Здавалка
Главная | Обратная связь

Компьютерные программы для детей с отклонениями в развитии



Неотъемлемым компонентом профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать средства изучения и обучения ребенка, основанные на информационных технологиях. Новые средства специального обучения, основанные на информационных технологиях, могут и должны применяться для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, более эффективного решения собственно коррекционных и развивающих задач обучения, его качественной индивидуализации. Они открывают возможность постановки новых дидактических задач, которые невозможно эффективно решить при помощи традиционных средств обучения.

Приведем перечень программ, которые успешно применяются в специальном образовании:

• Мир за твоим окном

«Мир за твоим окном» - первая в России специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Она удостоена государственной премии в области образования. Ее авторы - сотрудники Института Коррекционной Педагогики РАО (Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина).

Программа состоит из пяти частей: «Времена года»; «Погода», «Одежда»; «Рассказы о временах года»; «Календарь». У каждой части свои задачи в области развития и обучения.

Часть первая – «Времена года»

Упражнения этой части помогают обеспечить в обучении деятельность, необходимую для систематизации, обобщения и обогащения личного жизненного опыта детей в области сезонных явлений, поскольку только на этой основе возможно формирование полноценных, «работающих» представлений и понятий о временах года.

На экране перед ребенком предстает комната, где живет герой компьютерной программы, его сверстник - Николай. Комната - это учебная модель, которая дает ребенку возможность действовать, экспериментировать, ошибаться и пробовать снова. Объекты действия: окно, которое можно открывать и закрывать, разглядывая пейзаж за окном или выбирая необходимый из серии предлагаемых; градусник, на котором можно увидеть температуру воздуха за окном или установить ее самому; календарь на стене, который можно перелистать по временам года, месяцам, дням и установить любую нужную дату.

В части «Времена года» предлагается три вида упражнений одного и того же типа – ребенок должен устанавливать соотношение между тремя существенными признаками (температура воздуха, пейзаж за окном, календарная дата) применительно к любому времени года. В первом упражнении нужно определить и смоделировать на градуснике температуру воздуха, соответствующую заданной календарной дате и пейзажу за окном. Во втором – зная сезон, месяц, день года, температуру воздуха, подобрать соответствующий им пейзаж за окном. В третьем - увидев только пейзаж за окном, подобрать соответствующие ему сезон, месяц, день года и температуру воздуха.

Предмет обсуждения - соответствие между пейзажем за окном, температурой воздуха, датой календаря. Предлагая решать одну и ту же задачу, но на основе разных исходных данных, взрослый может достаточно надежно выявить характер представлений о временах года, отделив несформированность представлений ребенка от несформированности умения выразить их в речи.

Часть вторая – «Погода»

Ребенок вновь оказывается в комнате героя. Она по-прежнему используется как учебная модель. Предметом обсуждения становится погода и отношение к ней. При выполнении предложенных в меню этой программы упражнений ребенку будет казаться, что он смотрит вместе с героем телепрограмму о погоде, ведет диалог о погоде и своем эмоциональном отношении к ней, спорит с героем, сочиняет прогнозы погоды на завтра. Однако, на самом деле, в первом упражнении он учится представлять одно и то же предметное содержание в разных знаковых формах (описывать одну и ту же погоду в символах, словах, коротких фразах); свободно переходить от одних форм знакового опосредования к другим. Во втором – учится осознавать цель общения, поэтапно извлекать полную информацию о партнере по диалогу; сравнивать собственное мнение и чужое, понимать, что эмоциональные оценки одного и того же погодного явления могут быть у разных людей разными. С помощью следующих упражнений дети учатся осознавать допустимость мнений, эмоциональных оценок, не совпадающих с их личными.

Часть третья «Одежда»

В этой части предметом обсуждения становится зависимость выбора одежды от погоды. Ребенок помогает герою одеться на прогулку, разглядывая пейзаж за окном и зная температуру воздуха; готовит одежду на завтра на основании прогноза погоды, который представлен на экране в символах и словах; собирает чемодан в дорогу, собираясь путешествовать во время каникул в разные времена года.

Смысл упражнений отражен в их названиях: «Шуба или шорты ?»; « Если за окном…»; «Если знаю прогноз на завтра …»; «Если знаю, когда, куда, на сколько времени еду...».

Выполняя эти занимательные упражнения, ребенок учится искать и находить значимые ориентиры для решения соответствующих возрасту социальных задач, вступать в коммуникацию и аргументировать собственное решение для других, оценивать аргументы собеседников, корректировать в случае необходимости принятое решение на основании приведенных аргументов.

