Здавалка
Главная | Обратная связь

Организационная структура государственной службы России



Государственная служба России имеет многомерную структуру. В качестве основных компонентов в ней выделяются:

·два уровня организации – федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ (региональная государственная служба);

·государственные службы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые, наряду с аппаратами центральных федеральных органов, имеют территориальные государственные органы.

Закон о системе государственной службы дополняет организационную структуру государственной службы следующими видами:

·военная служба;

·правоохранительная служба;

·государственная гражданская служба.

Согласно ст. 6 ФЗ «О системе государственной службы РФ», военная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба как вид федеральной государственной службы представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (ст. 7).

Государственная гражданская служба определяется в ст. 5 как вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, федеральных и региональных органов государственной власти и лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов.

Первичным элементом системы государственной службы является государственная должность. Будучи, по определению В. И. Даля, «служебным местом», она связывает служащего с государственным органом, его структурой и компетенцией, с государством в целом, а также содержит требования к должностному лицу, устанавливает права и обязанности, фиксируемые в должностном регламенте.

Новый закон о системе государственной службы включает также подсистему должностей государственной службы, которые подразделяются на:

· должности федеральной гражданской службы;

· должности государственной гражданской службы субъектов РФ;

· воинские должности;

· должности правоохранительной службы.

Надо иметь в виду, что в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы нескольких видов. Перечни должностей федеральной государственной службы образуют реестр должностей федеральной государственной службы, который утверждается Президентом РФ. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Завершая системное рассмотрение государственной службы, следует подчеркнуть, что она призвана быть посредником, связующим звеном между государством и обществом. Отсюда проистекает двойственность положения государственных служащих. С одной стороны, они выполняют задачи и функции государства, которые могут в чем-то не совпадать с ожиданиями тех или иных социальных групп в обществе, а с другой – призваны обслуживать общество, обеспечивать реализацию прав и свобод человека, содействовать общественному развитию. Таким образом, реализуя функции государства, чиновники должны обеспечивать и защищать интересы общества и человека, чтобы полностью осуществлялась социальная сущность государства, его предназначение оказывать государственные услуги гражданам и организациям в рамках закона.

Итак, публичная служба отличается от общественной и частной служб. Специалисты отмечают, что по мере нарастания социализации государств происходят существенные изменения в объеме, содержании и методах их деятельности. Так, например, В.Д. Граждан, рассуждая о модели управления государственной гражданской службой, делает вывод: «Государственная гражданская служба на деле оказывается обслуживающей структурой. Она сосредоточена обычно на выполнении двуединой цели: с одной стороны – обеспечивает политическим руководителям аппаратные услуги относительно информационных, организационных, технологических, документационных, финансово-экономических, хозяйственных и др. государственных функций; с другой – оказывает разнообразные услуги населению (справки, выписки, регистрации, лицензирование, сертификация, идентификация, маркирование и пр.)».[4]

 

 

Контрольные вопросы

1. В чем состоят различия между деятельностным и институциональным определениями государственной службы?

2. Чем объясняется наличие двух уровней организации государственной гражданской службы России?

3. Укажите различия между видами государственной службы РФ.

4. Назовите компоненты структуры должностей государственной службы РФ.

5. Какое место занимает государственная служба во взаимоотношениях государства и общества?

Проблемные задания

1. Изобразите схематически систему государственной службы РФ.

2. В социологическом исследовании государственных гражданских служащих, проведенном в Уральском федеральном округе в 2003-2006 годах, были выявлены 4 типа государственных служащих в зависимости от их отношения к миссии государственной службы и степени их активности/пассивности в проявлении такого отношения. Два нормальных типа составили: 1) государственные служащие, активно принимающие миссию служения обществу и 2) пассивно усваивающие миссию служения обществу. Два «аномальных» типа составили государственные служащие: 3) активно не принимающие миссию служения обществу и 4) пассивно не усваивающие миссию служения обществу.

В результате были определены количественные параметры указанных типов. «Нормальные» типы составляют в сумме 30%, из них активно принимающие миссию служения обществу – 9%; пассивно принимающих – 21%. «Аномальные» типы составляют 70%, из них активно не принимающие миссию служения обществу – 24%, пассивно не принимающие миссию служения обществу – 46%.[5]

Отражает ли, на Ваш взгляд, данная типология реальные различия среди государственных служащих? Насколько соответствуют данные по Уральскому региону положению в государственной службе Волгоградской области? Что можно предпринять в целях усиления ориентации гражданских служащих на служение обществу?

3. В Программе реформирования и развития системы государственной службы РФ выдвигается целевой ориентир: «Современная государственная служба должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, должна активно взаимодействовать с институтами гражданского общества.»

Оцените степень соответствия указанным критериям структурного подразделения областной администрации, в котором Вы служите либо проходили практику.

 

Список литературы







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.