Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы познания государственной службы



Метод представляет собой регулятивную норму или правило, способ или прием решения проблем теоретического, познавательного, либо прикладного, практического характера. Применительно к государственной службе и кадровой политике речь прежде всего должна идти о таких общенаучных методах, как анализ и синтез.

Анализ – это мысленное или реальное расчленение, разложение объекта, предмета изучения на отдельные части, элементы, что позволяет перейти от целостного, нерасчлененного описания объекта к выделению и описанию его структуры, свойств, отношений между структурными элементами. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение объекта, например, должностную структуру государственной службы, динамику кадровых процессов, в частности, рост уровня образования госслужащих разных должностных групп за определенный период, отделить существенное от несущественного, к чему многие специалисты относят, к примеру, распределение госслужащих по полу. Цель анализа – познание значимых элементов, существенных свойств государственной службы и кадровых отношений.

В процессе познания анализ должен быть неразрывно связан с синтезом, который является методом исследования, обеспечивающим соединение (умозрительное либо предметное) изучаемых элементов, отношений в нечто целое. Важно, однако, иметь в виду, что результатом синтеза является новое целостное образование, поскольку знание о нем обогатилось информацией о взаимодействии, взаимовлиянии элементов структуры, о характере влияния последней на функционирование и развитие объекта.

В сфере государственной службы важное место занимает системный метод познания. В теоретическом и практическом аспектах он позволяет формировать целостное представление о государственной службе, ее положении в обществе, взаимоотношениях с государством, о тенденциях в кадровых процессах. Будучи эффективным средством познания системный метод может обеспечить высокую степень научности теории государственной службы и формирования реальной кадровой политики.

Государственная служба представляет собой сложный социальный институт, в изучении и совершенствовании которого весьма активно используются методы социологического исследования. Достоинствами такого рода исследований является получение достоверной качественной и точной количественной информации о различных параметрах государственной службы, о проблемах и тенденциях развития ее кадрового потенциала, ценностных ориентациях и мотивах служебного поведения чиновников. В этих целях используется богатый арсенал эмпирических методов сбора и обработки информации: контент-анализ документов, публикаций в средствах массовой информации, анкетный и экспертный опросы, статистические обследования, различные виды наблюдения, эксперимент, а также разнообразные способы обработки полученной информации.

В результате обобщения и осмысления социологической, а также статистической информации открывается возможность структурно-функциона-льного анализа системы государственной службы и кадровой политики. Под структурой здесь понимается устойчивая связь элементов системы, каждый из которых выполняет с разной степенью успешности заданные функции. Основными структурными элементами государственной службы как сложной системы выступают:

·федеральный и региональный уровни ее организации;

·госслужбы законодательной, исполнительной и судебной власти;

·должностные и квалификационные группы госслужащих;

·нормативно-правовые акты, регламентирующие служебную деятельность, права, обязанности и ограничения, т.е. функции государственных органов, их структурных подразделений и должностных лиц;

·субъекты и объекты управления в системе государственной службы.

Структурно-функциональный анализ кадровой ситуации позволяет выявить, описать и оценить количественные и качественные параметры персонала российской госслужбы, сформулировать проблемы, разработать и реализовать проекты реструктуризации системы государственного управления.

Формирование гражданского общества требует от государственной службы освоения современных представлений о самоорганизации и управлении, которые разрабатываются в рамках синергетики – научного направления, которое предлагает использовать методы мягкого управления через советы и рекомендации, переводя в определенных ситуациях жесткое администрирование в самоуправление. Государственные служащие должны уметь распознавать ситуации, когда администрирование должно уступить место регулированию, содействуя тем самым вовлечению населения в решение государственных задач и формирование гражданского общества.

В целом знание методологии и методики государственной службы и кадровой политики позволяет повышать эффективность государственно-служебной деятельности и результативность кадровой политики.

Контрольные вопросы

1. В чем суть методологии изучения государственной службы и кадровой политики?

2. Какова роль методики в познании и реформировании государственной службы, ее кадровом обеспечении?

3. Верно ли утверждение, что структурно-функциональный анализ есть углубление и конкретизация системного подхода?

Проблемные задания

1. Осенью 1922 года первый советский профессор социологии Питирим Александрович Сорокин вынужденно покинул родину из-за разногласий с официальной наукой. В своем дневнике сразу же после отъезда он напишет: «Что бы ни приключилось в будущем, я твердо знаю, что извлек три урока… Жизнь, даже если она трудна, самое прекрасное, чудесное и восхитительное сокровище мира. Следовать долгу столь же прекрасно, ибо жизнь становится счастливой, душа же обретает непоколебимую силу отстаивать идеалы, – вот мой второй урок. А третий – насилие, ненависть и несправедливость никогда не смогут сотворить ни умственного, ни нравственного и ни даже материального царствия на земле»[1].

Какие из названных уроков жизни П. А. Сорокина должны, на Ваш взгляд, быть усвоены в первую очередь государственными и муниципальными чиновниками современной России?

2. Профессор Г.В. Атаманчук во введении к монографии «Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика» пишет: «Это книга о явлении, которое способно сделать Российское государство в ХХI веке уважаемым в мировом сообществе и процветающим для собственных граждан. О явлении, которое вроде бы известно давно, но используется из рук вон плохо. Название этого явления у многих на устах, на слуху, о нем пишут и говорят, но его сущность даже для знатоков остается непознанной»[2].

О каком явлении идет речь? Действительно ли оно способно преобразить Россию?

Список литературы

1. Анисимов, О.С. Методология: функции, сущность, становление / О. С. Анисимов. – М., 1996.

2. Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография / Г.В. Атаманчук. – М., 2002.

3. Астафьева, О. Синергетика, философия, культура / О. Астафьева // Государственная служба. – 2001. – № 2.

4. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем / В.В. Василькова. – СПб., 1999.

5. Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.К.Егорова, И.Н.Барцица. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

6. Государственная служба: комплексный подход: учебник / Отв. ред. А.В. Оболонский. – М.: Дело. 2009.

7. Магомедов К.О. Социология государственной службы. – М.: Изд-во РАГС, 2007.

8. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.