растений и природных средств, применимости в любых климатических условиях и относительной независимости от фармацевтической промышленности аюрведа способна приносить пользу всем народам мира. Ее можно с успехом дополнять методами западной, китайской и прочих традиционных медицинских систем.

 

ФИЛОСОФИЯ

Согласно учению аюрведы, основа здоровья — это согласие с самим собой. Для здоровья необходима гармоничная согласованность между жизненными целями, мыслями, чувствами и действиями. Если ваши цели миролюбивы, но мысли исполнены страха, а эмоции проникнуты пессимизмом, то ваше физическое тело заболеет — подаст «сигнал тревоги», призывая вас измениться. Поэтому физическое недомогание в аюрведе считается хорошим признаком: ведь оно помогает нам осознать некий прежде скрытый от нас изъян — изъян, который необходимо устранить. Здоровье — это гармоничное взаимодействие между всеми составными частями нашего «я». Эта внутренняя гармония проявляется и во внешнем мире — как гармоничные отношения с родными, друзьями, сотрудниками, с обществом в целом и со всем природным миром.

Одни из первых вопросов, которые обычно задают своим пациентам врачи-аюрведисты, могут звучать так: «В чем вы видите цель своей жизни? В форме какой работы, какого вида деятельности выражается ваше стремление к этой цели? А как у вас обстоят дела в области личных отношений?» Если во всех этих областях вашей жизни царит гармония, то исцелить физический недуг гораздо легче.

Цель аюрведы — истинная свобода от смерти и болезней, ничем не омраченное физическое, душевное и духовное счастье. Как ни удивительно это звучит, одной из основных жизненных целей аюрведическая философия провозглашает наслаждение. Но если мы станем злоупотреблять благами жизни, то утратим способность наслаждаться, и болезнь — это один из способов, которыми природа указывает нам на то, что мы злоупотребляем ее дарами. Либо мы себя ограничим, либо мать-природа сама ограничит нас. Люди Запада часто страдают хроническими заболеваниями именно потому, что они живут в мире изобилия и склонны к злоупотреблениям.

Четыре жизненные цели (поучению аюрведы):

1. Исполнение обязанностей перед обществом.

2. Накопление материальных благ в ходе исполнения обязанностей.

3. Удовлетворение законных желаний с помощью накопленных материальных благ.

4. Осознание того, что жизнь есть нечто большее, чем наши обязанности перед обществом, материальные блага и удовлетворение желаний.

Согласно аюрведической философии, крепкое здоровье невозможно без здоровой иммунной системы. Иммунная система — это великий дар Божественной Матери-Природы, дар, который растит, поддерживает и питает наше тело, а также обороняет его от вторжения извне. До тех пор, пока иммунная система здорова, мы надежно защищены от болезней. В древних ведических текстах иммунитет обозначался словом, которое в буквальном переводе означает «прощение болезни». Подразумевается, что болезни возникают из-за нездоровых мыслей и неправильного образа жизни.

Итак, болезнь — это сигнал о том, что назрела необходимость в переменах. Нужно избавиться от привычного нам представления о симптомах болезни как о досадных и бессмысленных помехах, — и тогда мы обретем силу. Выздоровление наступает тогда, когда мы перестаем возлагать вину за свои невзгоды на других людей или на внешние обстоятельства, и начинаем воспринимать эти невзгоды как испытания, открывающие перед нами новые пути. Болезнь можно превратить в благоприятную возможность для роста и развития. Таким образом, здоровье — это динамическое равновесие между цельной и неповторимой человеческой личностью и природой как совокупностью всех проявлений бытия. А такое равновесие достижимо лишь при условии, что мы не забываем о своем долге перед природой.

Подведем итоги. Аюрведическая философия утверждает, что основа здоровья — это тесная и гармоничная взаимосвязь между всеми аспектами нашего «я», между всеми нашими мыслями, эмоциями, побуждениями и духовными устремлениями. Кроме того, для крепкого здоровья необходимо поддерживать гармоничные отношения с другими людьми, признавать лежащий на нас долг перед Матерью-природой, жить в соответствии со своими представлениями о смысле жизни и стремиться к достижению достойных жизненных целей. Аюрведа отводит важную роль здоровью иммунной системы, указывает, что источник силы — это умение прощать, и утверждает, что бессмертие достижимо.

