Здавалка
Главная | Обратная связь

Методологическая основа государственной службы



Успешность любой человеческой деятельности определяется избранной методологией и организацией. Вопросы методологического характера относятся к числу первоочередных, которые приходится решать и ученым, и учащимся. Существует множество определений понятия «методология», каждое из которых отражает различные стороны, аспекты научного похода. Под методологией будем понимать учение о путях и методах познания и преобразования какого-либо объекта, в данном случае государственной службы и кадровой политики. Структура методологии включает в качестве основных компонентов:

·мировоззренческие представления о месте и роли государственной службы в обществе, значении кадровой работы в ее успешном осуществлении;

·принципы и методы познавательной и практической деятельности в данной сфере, которые в упорядоченной форме образуют логическую схему организации действий для достижения поставленных целей.

Принципы – это основные положения, правила, которые регламентируют, направляют научную и практическую деятельность. Метод представляет собой обусловленный свойствами рассматриваемого объекта способ познания либо преобразования данного объекта.

Под определяющим влиянием избранной методологии находится методика, которая представляет собой конкретный вариант, набор методов, способов, приемов, иных средств познания и преобразования государственно-служебных и кадровых процессов, согласованный с методологическими принципами и целями деятельности.

Для выбора методологии анализа организации государственной службы и кадровых процессов важно четко определить объект, предмет и проблему исследования. Под объектом исследования чаще всего понимается целостная, относительно автономная сфера социальной реальности, например, федеральная государственная служба, кадровая политика в определенном регионе и т.п., которая вызывает исследовательский интерес. В рамках объекта в целях конкретного изучения представляется необходимым вычленять предмет исследования, который составляет часть объекта либо определенную сферу его деятельности, в которых возникли проблемы, препятствующие функционированию и развитию данного объекта. Так, предметами пристального внимания и изучения стали в последнее время проблемы оптимизации структуры органов исполнительной власти, стимулирования персонала государственной службы, организационного и нормативно-правового обеспечения кадровой политики и др.

Суммируя вышеизложенное, можно заключить, что методологический подход как совокупность познавательных процедур предполагает отыскание принципов и методов, обеспечивающих эффективное решение теоретических и прикладных проблем. К числу научных принципов познания и преобразования государственной службы и кадровой политики следует отнести конкретно-исторический подход, принципы единства теории и практики, прогнозирования, системный подход и др.

Особую значимость в реформировании российской госслужбы имеет конкретно-исторический подход. Радикальное изменение политического устройства общества, его экономических основ и социальной структуры предопределило реформирование системы государственного управления, восстановление государственной службы, уточнение ее статуса и институциональных границ. В этих условиях остро встали проблемы преемственности и изменения в организации госслужбы, кадровой политики, в методах подготовки новых и переподготовки действующих чиновников. В решении этих и других проблем не следует игнорировать зарубежный опыт, однако, основные усилия должны быть направлены на познание своей страны, на выявление и обоснование жизнеспособных форм ее организации, на разработку адекватных программ эффективных действий.

Для совершенствования государственной службы важное значение имеет модернизация сложившейся в государственных органах административно-бюрократической организационной культуры. Под влиянием идущих в обществе процессов социальной самоорганизации постепенно меняется взгляд на государственных чиновников, от которых все чаще требуются способности принимать самостоятельные, творческие решения. Этому должна способствовать трансформация системы профессионального образования и повышения квалификации служащих, ориентированная на усвоение и использование не только жестких, директивных методов управления в экстремальных ситуациях (борьба с терроризмом, ликвидация последствий стихийных бедствий и т.п.), но и регуляторов, которые дают возможность активным гражданам, инициативным группам проявлять творческие способности в благоустройстве окружающей среды.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.