Часть четвёртая «Рассказы о временах года» состоит из трех блоков, названия которых отражают их цели: Подготовка; В чем проблема?; Учимся думать. Обратим особое внимание на второй и третий блоки.

Блок «В чем проблема?» - это инструмент выявления скрытых трудностей в понимании текста как целого. Ребенку многократно предлагается одно и то же задание: прочитать (или прослушать) текст и ответить только на один вопрос «Какое время года?». В его распоряжении четыре соответствующие кнопки: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Если традиционно к одному тексту предъявляется множество заданий, то здесь стратегия иная: одно задание, но много текстов. Они объединены в библиотеки, которые подобраны по принципу: текст короткий, лексика и грамматика надежно освоенные, содержание текста близко жизненному опыту дошкольника, однако понимать (кажущиеся на первый взгляд такими простыми) тексты становится все труднее, так как от библиотеки к библиотеке последовательно наращивается трудность смыслового анализа текста. Каждая библиотека - определенный тип текста - определенный прием анализа - определенный уровень трудности понимания текста.

Блок «Учимся думать» поможет взрослому трансформировать выявленные проблемы читательского развития ребенка в специальные задачи обучения чтению. Упражнения этой части («Бывает - не бывает»; «Обсуждаем идеи») помогут ребенку учиться осмысливать одну и ту же фразу вне контекста и в разных контекстах (Например: «В июне было холодно»; «В январе было холодно»; «В мае было холодно»). Библиотеки текстов, предъявляемых по частям, используются для того, чтобы учить ребят выдвигать по ходу чтения гипотезы о временном контексте описанных в тексте событий, аргументировать их фрагментами собственного жизненного опыта, переосмысливать под влиянием новой порции информации и связывать в единое смысловое целое.

Часть пятая – «Календарь»

Часть «Календарь» показывает, какую именно деятельность необходимо предложить ребенку для того, чтобы он освоил календарную структуру года и мог пользоваться календарем. Обеспечена возможность работы на трех уровнях: сезоны года, месяцы, дни недели. В каждом уровне предусмотрены три типа упражнений: «Лестница»; «Было – будет», «Поговорим».

Работа с упражнениями блока «Лестница» будет казаться детям игрой, в которой они выстраивают последовательность элементов в ряду, начиная с любой точки отсчета (любого времени года, месяца, дня недели). Такая деятельность должна вытеснить ничем не оправданный процесс механического запоминания и обеспечить осознанное освоение взаимного расположения элементов на шкале календаря.

В блоке «Было - будет» ребенок будет вновь выстраивать последовательность элементов (сезонов, месяцев, дней недели), но теперь уже соотнося со шкалой времени и определяя, какие сезоны года (месяцы, дни недели) соотносятся с прошедшим, настоящим и будущим временем. Например, если сейчас «Лето», то была …., а будет ….; Было лето, сейчас …, будет … и т.д.

После того, как ребенок научится выстраивать последовательность элементов и будет хорошо себе представлять, как они соотносятся с реальным временем, можно переходить к формированию умения выражать свои представления в речи, используя разные языковые способы. Система упражнений в блоке «Поговорим» предусматривает 10 типов упражнений, выстроенных по принципу усложнения языковых способов выражений одних и тех же временных отношений. Например «Было лето, сейчас...»; «Кончилась весна, сейчас...»; «Прошла весна, сейчас...»; и др.

Компьютерная программа «Мир за твоим окном» может быть использована практическими психологами, воспитателями и педагогами, а также родителями детей, желающими понять их трудности и найти пути помощи.

•Специализированная компьютерная программа «Лента времени»

Эта специализированная программа адресована тем детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, чьи представления о мире сужены, стереотипны, недостаточно дифференцированы, кому трудно соотносить образные представления с календарным временем.

(авторы: Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина)

Программа состоит из двух блоков упражнений. Первый — предназначен для оценки и развития у детей умения дифференцировать образы окружающего мира по временам года, второй — помогает расширять их образные представления о каждом времени года.

Блок 1. Что когда бывает?

