Здавалка
Главная | Обратная связь

Внимание и управление поведением.



Процесс управления может быть сознательным и автоматизированным, протекающим без участия сознания. В первом случае внимание может быть определено как сосредоточенность на


своих усилий и его результат. В страсти человек переоценивает цель, а на поверку оказывается, что после достижения цели она переоценивается. Мудрый осознает, что достигнутая цель меняет личный смысл поведения. Понимание этого делает волю более разумной и вмешательство страстей не может дезорганизовать поведение. Позднее Эпиктет определил мудрость как способность различать вещи, зависящие от нас от вещей, не зависящих и тем самым определил место сознательному и бесполезному усилию в выживании человека.

Понимание этих трех пунктов мудрости предотвращает превращение человека в биоробота, в орудие страсти, которая программирует поведение человека, подчиняет его сознание и мышление своей цели.

Итак, мудрость и воля взаимно связаны и дополняют друг друга. Мудрость для воли важнее, чем воля для мудрости. Мудрость по Герклиту состоит не в умножении знания, а в правильном употреблении знания, что повышает эффективность действий человека и усиливает соответственно его волю.

Можно сказать, что предвидение и предвосхищение непосредственных и отдаленных результатов поведения по Сенеке характеризует мудрую и сознательную волю. Предвидение всегда способствует экономии усилий и повышает волю человека. Слабость воображения умножает число бесполезных действий и тем самым ослабляет волю.

По Эпиктету различение вещей, зависящих и не зависящих от нас, позволяет точно распределить усилия на достижение целей. Воля состоит и в том, чтобы отказаться от тщетных усилий и предоставить течение событий самому себе. Иногда хочется, чтобы было по-моему, а оказывается лучше, если вещи будут идти сами по себе.

В первом случае по Эпиктету мудрый сознательно будет стремиться подчинить себе вещи и его усилия дадут результат. А во втором - мудрый стремится принять вещи такими какие они есть и будет практиковать непривязанное созерцание. Для этого он должен контролировать свои эмоции и страсти.

Различение вещей не может быть достигнуто без размышления и понимания. Дурная воля тратит усилия на вещи, которые не зависят от наших усилий и тем самым истощается в бесполезности. Неразумная воля остается безразличной к вещам, которые от нее зависят, и это



функциональных элементов: ориентировки, целеполагания, планирования, управления осуществлением поведения. На каждой фазе развертывания поведения внимание исполняет определенную функцию. На стадии ориентировки внимание можно определить как сосредоточенность сознания на объекте. В данном случае внимание выступает как функция перцепции и служит ей. Внимание - это психический процесс, являющиеся условием осуществления полноценной ориентировки, которая заканчивается определением ситуации и выбором цели. Психологи изучали внимание преимущественно в связи с процессом восприятия. Но внимание может осуществляться на любой фазе развертывания поведения, в частности и в целеполагании или на стадии планирования, или регулирования (в обратной связи).

В действии восприятия внимание проявляется в осуществления умственной операции выделения фигуры из фона, в результате чего "фигура" становится предметом внимания. Здесь акт внимания как раз и состоит в том, что одни раздражители становятся доступными для восприятия, а другие - нет. Этот выбор обусловлен наличием некоторого образа "гештальта", который имеется в опыте у организма в соответствии с которым и происходит выбор.

Переключение внимания при этом происходит как замена фигуры и фона. Фон может стать фигурой и наоборот. Это с очевидностью можно продемонстрировать на так называемых двойственных фигурах, когда рисунок воспринимается или как ваза, или как два профиля, обращенные друг к другу. Замечено, что при рассмотрении двойственных фигур утомление наступает быстрее, чем при рассмотрении рисунка без этого эффекта колебания внимания.

Внимание и память

Определение ситуации невозможно без привлечения прошлого опыта. Мнемическое поведение предполагает внимание, с помощью которого из контекста прошлого опыта извлекается только тот, который относится к данной ситуации. Внимание в данном случае может определяться как избирательное отношение к прошлому опыту, в результате которого для мнемического действия становится доступным только тот опыт, который необходим для решения задачи в данный момент в настоящем времени. Тот предмет, который становится доступным для мнемического действия воспроизводится в памяти. Лишь после того, как он осознается, возникает сознательное


несут на себе молекулы воздуха, которым мы дышим. Они установили, что коэффициент полезного действия при добывании энергии из воздуха больше, чем посредством питания, так как само пищеварение требует много энергии. А в дыхании она поступает в чистом виде и сразу же.

Они заметили, что сосредоточение внимания на вдохе, на ощущениях на слизистой изменяет разность потенциалов в слизистой и это способствует большему накоплению энергии. Поэтому произвольное сосредоточенное "умственное дыхание", пранаяма, более эффективно, чем простое дыхание, ибо повышает разность потенциалов и сильнее притягивает заряды. Следовательно искусство тренировки воли оказывается связано с правильным дыханием. А в чем же тогда состоит тренировка собственно воли?

В дыхательных упражнениях тренируется не воля, а просто накапливается неспецифическая энергия, которая может быть использована в управлении поведением.

Полагают, что упражнение воли состоит в тренировке в самопринуждении, в преодолении трудностей. Посмотрим, так ли это?

Нужно, например, заставить себя делать зарядку или пробегать трусцой три километра каждый день. На самом же деле эта тренировка приводит к привыканию к этому занятию и с каждым разом требуется уменьшение усилий, нужных для зарядки и бега. Потом наступает момент, когда это начинает нравиться и потребность в сознательном усилии вовсе отпадает. На самом же деле это - не тренировка воли, а отработка привычки к данным видам поведения и не более. А привычка - нечто противоположное воле; она в воле не нуждается и ее игнорирует. Можно привести достаточно примеров подобных тренировок, принимаемых за отработку воли.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.