Коррекционная работа по формированию представлений об окружающем мире в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида
Основная задача ознакомления с окружающим состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка — учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен). Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы. Во время занятий детей знакомят с определенным типом свойств, связей и отношений, специфическим для каждого из четырех основных направлений коррекционно-педагогической работы, выделенных в программе: «Человек», «Предметный мир», «Живая природа», «Неживая природа». Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. Таким образом, ребенок приобщается к нормам поведения в человеческом обществе. В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними. В процессе ознакомления с природой у детей формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей. Задачи обучения и воспитания детей четвёртого года обучения: • Продолжать расширять у детей представления о свойствах и качествах предметов и явлений, объектах живой и неживой природы. • Пополнять представления детей вновь изучаемыми категориями свойств и признаков. •Формировать у детей представления о вариативности выделяемых признаков и различных основаниях для осуществления классификации и сериации. • Формировать у детей представления о видах транспорта. • Формировать у детей временные представления (о временах года, об их последовательности, о времени суток, о днях недели). • Закреплять у детей представления о времени и расширять умение соотносить свою деятельность с категорией времени. • Продолжать формировать у детей представления о труде людей и значимости той или иной профессии в жизни людей. •Развивать у детей элементы самосознания на основе понимания изменчивости возраста и времени. Содержание коррекционной работы по формированию представлений об окружающем мире в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида представлено в таблице 1 Таблица 1 Содержание коррекционной работы по формированию представлений об окружающем мире [3]
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|