Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 2 Проблемы, имеющиеся на рынке кредитования России, и пути ихрешения



 

2.1 Анализ существующих проблем при кредитовании корпоративных клиентов и их решение

 

Рассмотрим подробнее данные о размещенных средствах в динамике за 2010—2013 года (Таблица 2.1.1).

Таблица 2.1.1.

Кредиты, депозиты, и прочие размещенные средства в рублях организациям на начало 2010-2013 гг.

в млн. руб.

  Всего, из них: Корпоративным организациям   Кредитным организациям
  01.2010   9 386 042   8615 396   770 646
  01.2011   10 773 870     1 101 786
  01.2012   13 878 544     1 625 506
  01.2013   16 435 183     1 929 421
  01.2014     18 191 891     3 205 776

 

Можно сделать вывод, что объем кредитования корпоративных клиентов в целом стремительно растет, в особенности, начиная с середины 2011 года.

Что касается структуры кредитного портфеля, основную долю занимают кредиты, выданные корпоративным организациям — на начало 2014 года она составила 81 % или 18191891 млн. руб. Исследуя данные показатели в динамике за 2010―2013 гг., можно отметить, что доля кредитов, размещенных в корпоративных организациях к 2014 году, постепенно снижается (с 92 % до 81 %), продолжая оставаться основной. В результате снизился удельный вес корпоративного портфеля в активах банковского сектора и в совокупных кредитах и прочих размещенных средствах. Этому поспособствовали: появление новых кредитных продуктов, совершенствование платежных систем, повышение жизненного уровня населения, стабильная экономическая ситуация, развитие законодательной и правовой базы, наличие информационных ресурсов. Доля же депозитов, размещенных в других кредитных организациях, остается практически неизменной, чуть сократившись к началу 2014 года.

Теперь рассмотрим в динамике, как изменяются объемы кредитования корпоративным лицам и кредитным организациям за аналогичный период (приложение 1).

Из графика видно, что объем размещенных средств организациям в целом растет, причем темпы роста увеличиваются с начала 2012 года. К началу 2013 г. спрос на кредиты со стороны качественных корпоративных заемщиков несколько снизился в связи с активизацией привлечения ими заемных средств на рынке облигаций. Доля кредитов нефинансовым организациям в их общем объеме снизилась до минимального за последние несколько лет значения — 59,4 % на 1.12.12, что стало следствием бурного роста объемов кредитования физических лиц. Наименьший прирост объема корпоративных кредитов за 2012 г. продемонстрировали 30 крупнейших банков (исключая ОАО «Сбербанк России»), а прирост значительно выше среднего — малые и средние региональные, а также московские банки, не в последнюю очередь за счет кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах. ОАО «Сбербанк России» за этот период нарастило объем кредитования нефинансовых организаций на 13,7 %, обеспечив более 40 % прироста корпоративного кредитного портфеля в целом по банковскому сектору.

Что касается кредитных организаций, ситуация стабильная. Объем межбанковских кредитов, не имея явной тенденции, все же растет умеренными темпами. Объем предоставленных межбанковских кредитов за 2012 г. вырос на 6,9 % — до 4230,4 млрд. руб. (за 2011 г. — на 35,5 %). Их доля в активах банковского сектора уменьшилась с 9,5 до 8,5 %. При этом объем кредитов, размещенных в кредитных организациях — резидентах, возрос на 22,4 %, а в банках-нерезидентах — напротив, сократился на 4,2 %. В целом прирост депозитов, размещенных в кредитных организациях, за анализируемый период составил 55%, а среднегодовое значение за данный период составило 3 458 861 млн.руб.

На ту же дату объем кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составил 27531130 млн.руб.