 

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ

Согласно аюрведической теории пяти элементов, человек — это малое подобие вселенной. Все, что есть в человеческом теле, присутствует в той или иной форме и в великом теле вселенной. В аюрведе считается, что все сущее состоит из пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Свойства этих «строительных кирпичиков» важны для понимания причины баланса и дисбаланса в человеческом организме.

Земля — это олицетворение твердого состояния материи. Ее отличительные черты — устойчивость, неподвижность и твердость. Во внешнем мире камни и почва стойко сопротивляются действию разрушительных сил воды и ветра. Такие же «земные», устойчивые структуры присутствуют и в нашем теле. Это кости, клетки и ткани — системы, по которым циркулируют кровь и кислород. Земля — это стабильная субстанция.

Вода - символизирует перемены. Во внешнем мире вода участвует в круговороте: испарение — формирование облаков — выпадение осадков. Потоки воды, стекая с возвышенностей в море, постепенно размывают твердые скальные породы. Речная вода перемещает частицы почвы и содержащиеся в ней питательные вещества; благодаря рекам на заре цивилизации начали развиваться торговля и культурный обмен; сама жизнь на нашей планете существует благодаря наличию воды. В нашем теле кровь, лимфа и другие жидкости, омывая клетки тела и перемещаясь по сосудам, снабжают энергией все части организма, выводят отходы, регулируют температуру тела, доставляют к больным органам субстанции, необходимые для борьбы с чужеродными веществами, а также переносят от одного органа к другому гормональную информацию. Вода — это нестабильная субстанция.

Огонь — это сила, превращающая твердые вещества в жидкие и газообразные и наоборот. Под действием солнечных лучей лед тает и превращается в воду, а вода — испаряется. Благодаря огню вода обретает способность к трансформации, и так возникают климатические циклы. Солнце — причина круговорота тепла и других видов энергии в природе. Благодаря солнечной энергии возникают пищевые цепи. В нашем теле элемент огня присутствует в виде сил межатомного и межмолекулярного притяжения. Огонь переваривает пищу, частично превращая ее в жир (долговременные запасы энергии) и мышцы, а частично перегоняя ее в доступную энергию. Огонь — причина нервной деятельности, включая и высшие ее формы - такие как чувства и мысли. Огонь — что форма без субстанции.

Воздух — это газообразная форма материи. Он подвижен и летуч. Мы не можем увидеть ветер, колышущий ветви деревьев, но мы его чувствуем. Мы видим, насколько материальным может быть воздух, наблюдая за ураганом, тайфуном или торнадо: развиваясь, они вбирают в себя силу, разрушаясь — отдают ее. Мы чувствуем воздух при каждом вдохе и выдохе. Мы ощущаем, как он проходит по дыхательным путям, попадая в легкие. Если дыхание прервется хотя бы на минуту, мы всем своим существом почувствуем, что воздух решительно необходим для жизни. В нашем теле благодаря воздуху (кислороду) происходят реакции окисления, то есть переходы энергии из одной формы в другую. Без воздуха не может существовать огонь. Воздух — это бытие без формы.

Эфир — это пространство, в котором пребывает все сущее. Внутреннее пространство нашего тела подобно космическому пространству, в котором небесные тела отделены друг от друга расстояниями в миллионы миль: в составе каждого атома на 0,001 % заряженных частиц приходится 99,999% пустоты. Именно пространство, то есть расстояние между предметами, позволяет нам отличать вещи друг от друга. Эфир — это просто расстояния, отделяющие материальные предметы друг от друга.

 

 

ТРИ ДОШИ

Пять элементов, принятые в системе аюрведической философии, образуют в попарных сочетаниях три динамические силы — три формы взаимодействия, именуемые дошами. «Доша» в переводе с санскрита означает «то, что меняется >>. И действительно, доши находятся в постоянном движении, поддерживая между собой динамическое равновесие. Доши — это основополагающие жизненные силы, или биологические «соки». Они присущи только живым существам, состоящим из органической материи. И без их движения жизнь была бы невозможна.

Вата— это сила, состоящая из элементов эфира и воздуха. От пропорций этих двух элементов зависит активность ваты: объемом эфира (пространства) определяется способность воздуха набирать силу. Вата — это принцип движения, принцип динамического взаимодействия эфира и воздуха. В человеческом организме она проявляется в движении нервных импульсов, воздуха, крови, пищи, отходов и мыслей.

