Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта



Нарушение психического развития умственно отсталых детей проявляется в первую очередь в интеллектуальном дефекте. Недоразвитие познавательной сферы при умственной отсталости проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии.

Мышление умственно отсталых детей характеризуется пассивностью, несамостоятельностью, некритичностью, инертностью, нарушением всех мыслительных операций.

Анализ у таких детей характеризуется недостаточной полнотой и точностью, бессистемностью и непоследовательностью, хаотичностью. При анализе объекта они выделяют лишь отдельные, хорошо им знакомые, наиболее заметные части объекта, не стремятся произвести детальный анализ, пропускают ряд важных свойств. Из-за несовершенства анализа затруднён синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части или свойства, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предметах в целом. Ярко проявляются специфические черты мышления у умственно отсталых в операциях сравнения. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым (например, цвет одного объекта и форму другого). При сравнении более успешно выделяют признаки различия, чем сходства.

В наибольшей степени страдает такая мыслительная операция, как обобщение. У умственно отсталых оно также основано на выделении несущественных, второстепенных свойств объектов. При обобщении такие дети опираются на внешние наглядные свойства, функциональные или ситуативные признаки. Развитие различных видов мышления своеобразно по сравнению с нормой. Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным наглядно-действенное. Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, неспособность самостоятельно оценить свою работу.

При решении мыслительных задач отмечается недостаточность ориентировки, отсутствие планирования, неосознанность и хаотичность действий. Слаба регулирующая роль мышления в поведении.

Основными недостатками восприятия умственно отсталых детей является нарушение обобщенности. Отмечается также замедленный темп, узость объёма, нарушение избирательности, малая дифференцированность. Для представлений умственно отсталых характерны недифференцированность, фрагментарность, поверхностный характер, недостаточная обобщенность и уподобляемость.

Памяти умственно свойственно снижение продуктивности всех её основных процессов. Запоминание материала характеризуется низким объёмом и точностью, а также замедленностью; сохранение – непрочностью; воспроизведение – низким объёмом, искажением материала, привнесениями. Наиболее нарушенной является смысловая память. Умственно отсталые лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее всего осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Позднее, чем в норме, у умственно отсталых формируется произвольное запоминание. Значительные трудности представляет и припоминание материала. Опосредованная смысловая память развита слабо. Характерна эпизодическая забывчивость.

Внимание умственно отсталого ребёнка страдает из-за трудностей привлечения к объекту, слабости концентрации, неустойчивости. Для внимания умственно отсталых характерны трудности распределения, замедленность переключения. Даже будучи привлечённым к объекту, внимание умственно отсталых быстро истощается и характеризуется отвлекаемостью. В наибольшей степени страдает произвольное внимание.

Воображение у детей с умственной отсталостью отличается неточностью, фрагментарностью. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их сверстники, испытывают потребность в новых знаниях.

Развитие речи умственно отсталых детей характеризуется двумя важными особенностями: значительная задержка становления речи, недоразвитие всех её компонентов. Наиболее доступной является диалогическая речь, так как при формулировании своих высказываний умственно отсталые опираются на речь собеседника.

Степень интеллектуального дефекта имеет значительные вариации у детей с различными видами умственной отсталости. Наряду с недостатками развития познавательной сферы у детей с лёгкой умственной отсталостью имеются потенциальные возможности совершенствования интеллектуальных способностей. При коррекционном обучении у умственно отсталых развиваются такие сложные виды психической деятельности, как целенаправленное наблюдение, осмысленное запоминание, произвольное внимание, достаточно сложные формы анализа и синтеза, процессы сравнения и обобщения.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.