Рассмотрим структуру кредитного портфеля и ее динамику за 2010—2013 гг. по срокам выданных ссуд. По состоянию на 1 января 2013 года объем кредитов, выданных банками в рублях и иностранной валюте организациям, составил 20917млрд.руб. Из них кредиты, выданные на срок:

-до 30 дней — 655 млрд. руб. (3%);

-от 31 до 90 дней — 608млрд.руб. (3%);

-от 91 до 180 дней — 965млрд.руб. (5%);

-от 181 дня до 1 года — 3375млрд.руб. (16%);

-от 1 года до 3 лет — 5906млрд.руб. (28%);

-от 3 лет — 8468 млрд. руб. (40 %).

Рассмотрев структуру кредитования организаций по срокам, можно говорить о его долгосрочном характере, так основную долю составляют кредиты свыше 3 лет, что явилось характерной чертой анализируемого периода (с 2010 по 2013гг.), так как в ранние периоды долгосрочные кредиты не были столь востребованы. Это, безусловно, является положительным моментом. Возможно, это связано с повышением доверия к клиентам со стороны банков и стабилизацией финансового состояния, как организаций, так и банков.

Данные диаграммы (приложение 3) наглядно свидетельствуют о том, что существует определенная зависимость удельного веса кредитов от сроков их предоставления. С удлинением сроков ссуд, их доля в кредитном портфеле увеличивается. Наблюдается тенденция к увеличению удельного веса долгосрочных кредитов сроком от 3 лет, остальные же кредиты не имеют определенной направленности ни к снижению, ни к увеличению, отклоняясь незначительно в ту или иную сторону. В начале 2013 года по сравнению с январем 2010 года, наибольший прирост имела ссудная задолженность по кредитам со сроком погашения от 31 до 90 дней — 114 %, и до 30 дней — 108 %, наименьший прирост наблюдался по кредитам со сроком погашения от 181 дня до 1 года — 37%.

В течение большей части 2012 г. российские банки ужесточали неценовые условия кредитования нефинансовых организаций (прежде всего требования к их финансовому положению и обеспечению по кредиту). Ряд банков уменьшал максимальный срок кредитования. Некоторые кредитные организации повышали процентные ставки по корпоративным кредитам. По результатам обследования Росстата, проведенного в конце года, в целом средневзвешенные процентные ставки по рублевым кредитам нефинансовым организациям в течение 2012 г. колебались около уровня, сложившегося к концу 2011 года, но были значительно меньше, чем в течение 2010 года.

Из приложения 4 видно, что в 2010 году средневзвешенная ставка по кредитам была намного больше, чем ставка рефинансирования, в 2011 году в некоторые месячные периоды даже ниже, а с конца 2011 по конец 2012 наблюдается ее умеренный рост и увеличение разницы между данными ставками. Столь большое уменьшение ставки по кредитам нефинансовым организациям в 2011 году, возможно, было связано с ожиданием новой волны кризиса в 2012 г. К тому же, доля организаций, рассматривающих высокий уровень процентных ставок как один из основных факторов, сдерживающих рост производства, почти не изменилась по сравнению с тем же периодом 2011 г., составив около 30%.

Изменение условий банковского кредитования было неоднородным. Влияние ряда факторов на условия кредитования различных категорий заемщиков обусловило разную степень изменения этих условий. Основными факторами снижения доступности кредитования стали изменение условий привлечения средств на внутреннем рынке, изменение ситуации с ликвидностью в банках, а также ожидание изменения этих и других факторов в будущем. Главным фактором, способствующим смягчению условий банковского кредитования и, соответственно, росту доступности кредитных ресурсов для всех категорий заемщиков, оставалась конкуренция между банками.

Одной из причин, которая вызывает проблемы кредитования корпоративных лиц, является несовершенная налоговая база и законодательство. Встает необходимость динамичного изменения этих параметров, в зависимости от требований рынка.

Существует много недочетов в организации работы банков: не соблюдаются основные принципы выдачи кредитов. Более серьезно надо относиться к оценке финансов будущего заемщика. Методики оценки основаны на анализе бухгалтерского состояния получателя кредита. Однако информация не всегда отражает действительное положение вещей.

