Здавалка
Главная | Обратная связь

Генеральный директор компании - Сиротина Людмила Ильинична



Минеральные воды Железноводска - российская компания. Полное наименование - Закрытое Акционерное Общество «Минеральные Воды Железноводска». Крупнейшее предприятие по производству и розливу минеральной воды. ЗАО «Минеральные воды Железноводска» осуществляет с 1908 года розлив минеральных вод из источников Железноводского месторождения. Завод расположен в лечебном парке города Железноводска Ставропольского края, в непосредственной близости от источников.

Президент компании - Куделя Евгений Данилович.

Генеральный директор компании - Сиротина Людмила Ильинична

Целью производства является выпуск продукции высокого качества. На заводе внедрена Система Качества, позволяющая поддерживать и контролировать связь между подразделениями, начиная от контроля сырья и материаладо хранения и доставки готовой продукции.

Производственный процесс состоит из нескольких стадий:

- Водоподготовка

- Производство преформ

- Выдув бутылки ПЭТФ (1 л, 1,5 л., 6 л.)

- Ополаскивание бутылки

- Розлив и укупорка

- Упаковка продукции

- Хранение и доставка готовой продукции.

Производственный процесс полностью автоматизирован.

Обслуживание высокопроизводительного оборудования осуществляет персонал, прошедший специальную подготовку, выполняющий лишь контролирующие функции.

ЗАО «Минеральные воды Железноводска» выпускает широкий ассортимент минеральной и питьевой воды. ЗАО «Минеральные воды Железноводска» гарантирует стабильное высокое качество продукции.

В состав руководства ЗАО «Минеральные воды Железноводска» входят профессиональные менеджеры, располагающие значительным опытом в сфере управления деятельностью предприятия и его структурными подразделениями (рис. 2.1)

    Генеральный директор        
                             
Главный инженер     Коммерческий директор       Финансовый директор     Зам. Ген. Директора      
                           
Цех розлива     Отдел маркетинга       Бухгалтерия     Отдел материально-технического снабжения  
                         
Цех литьевых и выдувных систем     Отдел продаж       Планово-экономический отдел     Цех водоснабжения и канализации  
                         
Цех водоподготовки                   Административно-хозяйственный отдел  
                         
Цех логистики                   Отдел кадров    
                         
Цех по ремонту оборудования                   Юристконсульт    
                       
Участок КИПиА                      
                       
Энергоучасток                      
                       
Отдел информационных технологий                      
         
Отдел качества      
                                   

Рисунок 2 - Организационная структура предприятия ЗАО «Минеральные воды Железноводска»

ЗАО «Минеральные воды Железноводска» действует в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Об акционерных обществах», иными нормативными актами Российской Федерации.

Имущество общества формируется за счет вкладов акционеров в уставный капитал ЗАО «МВЖ», самостоятельной предпринимательской деятельности и других источников, не запрещенных действующим законодательством.

Основными видами деятельности Общества являются: добыча, производство, розлив минеральной воды и других безалкогольных напитков.

ЗАО «Минеральные воды Железноводска» расположен по адресу 357400, Ставропольский край, г. Железноводск, парк. ЗАО «Минеральные воды Железноводска» имеет счет в Пятигорском ОСБ № 30 Северо-Кавказского банка СБ РФ.

Предприятие имеет в собственности здания, сооружения технологическое и строительное оборудование, подъездные пути грузовые автомобили, автоцистерны, строительную технику. С каждым годом предприятие увеличивает свои производственные мощности, продолжает строительство новых объектов, реставрирует старые, бывшие в эксплуатации.

Финансово-экономические показатели работы предприятия представлены в таблице 5

Таблица 5 – Экономические показатели работы ЗАО «Минеральные воды

железноводска» за 2011 – 2012 годы

Показатели Абсолютные показатели Изменения (+,-)
в абс. величине темп при-роста, %
Финансовые результаты
Выручка от реализации, тыс. руб. 196 045 191 031 -5 014 -2,56
Полная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), тыс. руб. 169 747 166 367 -3 380 -1,99
Затраты на 1 руб. реализованной продукции (работ, услуг), руб. 0,901 0,907 +0,006 +0,66
           

 