Блок включает в себя четыре серии упражнений на классификацию образных картин окружающего мира по временам года, запечатленных на специально подобранных фотографиях. Каждая серия содержит десять фотографий, причем степень сложности классификации возрастает от серии к серии за счет усложнения материала. В первой серии ребенку легко различать времена года, так как на каждой фотографии можно увидеть несколько ярких, существенных признаков определенного сезона. На фотографиях второй серии таких ярких признаков меньше. В третьей серии выбор еще более усложняется, поскольку теперь ребенок может узнать время года, опираясь хотя и на яркий, но единственный признак сезона. Наконец, в четвертой серии определять времена года требуется по фотографиям, на которых изображены занятия людей или общегражданские праздники, но не представлены яркие сезонные приметы.

Предлагаемая методика работы с каждой серией включает три взаимосвязанных этапа.

Этап 1. Классифицируем

Ребёнку предлагается рассматривать фотографии в удобном для него темпе и определять, какое время года на них изображено.

Этап 2. Обсуждаем

После того как ребёнок расклассифицирует все десять предъявленных фотографий в выбранной серии, можно нажать клавишу Enter и перейти к следующему этапу - экрану "Обсуждаем". На нём представлен результат предыдущей индивидуальной классификации. По просьбе педагога ребёнок последовательно "вызывает" фотографии, отнесённые к тому или иному сезону. Предлагается рассматривать фотографии по одной и обсуждать, почему ребёнок отнёс их именно к данному сезону.

Этап 3. Смотрим

После того как все фотографии будут обсуждены, весь комплекс имеющихся признаков определенного времени года выделен и описан в речи, все ошибки в классификации исправлены, можно переходить к последнему этапу работы — экрану «Смотрим».

Щелкая мышью по специальной экранной клавише, ребенок может в удобном для него темпе и как угодно долго рассматривать «картину года», которую он сложил самостоятельно. Предполагается, что в процессе итогового просмотра ребенок эмоционально реагирует на результаты своей работы.

Блок 2. Что бывает зимой (весной, летом, осенью)?

С помощью упражнений этого блока педагог сможет расширить представления ребенка о каждом времени года и начать формирование у него представлений о закономерной изменчивости окружающего мира на протяжении каждого сезона, о возможных вариантах картины мира в рамках одного сезона. Выполнение этих упражнений, по нашему мнению, поможет избежать появления у ребенка стереотипных представлений о временах года, включающих в себя только лишь их типичные признаки. С этой целью в каждой серии данного блока (Зима, Весна, Лето, Осень) используются фотографии, на которых представлены варианты картин природы на протяжении одного сезона:

- часто встречающиеся, типичные (например, снежная и морозная зима);

- возможные для данного сезона, но относительно редко встречающиеся (оттепель зимой, снег с дождем и т.п.);

- характерные для периода межсезонья, которые могут быть в равной мере отнесены к двум смежным сезонам года (поздняя осень — начало зимы, конец зимы — начало весны и т.п.).

Как и в первом блоке упражнений, методика работы с каждой серией включает в себя три последовательных этапа работы (выбираем, обсуждаем, смотрим).

На первом этапе задачей ребёнка является выбрать из предложенного набора фотографий те, что соответствуют сезону, созданному на "ленте времени". В центре экрана расположена пустая рамка для фотографии, справа от неё - стрелка скроллинга, ниже "лента времени" и клавиши "Да", "Нет" и "?". Первая фотография в рамке появляется после нажатия на стрелку. Подбор фотографии к обозначенному в меню сезону осуществляется с помощью экранных кнопок "Да", "Нет" и "?". Каждый выбор должен быть подтверждён нажатием клавиши Enter, после чего в рамке появляется следующая фотография.

Для успешной и продуктивной работы ребенка необходимо помочь ему точно понять свою задачу, научить его рассматривать фотографии и менять их с помощью стрелки, показать, как пользоваться кнопками «Да», «Нет» и «?». Важно приучить ученика к тому, что выбор можно делать только тогда, когда он просмотрит весь набор фотографий. Лишь после такого вводного инструктажа ребенку можно позволить действовать самостоятельно.

В ходе работы ребенок может попросить помочь ему определить, относится ли изображенная картина природы к тому сезону, который задан на «ленте времени». Не нужно торопиться подсказывать ответ. Пока от педагога требуется иное: всячески поощрять попытки самостоятельного выбора, одобряя каждый сделанный шаг. При такой организации деятельности педагог сможет оценить, насколько богат опыт ребенка, насколько он свободен от стереотипов, в какой мере «открыт» к восприятию возможных, в том числе неожиданных вариантов сезонных картин природы, насколько готов к освоению признаков межсезонья.