Еще одна проблема — ставки кредитования корпоративных лиц (Приложение 4 ). Они должны быть такими, чтобы и банк и получатель кредита имели доход и компенсацию рисков. На снижение процентных ставок оказывает влияние уровень конкуренции на рынке предоставления кредитов. Предприниматели не хотят брать кредит по завышенной ставке в крупном банке. Средние и небольшие банки, выдвигают не такие жесткие требования к клиентам. Они готовы предоставлять каждому индивидуальные условия.

Так же проблема кредитования юридических лиц – это анализ количественных показателей, который связан с характеристикой финансового положения получателя кредита. Проблемы, в основном, связаны с отсутствием финансовой грамотности на предприятиях.

Объемы кредитования корпоративных лиц и МСБ, по доступной на сегодняшний день статистике Банка России, по итогам восьми месяцев 2013 года выросли в России в целом по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Этот прирост составляет около 18 процентов. Кредитных средств корпоративным клиентам, по России — 22,2 трлн рублей.

Одной из основных проблем для банков, является сокращение числа добросовестных и кредитоспособных заемщиков — корпоративных клиентов и МСБ. Еще одной проблемой можно назвать тот факт, что на рынке наблюдается явный спад интереса к долгосрочным инвестиционным вложениям. Для клиентов основной проблемой было и остается изменение процентных ставок по кредитам до срока его погашения.

Существуют сложности, связанные с недостаточной прозрачностью бизнеса. Отсутствие прозрачности делает анализ кредитоспособности клиента более трудоемким и детальным. Другая сложность — это отсутствие длинных денег: к ним имеет доступ ограниченный круг банков. И, стоит отметить требования регулятора по начислению резервов, которые становятся более жесткими. Это только часть трудностей, с которыми сталкиваются банкиры в настоящее время.

Следует отметить снижение инвестиционной активности предприятий. Нынешние инвестиционные настроения крупных корпоративных клиентов можно назвать сдержанными — многие компании откладывают запуск новых проектов либо оптимизируют инвестиционные потоки в недавно стартовавшие проекты. Пока речь не идет о серьезном сокращении финансовых вливаний в проекты, это скорее легкая оптимизация.

Инвестиционная активность бизнеса сейчас не очень высока. "За шесть месяцев 2013 года рост рынка корпоративного кредитования в СЗФО составил около 2,5 процента (за восемь месяцев рост 4,8 процента). В этих условиях конкурентная борьба за качественного корпоративного заемщика усиливается.

К проблемам на рынке кредитования корпоративных лиц можно отнести нестабильную ситуацию в стране и в мировой экономике в целом. Это приводит к ужесточению залоговой политики банков, что усложняет получение кредитов. Следует также отметить снижение инвестиционной активности предприятий.

Нынешние инвестиционные настроения крупных корпоративных клиентов можно назвать сдержанными — многие компании откладывают запуск новых проектов либо оптимизируют инвестиционные потоки в недавно стартовавшие проекты. Пока речь не идет о серьезном сокращении финансовых вливаний в проекты, это скорее легкая оптимизация.

Деловую активность сегодня демонстрируют только компании потребительского сектора телекоммуникационной отрасли и сферы торговли, так как спрос на их товары и услуги не является цикличным и не зависит от экономической ситуации.

В настоящее время наблюдается высокая конкуренция и борьба за клиента, что приводит к созданию различных программ лояльности и индивидуальному подходу к каждому корпоративному клиенту с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Многие банки внедряют программы рефинансирования кредитов с целью привлечь клиентов более выгодными условиями и тарифами. Также банки стали гибко подходить к условиям страхования и залоговому обеспечению.

Средняя ставка по кредитам на один год на рынке варьируется от 9 до 13% годовых в зависимости от рейтинга заемщика и возможностей банков. Полагаем, что у ряда банков будет присутствовать небольшое снижение ставок до конца года.

