Здавалка
Главная | Обратная связь

Внимание и действие



В регуляции поведения в целом внимание может быть направлено или на синтез программы поведения, или удержания цели в поле внимания, или осуществление актов проверки исполнения плана. В случае возникновения препятствий к достижению цели внимание порождает ориентировочное поведение, в котором осуществляется восприятие ключевых объектов среды, имеющие отношение к достижению цели и удовлетворению определенной потребности. Внимание активизируется в моменты рассогласования плана действия с его реальным осуществлением. Тогда внимание сосредоточивается на корректировке плана в соответствии с требованиями изменившейся ситуации.

Говоря о внимании мы подразумеваем, что акты произвольного внимания одновременно являются актами воли, направленной на контроль восприятия и выстраивания поведения в соответствии с планом. В случаях же непроизвольного внимания управление происходит по привычке, и в этом случае энергетический аспект управления поведением не переживается как усилие. Поэтому непроизвольное внимание не требует усилия и человеку кажется, что оно происходит само собою. Громкий звук сам приковывает внимание, а усилие потребуется для отвлечения от него.

Любое внимание состоит из актов привлечения и сосредоточения внимания и актов отвлечения и переключения внимания. Эти акты могут происходить произвольно и непроизвольно, в зависимости от силы раздражителя и наличия или отсутствия привычки к данному



приобретают своеобразный и контрастный характер. Не будем же мы считать волевым человека, который не пощадил близких, оказавшихся в лапах рекетиров, дав волю своей ненависти к преступникам.

Сказанное позволяет рассматривать силу воли как сознательную и организованную работу ума, которая определяется действием огромного числа факторов: ситуационных, нравственных, духовных.

Способность к саморегуляции поведения возрастает с выработкой умений контролировать свои потребности и эмоции. Саногенное мышление, ослабляющее эмоции за счет их осознания, повышает способность волевой саморегуляции поведения, хотя уровень усилия, которое для этого применяет человек, остается прежним или даже меньшим.

Воля и насилие.

Способность человека насиловать самого себя ради какой либо цели, как правило, характеризуется как сила воли. На самом же деле это свидетельствует об узости сознания человека, который не владеет способами ненасильственного управления собственным поведением. Эта дефективность воли приводит к фанатизму и склонности к постоянному самопринуждению, чем, например, занимался Рахметов из романа Чернышевского, готовя себя к пыткам, которому его должны были бы подвергнуть власти как террориста и революционера.

Насильственное управление собственным поведением предполагает не только самонаказание за невыполнение действия, но и отработку определенной концепции наказания, греха, вплоть до посмертного воздаяния. Большинство религий основаны на утонченном насилии над духом человека. Если в символ веры какой-либо религии включается идея второго пришествия и наказания за грехи в данной жизни, то принцип насилия как средство управления паствой очевиден.

Воля и ненасилие.

Нам известно, что существует ненасильственное управление поведением. Я написал две книги, посвященные этому вопросу. (Ю.М.Орлов. Психология принуждения. Импринт-Гольфстрим, Москва, 1997, и Ю.М.Орлов. Психология ненасилия. Импринт-Гольфстрим, Москва, 1997,)

Сознательная воля в большей степени проявляется в искусстве ненасильственного управления собственным поведением. Сознательная воля предполагает самопознание, в результате которого мысль


Внимание всегда распределено между различными объектами. Поскольку внимание обслуживает поведение, то активизация любых функциональных элементов, составляющих действие, требует внимания. Координация и динамическая согласованность элементов поведения в процессе управления и регулирования действием требует сосредоточения внимания на цели, на ключевых стимулах ситуации, на плане и его реализации; внимание при этом постоянно должно быть направлено на сличение плана с результатами действия на каждом этапе его осуществления.

Чем лучше отработано действие, то есть многие его элементы стали привычными, то возможности распределения внимания возрастают. Части поведения, ставшие привычными, не требуют того усилия внимания, которое требуется для сосредоточения на непривычных, новых элементах поведения и восприятия. Можно полагать, что объем внимания для каждого человека является относительно постоянной величиной, но он увеличивается за счет отработки умения распределять внимание и путем тренировки в исполнении определенного поведения.

Произвольное внимание обеспечивает управление действием на уровне сознания. Операции же, в результате упражнения ставшие навыками, автоматизировавшиеся, регулируются без участия произвольного внимания.

Теперь обратим внимание на психические механизмы внимания. Было бы неверным представлять внимание, как это было распространено в психологической литературе, в виде некоторого луча прожектора сознания, освещающего мрак бессознательного, делая отдельные элементы его сознательными. Этот образ вводит в заблуждение. На самом деле концентрация внимания происходит иначе, путем управления актами, составляющими целостный психический процесс. Рассмотрим акты восприятия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.