Окончание таблицы 5

Показатели Абсолютные показатели Изменения (+,-)
в абс. величине темп при-роста, %
Финансовые результаты
Прибыль от продаж, тыс. руб. 23 864 21 958 -1 906 -7,99
Чистая прибыль, тыс. руб. 16 353 16 434 +81 +0,79
Имущество и ресурсы
Среднегодовая величина имущества, тыс. руб. 79 605 83 018 +3 413 +4,29
Среднегодовая величина основных средств (с учетом арендованных), тыс. руб. 69 480 72 673 +3 193 +4,59
Среднегодовая величина оборотного капитала, тыс. руб. 49 716 54 608 +4 892 +9,84
Среднесписочная численность, чел. +6 +1,18
Выработка на 1 работающего, тыс. руб./чел. 626,13 599,67 -26,46 -4,22
Фонд оплаты труда с отчислениями, тыс. руб. 35 068 36 770 +1 702 +4,85
Среднегодовая зарплата на 1 работающего, тыс. руб. 115,35 119,70 +4,35 +3,77
Среднегодовая величина собственного капитала, тыс. руб. 24 380 35 036 +10 656 +43,71
Деловая активность и эффективность деятельности
Фондоотдача, руб./руб. (стр.1: стр.7) 2,82 2,63 -0,19 -6,74
Оборачиваемость совокупных активов, обороты (стр.1: стр.6) 2,46 2,3 -0,16 -6,5
Оборачиваемость оборотного капитала, обороты (стр.1: стр.8) 3,94 3,5 -0,44 -11,17
Рентабельность основной деятельности, % (стр.4: стр.2 100) 14,06 13,2 -0,86 -6,12
Рентабельность продаж, % (стр.4: стр.1 100) 12,17 11,5 -0,67 -5,5
Рентабельность активов, % (стр: стр.6 100) 20,54 19,79 -0,74 -3,6
Рентабельность собственного капитала, % (стр.5: стр.13 100) 67,07 46,91 -20,16 -30,06
           

 

В соответствии с данными таблицы 2.1.1 выручка от продаж в 2012году по сравнению с показателем 2011 года сократилась на 5014 тыс. руб., или на 2,56%; прибыль от продаж сократилась на 1906 тыс. руб., или на 7,99%.

Затраты на 1 руб. реализованной продукции (работ, услуг) увеличиваются (на

0,66%) и в 2012 году составляют 0,907 руб.

На фоне снижения поступлений от основной деятельности увеличивается

имущественный потенциал предприятия. Сложившееся соотношение затрат, выручки и имущества привело к снижению показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В частности, рентабельность продаж снизилась – в 2012 году на каждый рубль выручки получено 11,5 коп. прибыли от продаж, что на 0,67 коп. меньше, чем в 2011 году. Рентабельность совокупного капитала сократилась на 0,74% в результате значительного прироста имущества и сокращения поступлений по текущей деятельности.

Деловая активность предприятия ухудшается, что проявляется в замедлении оборачиваемости, как всего имущества предприятия, так и основных видов его активов. В частности, оборачиваемость активов замедлилась на 0,16 оборота и составила 2,3 оборота в год; оборачиваемость оборотного капитала замедлилась на 0,44 оборота и составила 3,5 оборота в год; фондоотдача основных средств сократилась на 0,19 руб. – в 2012 году величина произведенной продукции с 1 руб. основных средств составила 2,63 руб. Причины снижения эффективности использования основных средств предполагается установить в п.2.3 настоящей работы.

 

 

2.2 Система бухгалтерского и налогового учета основных

средств на предприятии

 

Ведение бухгалтерского учета, хранение документов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, внутренних стандартов, других документов, связанных с ведением бухгалтерского учета, организуется директором предприятия. Директором возложены обязанности ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности на главного бухгалтера предприятия. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно директору.

Численность и структура бухгалтерии определяются действующим штатным расписанием и организационной структурой предприятия, исходя из объема учетно-контрольных работ, вытекающего из масштабов хозяйственной деятельности.

Бухгалтерия осуществляет бухгалтерский учет с использованием компьютерной программы 1С «Бухгалтерия». Конфигурация 8.0».

Структура бухгалтерии представлена на рисунке 2.2

 

 


Рисунок 2.2 – Структура бухгалтерии ЗАО «Минеральные воды железноводска»

Бухгалтерия применяет Рабочий план счетов, разработанный на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению [13]. Рабочий план счетов содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с выбранной классификацией объектов бухгалтерского учета, а также для обеспечения своевременности и полноты учета и отчетности.

Бухгалтерия принимает к бухгалтерскому учету первичные документы по

 

форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена альбомами унифицированных форм, принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в п.2 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» [4]. Первичные учетные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке по форме и содержанию. В формы первичных учетных документов, утвержденных Госкомстатом России, кроме форм по учету кассовых операций, при необходимости допускается вносить дополнительные реквизиты распоряжением директора.

Движение первичных учетных документов (создание или получение от других организаций, от филиалов и их структурных подразделений, принятие к учету, обработка, передача в архив) регламентировано графиками документооборота, разрабатываемыми по единой форме в соответствии с Положением о системе документооборота предприятия.

В соответствии с организационной структурой бухгалтерии учет основных средств на предприятии осуществляет бухгалтер материального отдела бухгалтерии, который непосредственно подчиняется главному бухгалтеру. В соответствии с Должностной инструкцией в обязанности бухгалтера в отношении учета основных средств входит:

- документальное оформление и отражение в учетных регистрах и на счетах бухгалтерского учета движения основных средств (поступления, выбытия, внутреннее перемещение объекта);

- исчисление амортизации в соответствии с установленными нормами и ее отражение на счетах синтетического и аналитического учета;

- ведение учета арендованных основных средств;

- ведение учета ремонта основных средств;

- осуществление контроля за проведением инвентаризации основных средств;

- начисление налогов, возникающих на данном участке;

- обеспечение руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других

пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующему участку учета;

- подготовка данных по соответствующему участку бухгалтерского учета для составления отчетности.

Совокупность способов ведения учета основных средств зафиксирована в приказе об учетной политике предприятия для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета (таблица 6).