Средний уровень ставок по кредитованию (в частности, приводимый ЦБ) не является показательным в связи со значительным расслоением рынка в зависимости от величины клиентов. Так, крупнейшие клиенты имеют возможность привлекать кредиты ниже 10 процентов годовых, тогда как для средних компаний ставки могут колебаться в диапазоне от 12,5 до 14 процентов годовых, а клиентам с высоким кредитным риском сложно претендовать на уровень ставок ниже 15-17 процентов годовых. Можно прогнозировать, что снижение ставок для крупнейших клиентов в государственных и некоторых частных банках может продолжиться, но для остальных категорий клиентов уровень ставок будет снижаться в меньшей степени.

Повышенный интерес вызывает проблема влияния указанных интеграционных процессов на российский банковский сектор как механизм распределения и перераспределения капитала по сферам и отраслям производства, который в значительной степени обеспечивает развитие народного хозяйства в зависимости от объективных потребностей производства.

Проблема требует особого внимания исследователей, поскольку в настоящее время деятельность коммерческих банков носит всеобъемлющий характер, не ограничиваясь аккумуляцией и размещением растущей массы денежных средств организаций, предприятий и части населения. На банки возлагается надежда в обозримом будущем на финансирование экономического роста.

Исследователи признают, что основной проблемой влияния глобализации на функционирование российских банков является вхождение иностранных банков на российский рынок банковских услуг. Но перед тем как определить их позиции в России, целесообразно рассмотреть показатели современной отечественной банковской системы в сравнении с развитыми странами.

Во-первых, в России, как и в большинстве стран «Большой десятки», за исключением Швеции и Италии, продолжается тенденция к сокращению числа банков. Она наблюдалась также в 2009—2012гг., и на 1.01.2012г. число действующих банков в России составило 922единицы. Банки уходят с финансового рынка России по различным причинам: отток средств из банков, как корпоративных клиентов, так и населения, вызванный финансовым кризисом; несоблюдение нормативов ЦБ РФ по минимальному размеру капитала в связи с большим количеством проблемных кредитов; проведение реструктуризации (в основном из-за слияний и поглощений); значительное увеличение роли государственных банков в банковском секторе России.

Особенностью последних лет является то, что на российский рынок практически не выходят новые игроки: в 2010г. было зарегистрировано 9 новых банков, в 2011 — 1, а в 2012 — 2.

Во-вторых, относительный размер активов (отношение банковских активов к валовому внутреннему продукту страны) банковской системы России, являющийся одним из важнейших показателей степени развитости банковского сектора, демонстрирует тенденцию к росту. Однако данный показатель России значительно отстает от развитых стран: Швейцария — 628,1%; Великобритания — 497, 8%; Германия — 266,4%; США — 94,4%.

В-третьих, из-за большого превышения ссудного капитала над депозитным в России сложилась высокая банковская маржа. Так, в 2008 г. спрэд по процентным ставкам в России составил 6,5%, тогда как в Нидерландах — 0,2 %, Японии — 1,3%, Швейцарии — 3,2%, Канаде — 3,2%. Это, с одной стороны, может говорить о высокой доходности банковской деятельности в России, а с другой — это объясняется высокими рисками (повышенным резервированием), высокими операционными издержками российских банков, не обладающих теми же технологиями ведения бизнеса, что их зарубежные коллеги. Однако в послекризисные годы значение показателя в России снизилось до 3,12% в 2011г.

Итак, российская банковская система, отставая по показателям от зарубежных, тем не менее, стремится приблизиться к мировым стандартам и стать конкурентоспособной. Однако большинство российских банков характеризует низкая информационная прозрачность деятельности банков, слабая система риск-менеджмента и практик корпоративного управления. Наибольшей степенью влияния на рынке пользуются банки, контролируемые государством.

Именно с таким современным состоянием банковского сектора Россия вступила в ВТО, увеличивая долю своего участия в международных финансовых отношениях. Поэтому остро встает вопрос о степени присутствия иностранного капитала в национальной банковской системе. Проведем анализ текущих позиций иностранных банков в ней, чтобы затем обозначить направления дальнейшего развития.

