Здавалка
Главная | Обратная связь

Коррекционная работа по формированию представлений об окружающем мире в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида



Основная задача ознакомления с окружающим состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка — учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы. Во время занятий детей знакомят с определенным типом свойств, связей и отношений, специфическим для каждого из четырех основных направлений коррекционно-педагогической работы, выделенных в программе: «Человек», «Предметный мир», «Живая природа», «Неживая природа». Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. Таким образом, ребенок приобщается к нормам поведения в человеческом обществе.

В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними. В процессе ознакомления с природой у детей формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.

Задачи обучения и воспитания детей четвёртого года обучения:

• Продолжать расширять у детей представления о свойствах и качествах предметов и явлений, объектах живой и неживой природы.

• Пополнять представления детей вновь изучаемыми категориями свойств и признаков.

•Формировать у детей представления о вариативности выделяемых признаков и различных основаниях для осуществления классификации и сериации.

• Формировать у детей представления о видах транспорта.

• Формировать у детей временные представления (о временах года, об их последовательности, о времени суток, о днях недели).

• Закреплять у детей представления о времени и расширять умение соотносить свою деятельность с категорией времени.

• Продолжать формировать у детей представления о труде людей и значимости той или иной профессии в жизни людей.

•Развивать у детей элементы самосознания на основе понимания изменчивости возраста и времени.

Содержание коррекционной работы по формированию представлений об окружающем мире в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида представлено в таблице 1

Таблица 1

Содержание коррекционной работы по формированию представлений об окружающем мире [3]

Квартал Основное содержание работы
I Закреплять представления детей о возрасте и о его связи с трудом и деятельностью человека (малыш — сидит в коляске, играет с мамой; ребенок — ходит в детский сад, играет сам или с детьми; школьник — ходит в школу; взрослые — работают; пожилые люди — дома заботятся о внуках, отдыхают) Учить детей называть свой домашний адрес Знакомить детей с профессиями парикмахера, учителя Уточнять представления детей об овощах и фруктах, учить их дифференцировать Учить детей дифференцировать диких и домашних животных Продолжать знакомить детей с птицами; учить дифференцировать диких и домашних птиц (воробей, ворона, голубь, сорока; курица, петух, гусь, утка, индюк) Закреплять представления детей о свойствах бумаги Знакомить детей со свойствами ткани Учить детей различать отдельные деревья и кустарники Учить детей называть признаки четырех времен года и определять их последовательность Знакомить детей с поведением и образом жизни животных и птиц осенью Продолжать учить детей различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь Закреплять знания детей о правилах поведения на улице и в транспорте
II Закреплять представления детей о своем возрасте, семье, именах близких родственников Закреплять умение детей называть свой домашний адрес Знакомить детей с профессией почтальона Уточнять представления детей о роли профессиональной деятельности в жизни людей Знакомить детей с обобщающим словом транспорт Учить детей соотношению профессий и вспомогательных предметов и орудий для осуществления профессиональной деятельности врача, продавца, повара, учителя, шофера, парикмахера Формировать у детей представления о школе и деятельности ребенка в ней Знакомить детей со школьными принадлежностями, знать их назначение Знакомить детей со свойствами стекла Учить детей находить предметы, сделанные из стекла, и бережно к ним относиться Учить детей называть дни недели Формировать у детей представления о занятиях в выходные дни Закреплять умения детей различать и называть время суток: утро, день, вечер, ночь
III Учить детей называть город (населенный пункт), в котором они проживают Учить детей называть название страны — Россия Учить детей называть столицу России Уточнять представления детей о значении профессий в жизни людей Стимулировать самостоятельные действия детей при организации игры с опорой на их представления о профессиональной деятельности Закреплять представления детей об окружающем их предметном мире, созданном руками человека (орудия труда: совок, лопата, пила, нож, топор, вилы, молоток) Учить детей выполнять классификацию объектов и предметов по категориям «живое», «неживое» Учить детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки диких и домашних животных и птиц Знакомить детей с отдельными представителями насекомых (пчела, бабочка, муха, муравей) Учить детей находить в ближайшем окружении и дифференцировать предметы, сделанные из бумаги, стекла, ткани, дерева, металла Расширять у детей представления о явлениях природы (гром, молния, гроза) Знакомить детей с некоторыми цветами и ягодами (одуванчик, тюльпан, ромашка, колокольчик, клубника, малина, крыжовник, смородина) Учить детей называть признаки четырех времен года, определять их последовательность Учить детей называть время суток: утро, день, вечер, ночь

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.