Таблица 6 – Положения учетной политики ЗАО «Минеральные воды

железноводска» по учету основных средств

Раздел учетной политики Способ ведения учета
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Порядок определения сроков полезного использования основных средств Определение сроков полезного использования основных фондов осуществляется на основе Постановления Правительства РФ №1 от 01.01.2002 года без применения специальных коэффициентов
Переоценка основных средств Переоценка объектов основных средств не производится (ПБУ 6/01)
Порядок начисления амортизации по основным средствам Начисление амортизации производится по всем группам линейным способом, исходя из первоначальной стоимости объекта и норм амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта (ПБУ 6/01)
Не амортизируемые объекты основных средств Активы, в отношении которых выполняются условия принятия их к учету в качестве основных средств и стоимостью не более 40000 руб. отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов
Учет ремонта основных средств и его финансирования Затраты на ремонт учитываются по фактическим суммам расхода и единовременно списываются на себестоимость продукции (работ, услуг) (ПБУ 6/01)
Порядок учета выбытия основных средств Доходы и расходы от списания объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств относятся на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов (ПБУ 6/01)

 

 

Окончание таблицы 6

Раздел учетной политики Способ ведения учета
Учет арендованных основных средств На забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной арендодателем (План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению)
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Порядок отнесения основных средств к амортизированному имуществу и способы начисления амортизации К амортизируемому имуществу относятся основные средства со сроком полезного использования более 12 месяцев и (или) стоимостью более 40000 рублей. Основные средства объеденены в 10 амортизационных групп, в зависимости от срока полезного использования. Исчисление амортизации производится линейным методом. Организация не применяет специальные коэффициенты к норме амортизации. Амортизационная премия не применяется (п.1 ст.256, п.9 ст.258, п.4 ст.259 НК РФ)
Метод учета доходов и расходов Метод начисления. Доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, не зависимо от фактического поступления (выбытия) денежных средств и (или) иного имущества (имущественных прав) (п.1 ст. 272 НК РФ)
Не амортизируемое имущество Признается имущество стоимостью до 40000 рублей. Стоимость имущества включается в состав материальных расходов в полном объеме при вводе его в эксплуатацию (п.3 ст.254, п.1 ст.256 НКРФ)
Раздел учетной политики Способ ведения учета
Порядок учета расходов на ремонт основных средств Расходы на ремонт основных средств учитываются в составе прочих расходов и признаются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат

 

Функциональная структура модуля учета основных средств в программе «1С: Бухгалтерия. Конфигурация 8.0» для бухгалтера представлена в форме системы меню учета хозяйственных операций, содержащей следующие основные объекты учета:

- поступление основных средств: за счет собственных средств; безвозмездно; целевое финансирование; капитальное строительство (хозяйственным способом; подрядным способом); расконсервирование;

- амортизация: бухгалтерский учет; налоговый учет;

- изменение стоимости объекта основных средств: реконструкция;

- модернизация; переоценка;

- ремонт основных средств;

- выбытие: ликвидация; реализация; безвозмездная передача; консервация; передача в аренду;

- инвентаризация;

- формирование регистров бухгалтерского учета: ведомость амортизационных отчислений; отчеты о движении объектов основных средств; ведомость аналитического учета по субсчетам счетов 01, 02, 03, 08, 07; ведомости синтетического учета по счетам 01, 02, 03, 08, 07;

- формирование разделов бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- формирование регистров налогового учета: ведомость амортизационных отчислений; отчет о движении объектов основных средств.

Основными способами поступления основных средств являются:

- приобретение за плату;

- в результате строительства объектов;

- в результате аренды отдельных объектов.

В соответствии с учетной политикой предприятия первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату по договорам купли-продажи формируется из всех фактических затрат, связанных с вводом объекта в эксплуатацию:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

- суммы НДС, уплачиваемые в связи с приобретением объектов основных средств и используемых при производстве продукции (работ, услуг), реализация

- которых не подлежит налогообложению по НДС;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением, изготовлением объекта основных средств, а также затрат по приведению его в состояние, пригодное к использованию.

Расходы по доставке объекта основных средств, включаются в его стоимость при оказании услуг доставки сторонней организацией. В случае доставки нескольких объектов основных средств, стоимость услуг сторонних организаций учитывается в стоимости каждого объекта пропорционально его стоимости в общей стоимости доставленных объектов.

Проценты, начисленные по кредитам и займам на приобретение объектов основных средств, не включаются в первоначальную стоимость основных средств, а учитываются в составе прочих расходов.

Приемка-передача объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) осуществляется на основе акта приемки-передачи. При составлении акта приемки-передачи осуществляется:

- включение объекта в состав основных средств и учет его ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию);

- выбытие объекта из состава основных средств, при передаче (продаже) другой организации.

Согласно НК РФ суммы, уплаченные при покупке основных средств и учтенные по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям», в полном объеме принимаются к налоговому вычету при соблюдении следующих условий:

- основные средства приобретены для производственных целей, приняты к учету по счету 01 «Основные средства»;

- имеются в наличии счета-фактуры поставщика;

- имеются документы, подтверждающие оплату основных средств;

- операция по приобретению зарегистрирована в книге покупок;

- выделен отдельной строкой НДС в расчетных и первичных документах;

- объекты недвижимости зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним.