Все эти факторы ведут к тому, что корпоративные клиенты все чаще предпочитают работать с банками нерезидентами, из-за недоверия к национальной банковской системе, что ведет к оттоку капитала из страны.

Деятельность большинства иностранных банков, присутствующих в России, преимущественно посвящена обслуживанию операций иностранных компаний, ведущих бизнес в России. Например, турецкий ЗАО КБ «Гаранти Банк-Москва» обслуживает преимущественно турецкие строительные и торговые компании, АКБ «Банк Китая» обслуживает китайских предпринимателей и туристов. Аналогичной специализации придерживаются иностранные банки для внешней торговли — ООО «Коммерческий банк Индии», ЗАО «Азия — Инвест Банк» и др. Эти банки являются каналом прямых иностранных, а что самое главное, диверсифицированных инвестиций.

Рассматривая особенности институциональных форм иностранных банков, важно отметить, что большинство из них всегда было представлено в России дочерними структурами. В настоящее время филиалы иностранных банков в России не зарегистрированы. Режим функционирования филиалов и дочерних предприятий различен, поскольку филиал не подпадает под юрисдикцию РФ. В связи с этим де-факто ЦБ РФ не дает разрешения на открытие прямых филиалов иностранных банков в России.

Для подписания протокола о вступлении России в ВТО был утвержден «Перечень специфических обязательств Российской Федерации по услугам». В нем представлен результат многолетних переговоров и обсуждений России с организацией, поскольку от обозначенных в нем условий зависит характер дальнейшего развития страны. Особенности указанных обязательств для банковского сектора отражены на рисунке приложения.

Во-первых, установлена квота в размере 50% на участие иностранного капитала в банковском секторе. Однако в последние годы доля иностранного капитала в банковской системе варьировалась от 24,53% до 28,49% , хотя с 2002 г. до вступления в ВТО ограничений на участие иностранного капитала в капитале российской банковской системы установлено не было. Установленное ограничение позволит избежать полной зависимости банковского сектора от капитала нерезидентов.

Во-вторых, открытие прямых филиалов нерезидентов в банковском секторе запрещено. Кризисы последних лет показали, что финансовая сфера, а в больше степени, банковский сектор является наиболее уязвимым от рыночных колебаний. Особенностью филиала как организационной структуры является то, что к нему не предъявляются требования ЦБ РФ как регулятора финансовой деятельности, что может привести к неравной конкуренции участников рынка.

На рынке банковских услуг банки с иностранным участием обладают рядом преимуществ, в числе которых возможность предоставления более дешевых кредитов за счет средств, привлекаемых с международных финансовых рынков; достаточный размер собственных средств для финансирования крупнейших российских компаний; возможность оперативно увеличивать капитал; способность к оперативному принятию стратегических решений и высокое качество риск-менеджмента. Кроме того, иностранные банки правильно позиционируются на рынке банковских услуг. И «Сити-банк», и «Райффайзенбанк» — успешные западные банки, — четко позиционированы на соответствующих сегментах и успешно работают на них, используя свои сильные бренды. Российские банки пока еще не имеют столь сильных технологий и не умеют точно позиционироваться на рынке. Более того, в погоне захвата рынка они размывают бренд, обезличивают свое рыночное предложение.

Сложившаяся ситуация в банковском секторе России, а также принятые ограничения по вступлению страны в ВТО (Приложение 5) позволяют утверждать, что экспансии иностранных банков в краткосрочной перспективе не произойдет. Вместе с тем нерационально полностью исключать риск её возникновения, поскольку банки-нерезиденты обладают значительными конкурентными преимуществами по сравнению с отечественными кредитными организациями. Межбанковскую конкуренцию свободнее всех выдержат банки с государственным участием, отличающиеся высокой степенью капитализации и имеющие значительный уровень доверия клиентов.

