Здавалка
Главная | Обратная связь

Внимание и потребность



Помимо силы раздражителя, непроизвольное внимание активизируется возбуждением какой—либо потребности. Внимание в этом случае фокусируется на предметах, которые необходимы для удовлетворения потребности. Каждый знает, что голодный человек обращает внимание на пищевые объекты и их символические репрезентации: символы, слова. Изображение элементов пищевого поведения.

В мотивации объектом внимания становятся те ожидаемые действия удовлетворения, которые могут быть выполнены в результате достижения цели мотивируемого поведения. Например, в пищевом поведении внимание может быть сосредоточено на ожидаемом пищевом объекте, хотя достижение цели предполагает распределение внимания и по элементам тех действий, исполнение которых ведет к достижению цели данного поведения.

Свойства внимания.

Прежде чем думать о свойствах внимания, следует ввести понятие поля сознания. Под полем понимают некоторое реальное или воображаемое пространство, в котором определены некоторые действия с объектами определенной природы и правила их осуществления. В случае поля сознания таковыми являются умственные объекты. По аналогии можно определить и поле внимания. Сознание и внимание имеют перекрещивающиеся поля. В сознании могут быть объекты, которые недоступны для внимания, и внимание может происходить, как мы видели ранее, и вне поля сознания.

Принято выделять следующие свойства внимания.

Объем внимания, который характеризуется числом объектов, которые одновременно держатся в поле внимания; это преимущественно объекты восприятия и программы действия.

Устойчивость, которая может оцениваться как длительность сохранения данного содержания внимания без переключения его на другие объекты.

Колебания внимания, которые возникают непроизвольно, сами собою, когда внимание к некоторому объекту ослабевает и усиливается, что проявляется в том, что в поле внимания входят и выходят и другие объекты.


активизирует мотивы и желания, способствующие исполнению поведения, которое желательно. К собственной работе можно относиться двояко: работа нравится и не требует принуждения и работа не нравится и требует принуждения к исполнению.

Правильно думая о своей работе, которая сегодня может и не нравиться, акцентируя внимание на ее приятных компонентах, человек постепенно вырабатывает положительное отношение к ней и с момента, как она начинает нравиться, уже не нуждается в самопринуждении.

Искусство управления поведением других, когда управитель не прибегает к насилию, а умело возбуждает в людях нужные для дела желания и мотивации, почти не нуждается в усилии. Незначительное усилие при этом тратится лишь на осмысливание ситуаций и на выбор правильного решения.

Об энергии воли.

Энергия поведения нами уже рассматривалась. Слово "энергия" взято из физики, в которой нет точного определения этого понятия. Под энергией мыслится количество выполняемой или выполненной работы. Когда мы говорим об энергии воды или падения тела, то у нас не возникает вопроса, что это такое.

В психологии слово "энергия" часто употребляется в сочетании со словом "психическая". Считается, что волевой человек обладает большой психической энергией. Что следует понимать под психической энергией?

Итак, энергия определяется физиками как возможность выполнения определенной работы. Энергии нужно больше, если нужно сделать много работы. В работе эта энергия освобождается и рассеивается в среде. Даже сформулирован закон сохранения энергии. В психологии аналогом работы является поведение. Именно в поведении освобождается энергия. Чем сложнее поведение, тем "тоньше" энергия, которая связана в готовности к данному поведению.

Мы говорим об энергии химической, нервной, психической в зависимости от того, в какой функциональной системе эта энергия "связана" и в каком поведении она "освобождается". Нервная энергия связана в клетках нейронов и освобождается в их работе, что можно измерить. Психическая энергия может рассматриваться как количество биохимической работы, которая выполняется для выработки медиатора для синапсов. При прохождении нервного импульса через синапсы освобождается энергия. Какая она? Психическая, нервная или



прошлом данный запах был связан с пищевым удовлетворением, то вероятность того, что воспринимаемому в данный момент запаху, похожему на тот, будет присвоено значение пищевого объекта, будет больше, чем любому иному. И с этого момента организм будет этот объект рассматривать как пищевой и, соответственно, будет делать то, что для этого надо делать согласно уже имеющейся программе. Она запускается путем снижения порога реакции на "пусковой стимул" этого действия.

Нетрудно понять, что внимание для этого должно обеспечить две умственные операции:

а) присвоение данной ситуации класса пищевых ситуаций и

б) присвоение определенному объекту значение пищевого
объекта. Это сделать без внимания невозможно. Как вы видите,
никакого "направления сознания на объект" не происходит. Нам только
кажется, что происходит такое направление сознания. На поверку
оказывается то, что внимание в данном примере просто, снижая порог
пищевого поведения, обслуживает потребность в пище, не заботясь о
направлении сознания. Если это "направление сознания" и происходит,
то как следствие внимания, а не в качестве его причины.

