Основные направления реформирования и развития системы государственной службы России
Организация и результативность отечественной государственной службы вызывает обоснованную критику как со стороны общественности, так и в высших эшелонах государственной власти. К числу негативных моментов относятся следующие: ·низкая эффективность деятельности государственных органов; ·нарушение принципа единства государственной службы и системы управления ею на федеральном и региональном уровне, что приводит к автаркизации государственной службы; ·наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе; ·неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы; ·несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности; ·слабое использование современных технологий государственного управления; ·низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества; ·недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы; ·сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих; ·недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы. Эти и другие проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. На их комплексное и последовательное решение направлена утвержденная Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. Федеральная Программа реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации, реализация которой намечена на 2009–2013 годы. В ней определены цель, основные задачи, направления, сроки, этапы и исполнители. Цель Программы –создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой , формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики Задачи Программы включают: ü обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы; ü формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы, совершенствование правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации; ü создание системы управления государственной службой; ü формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих; ü разработку и введение антикоррупционных стандартов в виде установления для государственной и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции; ü развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе ü создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны институтов гражданского общества ü упорядочение и конкретизацию полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах ü выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих ü совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" ü регламентацию функции по оказанию консультативной помощи федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, образованным в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы), по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих ü методологическое обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов ü разработку механизма принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы ü разработку процедуры, обеспечивающей проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений со стороны государственных служащих ü регламентацию вопросов, касающихся повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения государственных служащих ü совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на государственной службе ü внедрение в практику кадровой работы государственных органов правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при поощрении ü совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в целях повышения качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям ü внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности ü разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне ü сокращение излишней численности государственных служащих с одновременным привлечением на государственную службу наиболее квалифицированных специалистов и создание адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы государственных служащих ü формирование и реализацию программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих ü развитие системы дополнительного профессионального образования государственных служащих ü совершенствование системы государственных гарантий на государственной службе ü внедрение современных механизмов стимулирования государственных служащих Для реализации Программы определены конкретные сроки и этапы: I этап - 2009-2010 годы; II этап - 2011-2013 годы. Основные направления реализации Программы включают: · формирование системы государственной службы как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой; · внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы; · повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих. Завершая краткое описание основных целей, задач и направлений реформирования и развития системы государственной службы, следует отметить, что как на федеральном, так и на региональном уровнях организации государственной службы предстоит большая научно-исследовательская, нормативно-правовая, организационно-управленческая и кадровая работа. В процессе её реализации необходимо использовать инновационные методы. Инновационность государственного управления предполагает способность и умение органов государственной власти, с одной стороны, направлять происходящие в обществе инновационные процессы в социально-конструктивное русло, а с другой – структурно и функционально перестраиваться адекватно реальным и прогнозируемым вызовам инновационно изменяющегося общества. Разработка и реализация концепции инновационного государственного управления выдвигает новые профессиональные требования ко всем категориям государственных деятелей – от руководителей высшего ранга до специалистов. Независимо от занимаемой должности каждый из них должен прежде всего обладать чувством органической включенности в процесс жизнедеятельности страны. В результате проведенных кафедрой организации социальных систем и антикризисного управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ исследований в 2004 – 2005 г.г. разработаны концептуальные основания социально-инновационной ориентации государственного управления, подготовки кадров государственной гражданской службы и обоснована методология прорыва в области государственного управления[13]. В 2006 году временным творческим коллективом кафедры с участием ученых Института философии РАН и Института прикладной математики им. М.В. Келдыша реализован научный проект «Профессионализация государственных служащих: разработка технологий решения сложных задач инновационного государственного управления». В результате этого исследования разработаны основы технологии решения задач ситуационной и мониторинговой диагностики инновационных социальных процессов, динамического моделировании системы и процессов социально-инновационного государственного управления, управления рисками социальных инноваций. По каждому из этих направлений подготовлены программы учебных курсов, которые модульно вошли в структуру разработанной программы профессиональной переподготовки государственных служащих «Социальная инноватика государственного управления». Одновременно разработана одноименная учебная программа повышения квалификации преподавателей в системе подготовки государственных служащих. В ноябре 2006 года в академии по инициативе названной кафедры состоялась Международная научно-практическая конференция «Инноватика государственного управления: прорыв в будущее». Работа конференции была направлена на расширенный поиск решения проблемы социально-инновационного государственного управления и, соответственно, инновационной профессионализации государственного кадрового корпуса. Инновация – это всегда нововведение, требующее творческого подхода, временных и финансовых инвестиций. «Государственный служащий – для общества» – таков главный принцип, которого должно придерживаться государство, преобразуя систему управления государственной службой. Отсюда закономерно последует переориентация служебной деятельности на интересы общества и государства.
Контрольные вопросы 1. Назовите основные компоненты структуры федеральной государственной службы? 2. Каковы принципы взаимодействия государственных служб законодательной, исполнительной и судебной власти? 3. Верно ли утверждение, что организация региональной госслужбы является исключительной компетенцией субъектов федерации? 4. В чем состоит цель реформирования и развития системы государственной службы России? 5. Каковы главные направления реформирования и развития государственной службы РФ?
2. Федеральная программа. «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы) в перечне задач содержит «формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы, совершенствование правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации». Почему применительно к одним видам государственной службы ставится задача формирования современной правовой основы, а применительно к другой – задача совершенствования правовой основы? 3. К числу негативных организационных моментов в Программе реформирования и развития системы государственной службы РФ относится «сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих». Какие меры намечено осуществить для устранения этого недостатка? Оцените их эффективность.
Список литературы ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|