Система кредитования отечественных банков основана на разработках отечественных авторов. Применение зарубежных моделей и методов ограничено. Работа осуществляется по обычной схеме: анкета, пакет документов, заведение в базу данных при их отсутствии. Затем проверка службой безопасности, оценка кредитоспособности, после чего принимается решение о предоставлении или отказе в выдаче кредита. Когда речь идет о корпоративном бизнесе, то больше ответственности, значит больше показателей для проверки и жестче требования, следовательно, больше времени. Система кредитования физических лиц более автоматизирована, поэтому есть смысл усовершенствовать систему кредитования корпоративных клиентов. В общем виде система кредитования состоит из трёх этапов: оценка заёмщика, предоставление кредита и последующий контроль. На наш взгляд, систему банковского кредитования можно представить в виде схемы (Приложение 6) .

При выборе путей стратегического развития кредитования корпоративного бизнеса особое место занимает оценка эффективности направлений деятельности с использованием факторных моделей. Оценивается тот или иной целевой показатель, служащий своего рода ориентиром в процессе выработки оптимального стратегического плана.

Далее рассмотрим факторы, за счет которых может быть увеличен объем кредитования бизнеса (Таблица 2.1.2).

 

Таблица 2.1.2 - Факторы, определяющие кредитную политику в области кредитования корпоративного бизнеса

Уровень проявления Факторы, определяющие кредитную политику в области кредитования корпоративного бизнеса
Внешний (Макроэкономический)
  • общее состояние экономики страны, регионов и отраслей, обслуживаемых банком
  • политическая ситуация
  • денежно-кредитная политика Банка России и финансовая политика правительства РФ
  • уровень развития банковского законодательства
  • степень развития банковской инфраструктуры
Внутренний
  • размер и структура ресурсной базы
  • ликвидность банка
  • характер специализации
  • степень рискованности и прибыльности различных видов кредитов
  • наличие квалифицированного, специально обученного персонала
  • размер и состав портфеля корпоративных заемщиков

 

Суммируя вышесказанное, реальные проблемы в этой сфере следующие:

• низкий уровень капитализации российских банков

• высокий уровень просроченной ссудной задолженности

(см.приложение 8)

• слишком дорогие кредитные ресурсы, особенно долгосрочные

• недостаточная информатизация и автоматизация банков

Эти проблемы носят характер, и могут привести к колоссальным сдвигам экономики в негативную сторону, отрицательно влияя на социально-экономические процессы в целом.

Для решения их можно предложить следующие рекомендации:

1. Создание Совета между Ассоциацией российских банков (АРБ) и РСПП.

2. Предоставление государственных гарантий банкам при кредитовании предприятий из приоритетных отраслей могло бы помочь преодолеть кризис доверия и стать фактором для поддержки реального сектора. Причем для достижения действительно ощутимого эффекта такие гарантии должны предоставляться не только государственным, но и частным банкам, удовлетворяющим определенным требованиям.

3. Снижение ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка стало бы положительным моментом для увеличения капитализации банковской системы.

4. Для того, чтобы поддержать банковскую систему Правительству и ЦБ РФ необходимо реализовать следующие меры:

- снизить нормативы обязательных резервов;

- смягчить условия кредитования с использованием отдельных видов залога;

- предоставить беззалоговые кредиты;

- частично компенсировать убытки коммерческих банков от операций на рынке межбанковского кредитования, если они возникли вследствие отзыва лицензии у банка-контрагента (необходимо для восстановления рынка МБК).

Для решения проблем с просроченной задолженностью можно рекомендовать следующее:

1. Более тщательно анализировать положение дел заемщика

2. Разработать более жесткие требования к заемщикам

3. Вести более гибкую политику для стратегических (ключевых) клиентов

4. Поддерживать положительный имидж

5. Ввести внутренний режим минимизации издержек и экономии затрат

 

2.2 Рассмотрение путей совершенствования потребительского кредитования

 

Говоря о совершенствовании системы потребительского кредитования, необходимо уделить внимание методике анализа кредитоспособности заемщика.

Система анализа кредитоспособности индивидуальных заемщиков состоит из:

· анализа платежеспособности заемщика;

· оценки обеспечения:

- анализа платежеспособности поручителей;

- оценки заложенного имущества.