В июле 2012 г. предприятие приобрело у поставщика станок по герметизации крышек, покупная стоимость которого 563400 руб. (без учета НДС). Транспортной организации выплачено за доставку станка 7500 руб. (без учета НДС). Расходы по разгрузке составили: зарплата рабочих – 10345 руб., страховые взносы в фонды – 2690 руб.

В бухгалтерском учете предприятия сделаны следующие записи (таблица 7).

На основании акта-приемки и технической документации объекта основных средств бухгалтер заполняет инвентарную карточку учета объекта основных средств. В инвентарных карточках приводятся основные данные по объекту: первоначальная стоимость, срок полезного использования, способ начисления амортизации, норма амортизации, основные качественные и количественные показатели объекта, а также относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности.

Таблица 7 – Бухгалтерские записи по приобретению объекта основных средств за

плату в ЗАО «Минеральные воды железноводска»

Содержание операции Первичный документ Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Акцептованы платежные документы за станок: Акт приемки-передачи основных средств      
на покупную стоимость   563 400 08-4
на сумму НДС   101 412
Акцептованы платежные документы за доставку станка: Акт выполненных работ (оказанных услуг)      
на стоимость услуг   7 500 08-4
на сумму НДС   1 350
Произведена оплата поставщикам основных средств, транспортной организации Выписка из счетов в банке 664 812 60, 76

Окончание таблицы 7

Содержание операции Первичный документ Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Начислена зарплата рабочим за разгрузку станка Наряды, требования 10 345 08-4
Начислены страховые взносы Наряды, требования 2 690 08-4
Оприходован станок по первоначальной стоимости (оборот по дебету счета 08-4) Акт о приемке-передаче основных средств 583 935 01-1
Суммы НДС отнесены к возмещению из бюджета (обороты по дебету счета 19) Расчет 102 762

 

Строительные работы могут осуществляться как подрядным, так и хозяйственным способом. При подрядном способе выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы отражаются у застройщика-заказчика на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций. При хозяйственном способе на счете 08 отражаются фактически произведенные застройщиком затраты.

В практической деятельности предприятия чаще применяется так называемый смешанный способ строительства.

Для группировки затрат на строительство объектов основных средств на предприятии к счету 08-3 «Строительство объектов основных средств» открыты следующие аналитические счета:

- 08-3.1 «Затраты на строительные работы, выполненные хозяйственным способом»;

- 08-3.2 «Затраты на строительные работы, выполненные подрядным способом»;

- 08-3.3 «Затраты на приобретение и монтаж оборудования»;

- 08-3.4 «Прочие капитальные затраты».

При строительстве объекта недвижимости смешанным способом, когда часть работ выполняется собственными силами, а часть – подрядчиком, НДС нужно

начислять только на стоимость работ, выполненных собственными силами. Стоимость работ, выполненных сторонними подрядчиками, в налоговую базу по НДС не включается.

ЗАО «Минеральные воды железноводска» построило здание гаража смешанным способом. Часть работ по строительству выполнена самостоятельно, а часть – подрядной организацией по договору подряда.

Работы начаты в IV квартале 2011г., а закончены в I квартале 2012 г. Фактические затраты по строительству в IV квартале 2011 г. составили:

- собственные расходы ЗАО «Минеральные воды железноводска»– 215700 руб.;

- подрядчика – 483000 руб. (в том числе НДС 86940 руб.).

Расходы в I квартале 2012 г.:

- собственные расходы ЗАО «Минеральные воды железноводска»– 200000 руб.;

- подрядчика – 607000 руб. (в том числе НДС 109260руб.).

По СМР для собственного потребления ЗАО «Минеральные воды железноводска» должно начислить в IV квартале 2011 г. и уплатить в бюджет до 20 января 2012 г. НДС в размере 38826руб. (215700 руб. 18%) [2, п.2, ст.159]. Эту сумму налога ЗАО «Минеральные воды железноводска» имеет право принять к вычету в I квартале 2012 г.

Сумму НДС, начисленную к уплате в бюджет в I квартале 2012 г., 36000 руб. (200000 руб. 18%) ЗАО «Минеральные воды железноводска» может принять к вычету в этом же налоговом периоде.

Стоимостной износ основных средств компенсируется путем начисления амортизации. В бухгалтерском учете в соответствии с п.9 ПБУ 6/01 начисление амортизации по основным средствам начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их принятия к учету [14]. В налоговом учете в соответствии с п.2 ст.259 НК РФ амортизация начинает начисляться с месяца, следующего за

месяцем введения основного средства в эксплуатацию [2]. Начисление амортизации в бухгалтерском и налоговом учете прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда основное средство полностью самортизировано или списано с баланса организации.

В соответствии с учетной политикой начисление амортизации по основным средствам производится линейным методом для целей бухгалтерского и налогового учета. При линейном методе амортизации отчисления производятся в одинаковом размере все годы срока полезного использования объекта; накопленная амортизация увеличивается равномерно; остаточная стоимость основных средств уменьшается равномерно.