Как только набор фотографий будет исчерпан, рамка в центре экрана вновь станет пустой. Это сигнал к переходу на следующий этап работы — к экрану «Обсуждаем», где представлен результат работы каждого ребенка.

Фотографии, которые ребенок не смог уверенно соотнести с заданным временем года, расположены под знаком вопроса и являются предметом группового обсуждения под руководством учителя. Любой сюжет можно увеличить, щелкнув мышью вначале по нему, а затем по экранной кнопке «Лупа». Выбранная фотография появится в сопровождении вопроса: «Это... (зима, весна, лето, осень)?», а под ней — кнопки «Да» и «Нет». Если ребенок щелкает по кнопке «Да», фотография появляется на «ленте времени», дополняя картину сезона. После щелчка по кнопке «Нет» фотография исчезает.

В ходе обсуждения необходимо учить ребенка осмысливать каждый сделанный выбор и обосновывать его, показывая на фотографиях те признаки, на которые он опирался при классификации сюжетов, а также убеждать партнеров в правильности сделанного выбора, ссылаясь на личные впечатления и наблюдения. Педагог стимулирует детей на этом этапе к рассказыванию конкретных историй из своей жизни, приучает использовать в качестве подтверждения рассказ о прочитанном или услышанном, если это доступно ребенку. Обсуждение может быть организовано в паре «ребенок — взрослый», в группе «ребенок — взрослый — другие дети». Если в процессе дискуссии партнеры не смогли повлиять на выбор ребенка (пусть даже ошибочный!), фотографию лучше оставить на прежнем месте. Смысл таких обсуждений состоит в том, что вместе и «вслух» дети учатся делать то, что затем будут совершать самостоятельно и «про себя».

Как и в первом блоке упражнений, в итоговом экране «Смотрим» ребенок возвращается к модели года — «ленте времени», на которой теперь будет представлена панорама выбранного сезона, включающая разнообразные картины как типичные, так и редкие. Щелкая мышью по специальной кнопке, расположенной под фотографией, ребенок может рассматривать сменяющие друг друга картины природы на протяжении всего сезона. Если в экране «Обсуждаем» обсуждению подвергались панорамы сезона, которые в конечном итоге складывали сами дети, то теперь перед ними предстает целостная и динамичная картина сезона, сформированная авторами программы. Это поможет расширить представления детей, вызвать их интерес к разнообразию и закономерности изменений природы внутри одного сезона.

Рассмотрев основные функции программы, отмечу два общих её преимущества. Во-первых, это возможность дополнять имеющийся набор из восьмидесяти фотографий, создавая для каждой серии упражнений персонализированные региональные наборы, которые бы соответствовали климатическим условиям того региона, где живут и учатся дети, и таким образом отражали бы их реальный опыт впечатлений, наблюдений и действий. Региональный набор фотографий целесообразно создавать для всех четырех серий каждого блока, поскольку только при этом условии можно последовательно наращивать степень трудности решения одной и той же задачи на классификацию или системно расширять представления ребенка о всех временах года. Но даже если изображения на фотографиях вполне соответствуют климатическим условиям региона, где живут и учатся дети, полезно дополнить имеющийся набор сюжетами из жизни детей конкретной группы или класса. Помощь в подборе сюжетов могут оказать родители, найдя подходящие фотографии в семейных архивах.

Во-вторых, преимуществом «Ленты времени» является организация и способ поощрения работающего с программой ребенка. В качестве приза используются анимированные картинки разных времен года, которые появляются на экране с музыкальным сопровождением. Подчеркну, что приз дается не компьютером, как это часто бывает в обучающих компьютерных программах, а педагогом что, на взгляд авторов, чрезвычайно важно. В результате эмоциональная поддержка ребенку оказывается именно в тот момент, когда это ему необходимо. Запуск картинок-призов можно использовать и в качестве небольшого отдыха для ребенка перед тем, как продолжить работу.

• Состав слова

Программа представляет собой набор тематических кроссвордов: овощи, фрукты, мебель, обувь, одежда, посуда, школа и др. Может использоваться специалистами и родителями для уточнения буквенного состава слова, относящихся к данным тематическим группам, закрепления значений обобщающих понятий. Многоуровневая система помощи в процессе решения кроссвордов открывает возможность использования программы в процессе обучения детей школьного возраста с различными отклонениями в развитии. Системные требования: MS DOS 3.3 /Windows 95 – 98; PC 486; 1Mb ОЗУ; 4 Mb

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.