В результате данного исследования по данному вопросу были выявлены две основных проблемы, тормозящих развитие банковского кредитования клиентов банка:

1. Ограниченность информации о клиенте: отсутствие кредитной истории у большинства граждан России.

2. Нет индивидуального подхода к каждому клиенту:

а) в зависимости от величины чистого дохода клиента

используются уменьшающие коэффициенты, но этого недостаточно, чтобы точно оценить расходы на текущее потребление каждого из клиентов;

б) намного занижаются финансовые возможности клиентов, особенно пенсионеров. Большинство пенсионеров работают не официально и доход подтвердить не могут. При расчете суммы кредита к выдаче представителю этой категории заемщиков ихнеофициальный доход и величина сбережений не учитываются. Поэтому пенсионерам не приходится рассчитывать на богатое предложение банка.

Услуги потребительского кредитования в России предоставляют практически все коммерческие банки и различные небанковские кредитные организации. Поэтому условия предоставления потребительских кредитов нередко могут значительно отличаться друг от друга. Вместе с тем, существующая практика потребительского кредитования в целом имеет ряд общих особенностей. Так, к числу основных факторов, влияющих на выбор формы кредитного договора и условия кредитования, можно отнести макроэкономические факторы (общая экономическая и политическая обстановка в стране, уровень официальной ставки рефинансирования Банка России, инфляционные ожидания населения, стабильность национальной валюты, уровень развития валютного и фондового рынков, конъюнктура рынка ссудных капиталов и проч.) и микроэкономические факторы, действующие на уровне банка и его клиента (конкурентоспособность банка, испытываемые им и его клиентом риски, платежеспособность клиента, качество обеспечения ссуды, является ли клиент постоянным клиентом банка, имеет ли он постоянные источники доходов и т.д.). Эти и многие другие факторы принимаются во внимание банком при определении сроков кредитования и уровня взимаемых процентных ставок.

Сегодня, в условиях кризиса, рынок потребительских кредитов в России стремительно развивается. Все больше банков готовы предложить программы потребительского кредитования. Физические лица, в прошлом традиционно рассматривавшиеся лишь как источник ресурсов для банков, в последнее время становятся важной категорией заемщиков в сферах ипотечного и потребительского кредитования.

По-настоящему сильный импульс развитию потребительского кредитования могут дать лишь рост национальной экономики и повышение среднедушевого дохода населения. На сегодняшний день активность на рынке потребительского кредитования обусловлена стабильным спросом со стороны населения, но потенциал спроса на кредитные продукты банков остается далеко не реализованным.

Таким образом, в ближайшие несколько лет наиболее вероятным представляется сохранение высоких тенденций развития данного направления банковского бизнеса.

Однако, у банков может возникнуть ряд проблем в данном направлении, среди которых следует выделить, например, проблемы риска при существенном увеличении кредитного портфеля российских банков. Так, в настоящее время банки кредитуют население под довольно высокие проценты, заранее закладывая высокие риски невозврата из-за недостаточного объема сведений о партнере при заключении сделки.

Рост рынка заметно приостановился и некоторые аналитики даже прогнозируют в недалеком будущем отрицательную динамику развития.

Одной из весомых причин данной тенденции является насыщение рынка – практически все платежеспособное население уже имеет потребительские кредиты и не может, или по каким-либо причинам не хочет брать новые. Не менее важной причиной является и недобросовестность многих банков при раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам, т.е. в кредитном договоре содержатся скрытые платежи, не указываемые банком во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка при оформлении банковского договора, в результате чего лицу, взявшему потребительский кредит, приходится выплачивать значительно большую сумму, чем ожидалось, что подрывает доверие к конкретному банку и системе потребительского кредитования в целом.

Однако не только граждане замедляют рост сегмента потребительского кредитования, во многом это зависит и от самих банков, многие из которых для увеличения объема потребительских кредитов снижают требования при выдаче кредита, что ведет к росту так называемых «безнадежных кредитов», которые, по мнению аналитиков, являются реальной угрозой для банков. Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банков большие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента.