Порядок расчета ежегодных сумм амортизационных отчислений по данному объекту основных средств обобщен в таблице 8

Таблица 8 – Расчет годовых амортизационных отчислений по основным

средствам линейным способом (в рублях)

Годы Первоначальная стоимость Годовая сумма амортизации Накопленная амортизация Остаточная стоимость
1-й
2-й
3-й
4-й
5-й
6-й

 

Основные бухгалтерские записи по учету амортизации основных средств на предприятии приведены в таблице 9

Таблица 9 – Корреспонденции счетов по учету амортизации основных средств в

ЗАО «Минеральные воды железноводска»

Содержание хозяйственной операции Первичный документ Корреспонденции счетов
Дебет Кредит
Начислена амортизация по основным средствам:      
находящимся в эксплуатации в основном производстве Расчет
находящимся в эксплуатации во вспомогательном производстве Расчет

Окончание таблицы 9

Содержание хозяйственной операции Первичный документ Корреспонденции счетов
Дебет Кредит
общепроизводственного и общехозяйственного назначения Расчет 25, 26
Списана сумма начисленнойамортизации при выбытии объектов основных средств Акт приемки (списания) основных средств

 

Ремонт основных средств предприятия осуществляется в соответствии с планом, формирующимся по видам подлежащих ремонту объектов, в денежном выражении исходя из системы планово-предупредительного ремонта (ППР), разрабатываемой главным электромехаником с учетом технических характеристик их эксплуатации и других причин. Система ППР включает обслуживание основных средств, текущий, средний и капитальный ремонт.

Ремонтные работы на предприятии осуществляются преимущественно хозяйственным способом, которые выполняют работники ремонтного цеха. Если ремонтные работы ведут работники ремонтных цехов, все затраты собираются на счете 23 «Вспомогательные производства».

В соответствии с учетной политикой предприятия затраты на ремонт основных средств учитываются по фактическим суммам расхода и единовременно списываются на себестоимость продукции (ремонтный фонд не создается). Для целей налогового учета расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены в размере фактических затрат.

В период капитальных ремонтов могут привлекаться подрядные организации. Учет затрат на все виды ремонтов, проводимых подрядным способом, когда не создается резерв на ремонт основных средств, может осуществляться по одному из вариантов:

- затраты на ремонт основных средств списываются на себестоимости по

- мере их возникновения;

- в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению при отражении затрат на ремонт основных средств возможно использование счета 97 «Расходы будущих периодов» [13].

Работы по восстановлению основных средств, а также затраты на их проведение оформляются соответствующими первичными документами (график производства работ, проектно-сметная документация, требования-накладные на отпуск материалов, табели учета использования рабочего времени и др.). После выполнения всего комплекса работ по восстановлению (как подрядным, так и хозяйственным способом) прием-сдача основных средств оформляется актом о приеме-передаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств. При приемке отремонтированных объектов основных средств, в их техническую документацию (паспорт, формуляр и др.) вносят записи о проведенных работах и изменениях в характеристике объекта после проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации.

Учет затрат, связанных с реконструкцией и модернизацией основных средств, ведется в порядке, установленном для капитальных вложений.

В общем виде корреспонденция бухгалтерских счетов по учету затрат по реконструкции и модернизации основных средств на предприятии представлена в таблице 10

Основные средства, взятые в аренду, учитываются на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», по стоимости, обозначенной в договоре аренды.

 

 

Таблица 10 – Корреспонденции счетов по учету затрат по реконструкции и

модернизации основных средств в ЗАО «Минеральные воды

железноводска»

Содержание операции Первичный документ Корреспонденции счетов
Дебет Кредит
Работы по реконструкции и модернизации выполнены подрядным способом:
Акцептован счет подрядной организации за выполненные работы по реконструкции и модернизации основных средств на сумму: Акт приемки выполненных работ    
принятых работ   08-4
НДС   19-1
Оплачен счет подрядной организации Выписки из счетов в банке
Списан НДС в уменьшении задолженности бюджету Расчет 68НДС 19-1
Увеличена первоначальная стоимости основных средств на сумму расходов по реконструкции и модернизации Акт о приеме-передаче 08-4
Работы по реконструкции и модернизации выполнены хозяйственным способом:
Отпущены материалы для проведения работ Требования-накладные 08-4
Начислена заработная плата работникам, занятых на работах по реконструкции и модернизации основных средств Наряды, табели, расчетные ведомости 08-4
Начислены страховые взносы в фонды То же 08-4
Начислена амортизация по основным средствам, используемым при проведении работ Расчет 08-4
Начислен НДС по выполненным работам Расчет 19-1 68НДС
Списаны расходы, связанные с реконструкцией и модернизацией основных средств Акт о приеме-передаче 08-4

 

Арендная плата может быть установлена в виде:

- определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в течение срока договора аренды;

- предоставления арендатором определенных услуг;

- передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или аренду;

- возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение

- арендованного имущества.

Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено в договоре. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание.

Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем.