Если присмотреться к тому как это происходит, то мы находим, что именно благодаря координированному изменению порогов к восприятию различных объектов происходит ориентировка и осуществляется то, что мы знаем как направленность сознания на определенные объекты внешней и внутренней среды. Посмотрим на этот механизм еще раз.

Возбужденная пищевая потребность снижает пороги восприятия пищевых объектов и тем самым сосредоточивает сознание на пищевых ситуациях и объектах, ориентирует его на удовлетворение потребности.

Внимание и воля синтезируют действие из готовых программ и восприятий в единое целое и уникальное, соответствующее ситуации действие.

Сосредоточение внимания на цели автоматически способствует понижению порогов запуска перцептивных и инструментальных действий, которые необходимы для достижения цели.

Сосредоточенность на цели с одной стороны способствует уменьшению порогов тех операций, которые вследствие этого включаются в план достижения данной цели и с другой - повышению порога реакций, которые должны быть выключены. Таким образом


мышлением управляет ревность. Аналогично обстоит дело с нами, когда мы испытываем эмоции: обиду, стыд, вину, зависть или гнев. Это поведение не может квалифицироваться как волевое поведение, хотя при этом могут быть освобождены весьма большие порции энергии и приложены большие усилия. Мы просто реализуем программу эмоции и все. Волевое начало наверное проявляется с момента, когда мы пытаемся регулировать свои эмоции, сдерживать их или давать определенное, приемлемое для нашей личности направление реагирования.

Сдерживание эмоций считается проявлением силы воли. При оценке силы воли человека мы предполагаем некоторый средний уровень эмоций и рассматриваем их как точку отсчета. Поэтому человека со слабыми эмоциями мы склонны считать волевым, так как он легко их сдерживает, а психопата с сильными эмоциями, которые он не может сдержать, мы не считаем безвольным. Это типичная ошибка восприятия и оценки человека человеком. Склонность к агрессии часто рассматривается как сила воли, так как ущерб, который при этом наносится жертве, затмевает ум наблюдателя, лишая его способности понимания подлинных источников поведения.

Известно, что наши асоциальные проявления гнева контролируются нашими просоциальными чувствами, жалостью, сочувствием, человечностью. Если же эти чувств не развиты, мы склонны считать человека, причиняющего страдания многим людям, даже своим близким, обладателем железной воли. Моральная дефективность Гитлера или Сталина интерпретируется как железная воля, управляющая миллионами. На самом же деле миллионами управляет не железная воля, а разработанный социальный механизм государственного управления, в которой действует безличная социальная сила, а не сила воли правителя. Мы же не приписываем энергию бульдозера худосочному водителю этой машины! А в случае с правителями эта ошибка всегда имеет место, так как государственная машина невещественна и поэтому невидима.

Эмоции иногда мешают достижению сознательно поставленной цели: страх за собственную жизнь побуждает к бегству солдата с поля боя, страх за близких делает нас беспомощными, когда заложниками оказываются любимые, жалость или своекорыстие могут побудить судью оправдать закоренелого преступника или принять иное неправосудное решение. В каждом из этих случаев проявления воли




 


отчетливей. Гнев, например, вызванный препятствием, может усиливаться под влиянием возрастающего сопротивления. Этим объясняется парадоксальное усиление гнева агрессора при слабости и беспомощности жертвы, что ведет к развитию садизма; это также способствует превышению пределов необходимой обороны, когда уже повергнутый противник добивается до смерти или полного искалечивания без необходимости, а ради удовлетворения гнева .

В развитии психосексуальной сферы принцип доминанты в сочетании с научением приводит к совершенно неожиданным результатам. Половая доминанта, накопленная либидинозная энергия полового влечения может получить разрядку в виде оргазма под влиянием любого сильного раздражителя, будь это испуг, гнев, боль, всплеск чувства вины, которые резко повышают энергетический потенциал половой нервной системы. Этот феномен может вследствие научения импринтингом, запечатлением, создавать странные комплексы, именуемые половыми извращениями. Шлепок по ягодицам, боль, дав разрядку, если это повторяется достаточно часто, может способствовать развитию мазохистского комплекса путем стимулирования актов садизма у партнера. Восприятие боли и страдания другого человека может создать сильную вспышку возбуждения, ведущего к половой разрядке в самой неподходящей ситуации, которая может впоследствии проявляться в потребности воспроизведения в половой ситуации возможности видеть и воспринимать страдание партнера. Это стимулирует потребность в садистических актах, ведущих к садистическому наслаждению.

Процесс внимания, однако не может быть полностью описан понятием доминанты. Требуются поведенческие представления. Внимание охватывает все виды действий: перцептивные, моторные, умственные и мнемические. Любое действие может быть организовано и осуществлено только с использованием внимания. Внимание -необходимое условие осуществления действия.

Понятие внимания, изложенное здесь, исключает представление о том, что якобы в душе человека, в его памяти хранятся в готовом виде программы тех поведений, которые он умеег совершать. На самом деле хранятся не программы этих действий, а навыки психических механизмов внимания и не более.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.