Поскольку в России нет эффективной системы взыскания долгов, рост объема невозвратных кредитов может стать общей проблемой банковской системы.

Перспективы развития потребительского кредитования в России довольно неоднозначны, с одной стороны он является наиболее удобной формой кредитования населения для приобретения товаров и услуг, однако в настоящий момент существуют достаточно весомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост сегмента и даже могут вызвать общий кризис банковской системы за счет роста невозвращенных кредитов.

Банкам следует уделять больше внимания развитию скоринговых систем, с помощью которых банки оценивают потенциальные риски, связанные с выдачей кредитов. Для того, чтобы закрепиться на рынке и завоевать свою долю, банки стремились выдать как можно больше кредитов, а теперь главным становится вопрос качества выдаваемых кредитов с точки зрения снижения рисков.

Рост кредитных рисков вынуждает банки снижать ставки, поскольку наращивание кредитных ставок при ухудшении качества кредитных портфелей ведет банки к масштабному кризису. Новые кредиты, выданные под более высокие ставки, не будут более надежными в силу того, что чем выше стоимость кредита, тем выше риск. Снижая ставки, банки улучшают качество вновь выдаваемых ссуд при адекватной коррекции скоринга.

При стабильно высоком росте спроса на потребительские кредиты очевидным становится то, что без повышения информированности населения о банках и банковских услугах, о правилах взаимоотношений клиента с банком этот сегмент финансового рынка не сможет дальше эффективно развиваться. Например, рост доли просроченной задолженности физических лиц в кредитных портфелях банков говорит о проблеме: часть заемщиков не была информирована об эффективной процентной ставке по кредиту, а кто-то, вообще не знал или не верил, что кредит придется когда-то отдавать.

Решая непосредственно основную задачу возврата долгов, банки и коллекторские агентства должны нести потенциальному заемщику экономические знания, позволяющие тому впоследствии вернуть долг. По мнению экспертов, должны активно применяться методы воспитания финансовой грамотности человека, которые может использовать специалист (банковский работник, сотрудник коллекторского агентства), поскольку отсутствие у большинства населения финансовой образованности является одним из слагаемых роста просроченной задолженности по кредитам.

Можно выделить ряд столь же важных факторов, сдерживающих развитие российского рынка потребительских кредитов:

- наличие преимущественно краткосрочной структуры банковских пассивов, что не позволяет развивать долгосрочное кредитование физических лиц и не стимулирует спокойствие и постоянство как клиентов, так и кредитных организаций в участии в данных сделках;

-наличие так называемых «белых», «серых» и «черных» доходов физических лиц – потенциальных заемщиков, что не позволяет, с одной стороны, кредитным организациям с полной уверенностью судить о реальном финансовом состоянии потенциальных клиентов, а с другой стороны – самим физическим лицам в полной мере удовлетворять имеющиеся у них потребности;

-неоправданно высокий уровень процентных ставок, применяемых кредитными организациями, что делает заведомо невыгодным использование потребительских кредитом потенциальными клиентами со средним достатком.

Таким образом, в области потребительского кредитования существует ряд неразрешенных проблем. Эти проблемы связаны с недостаточностью нормативной базы, отсутствием необходимой правоприменительной практики, а также невысокой пока культурой потребительского кредитования населения.

В то же время, практика российских банков в этой сфере финансовых услуг вселяет определенную надежду на то, что эти проблемы носят временный характер и найдут свое разрешение в недалеком будущем. Темпы роста объемов потребительского кредита в России пока еще позволяют говорить о росте доверия населения к кредитным продуктам. Позитивный опыт накапливается и самими банками. При этом ожидания положительной динамики потребительского кредитования предопределяются целым рядом факторов.

Но можно надеяться, что указанные факторы в ближайшие годы приведут к созданию в России стабильного рынка потребительского кредита.

 

отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стратегия и тактика конкурента неверна и заслуживает отмены. Стр







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.