Все улучшения арендованного имущества для последующей их оценки и возмещения в соответствии со ст.623 ГК РФ условно можно поделить на отделимые и неотделимые. Произведенные арендатором отделимые улучшения арендованного имущества являются его собственностью, то есть по окончании договора аренды он может забрать имущество, улучшающее объект аренды. В случае если арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые от него, арендатор имеет право на возмещение стоимости этих улучшений [1].

Рассмотрим порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по ремонту арендованных основных средств в разрезе отделимых и неотделимых улучшений. Например, ЗАО «Минеральные воды железноводска» арендовало помещение под склад. В феврале 2011 года было принято решение установить в нем пожарную сигнализацию. Для этого был заключен договор со сторонней организацией. Общая стоимость аппаратуры и ее установки составила 156700 руб., в том числе НДС – 23903,39 руб. Сигнализация была введена в эксплуатацию в этом же месяце.

При ее вводе, как для бухгалтерского, так и для налогового учета выбран линейный способ начисления амортизации. Полезный срок эксплуатации установлен исходя из данных по аппаратуре систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации, приведенных в Классификации

основных средств, включаемых в амортизационные группы (4 амортизационная

группа) – 61 месяц.

В декабре 2012 года договор аренды закончился. Пожарная сигнализация передается арендодателю за 97000 руб., в том числе НДС – 14796,61руб.

В бухгалтерском учете у предприятия данные операции отражены следующим образом (таблица 11).

Так как отделимые улучшения принадлежат арендатору, то в соответствии с п.1 ст.256 НК РФ введенную в эксплуатацию пожарную сигнализацию в налоговом учете можно отнести к амортизируемому имуществу [2]. Установка одинаковых сроков полезного использования объекта в бухгалтерском и налоговом учете на основании Классификации основных средств позволяет налогоплательщику использовать данные бухгалтерского учета по начислению амортизации при исчислении налога на прибыль. Реализация пожарной сигнализации происходит с убытком, который в налоговом учете учитывается в прочих расходах по специальному расчету: равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования имущества и фактическим сроком эксплуатации объекта до момента его реализации. В случае если арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, неотделимые без вреда для имущества, то в соответствии с п.2 ст.623 НК РФ он имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды [2].

В бухгалтерском учете арендатор также, как и в случае с отделимыми улучшениями, учитывает капитальные затраты как отдельный объект основных средств. Однако в соответствии с п.65 Методических указания по бухгалтерскому учету основных средств порядок их амортизации устанавливается исходя из способа начисления амортизационных отчислений, установленных арендодателем по объекту, на который произведены указанные затраты [14]

 

Таблица 11 – Бухгалтерские записи по ремонту арендованных основных средств

(с отделимыми улучшениями) в ЗАО «Минеральные воды

железноводска»

Содержание операции Документ Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
Записи февраля 2011 г.
Принят к оплате счет за установку пожарной сигнализации Акт приемки выполненных работ 08-4
Выделен НДС, уплаченный сторонней организации за установку сигнализации Акт приемки выполненных работ 19-4 24121,44
Перечислены денежные средства за установку сигнализации Выписка из расчетного счета
Введена в эксплуатацию пожарная сигнализация как объект основных средств Акт приемки передачи основных средств 01-1 08-5
Принят к вычету НДС, уплаченный за установку пожарной сигнализации. Расчет 68НДС 19-4 24121,44
Записи марта 2011 г. – декабря 2012 г.
Начислена амортизация по объекту основных средств (134008 руб. : 61 мес. 1 мес.) Расчет 2196,86
Записи декабря 2012 г.
Списаны капитальные вложения, связанные с установкой пожарной сигнализации Акт о списании объекта основных средств 01-9
Списана амортизация, начисленная по капитальным вложениям (2196,86 руб./мес. (10 мес. + 12 мес.)), где 10 мес. и 12 мес. – количество месяцев эксплуатации в 2011 и 2012 годах соответственно Акт о списании объекта основных средств 01-9 52724,64
Списана остаточная стоимость по капитальным вложениям (134008 руб. – 52724,64 руб.) Акт о списании объекта основных средств 91-2 01-9 81283,36
    Дебет Кредит  
Записи февраля 2011 г.
Отражена задолженность арендатора за передаваемую пожарную сигнализацию Акт о приемке передачи основных средств 91-1

Окончание таблицы 11

Содержание операции Документ Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
Начислен НДС со стоимости передаваемой сигнализации Расчет 91-2 68НДС 14796,61
Начислен НДС со стоимости передаваемой сигнализации Расчет 91-2 68НДС 14796,61
Поступили денежные средства за переданную пожарную сигнализацию Выписка из расчетного счета  
Списан убыток от реализации пожарной сигнализации (97000 руб. – 81283,36 руб.14796,61руб.) Расчет 91-9 920,03

 

Основные корреспонденции счетов по учету аренды основных средств на предприятии представлены в таблице 12

Таблица 12 – Бухгалтерские записи по учету аренды основных средств в ЗАО

«Минеральные воды железноводска»