Вате присущи семь качеств: холодность, легкость, непостоянство, подвижность, сухость, разреженность и шероховатость. Эти качества определяют ее влияние на тело. Избыток ваты может вызывать нервное раздражение, повышенное артериальное давление, скопление газов в кишечнике, а также путаницу в мыслях и замешательство. Недостаток ваты ведет к гибели нервных клеток, запорам и застойным явлениям, а также порождает беспечность и неосмотрительность.

Когда движение воздуха не сдерживается никакими преградами (как, например, над поверхностью открытого моря), ветер может набирать огромную силу, и так возникают ураганы, скорость которых порой превышает 240 км/ч. А в закрытом пространстве воздух, напротив, не может двигаться и становится затхлым.

Питта — это сила, возникающая благодаря динамическому взаимодействию воды и огня. И вода, и огонь символизируют трансформацию, в чем и заключается сходство между двумя этими силами, на первый взгляд, во всем друг другу противоположными. Правда, превращаться друг в друга они не могут. Но зато огонь и вода способны видоизменять друг друга и не обходятся один без другого ни в одном из биологических процессов.

Питта — это принцип трансформации. На физическом уровне она проявляется в форме ферментов, обеспечивающих пищеварение, и гормонов, регулирующих процессы метаболизма. На психическом уровне питта - это трансформация электрохимических импульсов в конкретные мысли. Избыток питты может вызывать язвенную болезнь, гормональные расстройства, раздражение кожи (угревую сыпь) и бурные эмоции (гнев). Недостаток питты ведет к несварению, затрудняет мыслительные процессы и замедляет метаболизм.

Питта обладает восемью качествами, которыми и определяется ее воздействие на организм. Она горячая, легкая, текучая, тонкая, резкая, дурно пахнущая, мягкая и прозрачная.

Если мы поставим воду кипятиться на слишком сильный огонь, вода выкипит, а сосуд сгорит. Если же мы нальем в сосуд слишком много воды, она выплеснется и зальет огонь.

Капха — это равновесие воды и земли. Она представляет принципы структуры и смазывания, что ясно из базовых характеристик двух этих элементов. На одном уровне капха — это клетки, из которых состоят ткани нашего тела, а на другом — жидкости, обеспечивающие питание и сохранность этих клеток.

В соответствии с аюрведическим законом причины и следствия, избыток капхи ведет к скоплению слизи в носовых пазухах, в полости носа, в легких и толстой кишке, а в сфере психики порождает упрямство, зашоренность и неуступчивость. Недостаток капхи вызывает сухость в дыхательных путях, изжогу (в связи с недостатком слизи, защищающей стенки желудочно-кишечного тракта от разрушительного действия кислоты желудочного сока) и неспособность к сосредоточению. Капхе присущи следующие качества: жирность, холодность, тяжесть, стабильность, плотность и гладкость.

Если бросить в сосуд с водой пригоршню песка, две эти субстанции не смешаются друг с другом: песок осядет на дно сосуда. Добиться равномерного распространения песка в воде можно будет только постоянным помешиванием. Капха подобна такому помешиванию, обеспечивающему равновесие.

 

 

СООТНОШЕНИЕ ДОШ

В каждом живом существе три доши — вата, питта и капха — постоянно движутся, видоизменяются и уравновешивают друг друга. В этом — основа жизни. В растениях вата сосредоточена в цветках и листьях (теснее всего связанных с пространством и воздухом), капха — в корнях (покрытых слоем земли и хранящих в себе запасы воды), а питта — в эфирных маслах, смолах и соке (в особенности — специях и пряностях, стимулирующих пищеварение). В различных растениях относительная концентрация ваты, питты и капхи различна. Употребляя в пищу те или иные продукты, растения и части растений, мы можем изменять соотношение ваты, питты и капхи в своем теле. Корнеплоды, молочные продукты и успокаивающие травы (например, валериана) усиливают капху. Настои и отвары цветков растений (например, жасмина) и сухие зерна злаков усиливают вату. А горячая, острая пища (например, красный перец) и продукты с высоким содержанием белков (например, перга) усиливают питту.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.