Содержание операции Документ Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Получены в аренду основные средства Акт о приме-передаче -
Начислена арендная плата Расчет 76-8
Отражен НДС по арендной плате Расчет 19-4 76-8
Включен НДС по арендной плате в состав налоговых вычетов (по моменту принятия услуги) Справка 68НДС 19-4
Перечислена арендная плата арендодателю Выписка из расчетного счета 76-8
Произведен ремонт арендованных основных средств за счет арендатора Акт, счет
Принят НДС по ремонту, выполненному подрядным способом То же 19-4
Зачтен НДС по ремонту (на момент принятия ремонта) Справка 68НДС 19-4
Произведен капитальный ремонт арендованных основных средств за счет средств арендодателя Справка 76-8
Осуществлены с согласия арендодателя капитальные вложения, возмещаемые арендодателем Справка 76-8
Получено возмещение затрат на капитальные затраты от арендодателя Выписка из расчетного счета 76-8
Возврат арендованных основных средств арендодателю Акт о приме-передаче -

Основные средства могут быть списаны с баланса предприятия в результате: продажи, физического или морального износа, недостачи и хищения, ликвидации при аварии и другим основаниям. Для учета выбытия основных средств в соответствии с рабочим планом счетов к счету 01 «Основные средства» открыт специальный субсчет 9 «Выбытие основных средств».

Решение о продаже основных средств принимает директор совместно с собственниками предприятия. При этом заполняются акты типовых форм «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)», «Акт о приеме-сдаче здания, сооружения».

В соответствии с п.30 ПБУ 6/01 при списании объекта основных средств в результате его продажи выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре купли-продажи основного средства [14]. В соответствии со ст.146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации основных средств на территории России [2]. Сумма НДС по операциям реализации основных средств рассчитывается умножением налоговой базы на ставку налога.

При реализации основных средств, числящихся на балансе по стоимости, включающей фактические затраты с учетом НДС, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается по формуле (12) [22, с.194]:

 

НДСБЮД = (СРЕАЛ – СФАКТ) РНДС, (12)

 

где СРЕАЛ – стоимость проданного основного средства с НДС, руб.;

СФАКТ – остаточная стоимость основного средства с учетом НДС, руб.;

РНДС – расчетная ставка НДС, % (18/118).

В бухгалтерском учете сумма выручки от продажи основного средства отражается в составе прочих доходов.

 

Для целей исчисления налога на прибыль в налоговом учете финансовый результат от продажи основных средств определяется следующим образом (13) [22, с.195]:

 

ФРОС = СПРОД – НДС – СОСТ – РПРОД, (13)

 

где ФРОС – финансовый результат от продажи основных средств, руб.;

СПРОД – продажная стоимость основного средства, руб.;

НДС – НДС, предъявленный покупателю основного средства, руб.;

СОСТ – остаточная стоимость проданного основного средства, исчисленная по

правилам налогового учета, руб.;

РПРОД – расходы, связанные с продажей основного средства, руб.

Для определения непригодности основных средств к их дальнейшему использованию распоряжением руководителя предприятия создается комиссия, которая осматривает объект, подлежащий списанию, и устанавливает причину списания. После осмотра комиссия составляет акты типовых форм «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)», «Акт о списании автотранспортных средств». На основании актов на списание основных средств бухгалтерией производится отметка в инвентарных карточках о выбытии основных средств.

В соответствии с п.31 ПБУ 6/01 доходы, расходы и потери от списания с баланса основных средств отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относятся и полежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов [14].

В октябре 2012 г. ликвидирован объект основных средств (транспортное средство). Его первоначальная стоимость 350000 руб., сумма накопленной амортизации – 270500 руб. Начисленная заработная плата работникам, занятым разборкой объекта, составляет 4000 руб. (в т.ч. ЕСН). В результате разборки

объекта получены материальные ценности на сумму 6000 руб. В бухгалтерском учете предприятия сделаны следующие записи (таблица 13).

Таблица 13 – Бухгалтерские записи по ликвидации основных средств в ЗАО

«Минеральные воды железноводска»

Содержание операции Документ Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
Списана первоначальная стоимость объекта основных средств Акт о списании объекта основных средств 01-9 01-1
Списана сумма начисленной амортизации То же 01-9
Списана остаточная стоимость основного средства То же 91-2 01-9
Отражаются расходы по разборке объекта Наряды, требования 91-2 70, 69
Оприходованы материальные ценности, полученные от списания объекта Приходный ордер 91-1
Отражаются убытки от списания объекта Справка

 

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

Фактическое наличие основных средств определяется при осмотре и подсчете объектов. Данные о фактическом наличии основных средств записываются в инвентаризационные описи.

В инвентаризационную опись основные средства вносятся по наименованиям в соответствии с главным назначением объекта. Машины, оборудование, транспортные средства отражаются индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись

достоверные сведения и технические показатели [30, с.199].

Расхождения между данными инвентаризационных описей и показателями бухгалтерского учета указываются в сличительных инвентаризационных ведомостях.

В соответствии с приказом об учетной политике предприятия обнаруженные излишки и недостачи отражаются следующим образом:

- излишки включаются в состав прочих доходов;

- недостачи относятся на виновных лиц, а если виновные лица не установлены, то включаются в состав прочих расходов.

Например, по результатам инвентаризации основных средств выявлена недостача объекта основных средств – кондиционера. Его первоначальная стоимость – 27000 руб., сумма начисленной амортизации – 9000 руб., рыночная стоимость на день причинения ущерба – 35000 руб.

В бухгалтерском учете предприятия необходимо сделать следующие записи (таблица 14).

Таблица 14 – Бухгалтерские записи по отражению результатов инвентаризации

основных средств в ЗАО «Минеральные воды железноводска»

Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
Отражена недостача основных средств, выявленная при инвентаризации:      
первоначальная стоимость 01-9 01-1
сумма начисленной амортизации 01-9
остаточная стоимость 01-9
Вариант 1. Виновные лица установлены
Выявленная недостача основных средств поставлена в задолженность виновному лицу 73-2
Отражена разница между рыночной ценой и остаточной стоимостью недостающих основных средств 73-2 98-4
В кассу внесены денежные средства в погашение задолженности за причиненный ущерб 73-2
Списана разница между рыночной ценой и остаточной стоимостью недостающих основных средств 98-4 91-1
Вариант 2. Виновные лица не установлены
Списана остаточная стоимость недостающих основных средств 91-2

Выявленные излишки основных средств приходуются по рыночной стоимости по дебету счета 01 «Основные средства» субсчет 01 «Основные средства в организации» с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы».

По результатам исследования порядка ведения бухгалтерского и налогового учета основных средств на предприятии ЗАО «Минеральные воды железноводска» можно сделать следующие выводы. В соответствии с технологическими и организационными особенностями предприятия, а также объемами учетных работ в структуре бухгалтерии создан материальный отдел. Деятельность бухгалтера, ответственного за учет наличия и движения основных средств, осуществляется в соответствии с Регламентом выполнения рабочих операций и персональной Должностной инструкцией.

Основные способы ведения учета нашли отражение в двух самостоятельных документах: Положении об учетной политики для целей бухгалтерского учета и Положении об учетной политике для целей налогового учета. Данные документы призваны обеспечить формирование полной и достоверной информации об объектах учета и налогообложения, организацию единого учетного процесса на предприятии. Положения об учетной политике содержат такие элементы учета основных средств, как: порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств; порядок определения срока полезного использования и способ начисления амортизации по объектам основных средств; порядок учета расходов на ремонт основных средств; другие существенные моменты учета основных средств. Анализируя основные способы ведения учета объектов основных средств, установлено, что предприятие максимально объединило ведение двух видов учета – бухгалтерского и налогового. На основе общехозяйственного Плана счетов предприятие разработало рабочий план счетов, учитывающий особенности деятельности и необходимый уровень аналитических показателей организации.

В учете основных средств широко применяются типовые формы по оформлению операций с основными средствами. Движение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с Графиком документооборота. Учетные работы на предприятии ведутся в программе «1С: Бухгалтерия. Конфигурация 8.0». В программе автоматизирован весь цикл операций, связанных с основными средствами.

Учет на предприятии соответствует требованиям бухгалтерского и налогового законодательства и потребностям предприятия. Однако идеальных методов и приемов ведения учета, приемлемых на все случаи жизни, не существует. Поэтому улучшение учетного процесса на предприятии всегда имеет место. В частности для совершенствования учета основных средств можно рекомендовать следующие инициативы:

- сближение бухгалтерского и налогового учета, безусловно, выгодно для учетных работников, однако с целью оптимизации налоговых платежей это не всегда выгодно предприятию. В частности, налоговое законодательство разрешает предприятиям воспользоваться правом на амортизационную премию, применение которой в налоговом учете позволит предприятию снизить выплаты по налогу на имущество, т.е. сократить расходы. Даже если эти инициативы приведут к усложнению учета (в связи с возникновением отложенных налогов) – предприятию важнее экономить налоговые платежи, а не затраты труда работников бухгалтерии. Поэтому целесообразно воспользоваться данным методом налоговой оптимизации и определить экономическую эффективность данной рекомендации;

- в практической деятельности предприятия в связи с особенностями технологического процесса значительная часть ремонтных работ основных средств приходится на летний период. Однако Положениями об учетной политике для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета не предусмотрено создание резерва на ремонт основных средств. Списание значительных сумм

- затрат на ремонт основных средств в период массовых ремонтов может привести предприятие к финансовым затруднениям. Чтобы избежать данной ситуации целесообразно сформировать резерв на ремонт основных средств. Создание резерва на ремонт основных средств позволит списывать расходы равномерно в течение года, а также уменьшить налог на прибыль даже в тех месяцах, когда ремонты не производились. Если фактические затраты на ремонт основных средств меньше, чем резерв, то остаток неиспользованного резерва увеличит прибыль предприятия в конце отчетного года. Создание резерва на ремонт основных средств позволит предприятию избежать финансовых трудностей в связи со значительным отвлечением финансовых ресурсов из оборота предприятия;

- ценность бухгалтерского учета заключается в предоставлении точной, объективной и своевременной информации руководству предприятия для принятия обоснованных управленческих решений. Поэтому целесообразно формировать и ежемесячно представлять отчеты руководству предприятия о наличии основных средств в эксплуатации, на консервации и уже пригодных к списанию, что будет способствовать обеспечению бесперебойной и более эффективной работы предп







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.