Здавалка
Главная | Обратная связь

Индивидуальный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста



С первых дней жизни дети отличаются друг от друга не только внешним обликом, но и особенностями поведения, физического и психического развития. Индивидуальные особенности развития и поведения ребенка зависят главным образом от условий его жизни и воспитания. Ребенок, например, не родится добрым или жадным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья. Если ребенок ослаблен, много болеет, он может отстать в физическом развитии, иметь недостаточный рост и массу тела, стать вялым или раздражительным, капризным.

На некоторые стороны поведения ребенка накладывают отпечаток врожденные особенности его нервной системы, так называемый тип высшей нервной деятельности. Например, одни дети шустрые, энергичные, другие - менее активны, третьи хотя и активны, но медлительны. Особенности нервной системы не предопределяют того, какие именно умения, навыки, привычки, черты поведения приобретает ребенок, но они всё же благоприятствуют формированию одних и затрудняют приобретение других. Эффективность тех или иных средств педагогического воздействия также зависит от типа нервной системы ребенка. Так, строгий тон педагога, необходимый в обращении с одними детьми, совершенно неуместен в обращении с другими.

Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в своей работе. Индивидуальный подход к ребенку с учетом особенностей нервной системы, уровня физического и умственного развития, сложившихся привычек, реакций на окружающее, на приемы педагогического воздействия необходим для полноценного развития малыша, для его хорошего самочувствия и жизнерадостного настроения.

Из бесед с родными ребенка и систематических наблюдений за ним в течение всего дня, во время организованных занятий и самостоятельных игр педагог может узнать многое о его индивидуальных особенностях.

Замечая, быстро ли малыш засыпает, глубоко или чутко спит, как переходит от сна к бодрствованию, как относится к изменениям в режиме дня, к новой пище, к новым людям, педагог сможет сделать некоторые выводы относительно особенностей нервной системы ребенка. Многое в этом отношении дадут наблюдения за играми или занятиями ребенка: предпочитает ли он спокойные или подвижные игры, продолжительно играет одной игрушкой или часто меняет их и т. п.

Дети разных типологических групп неодинаково выражают свои чувства: одни бурно, громко плачут, громко смеются, другие при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычут или улыбаются.

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать нагрузки

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей.

С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. Большое внимание необходимо уделять изучению эмоционально-волевой сферы

детей и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной

раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание педагогами таких важных

вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

 

 

Выводы к главе 1:

По результатам анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений об окружающем мире можно сделать следующие выводы:

1. Образ мира — это сложная, целостная система знаний и представлений человека о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

2. Основная задача ознакомления с окружающим состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

3. Умственно отсталые дети имеют неполные, а порой искаженные представления об окружающем мире, что связано со своеобразием их психической деятельности

4. Для успешного формирования представлений об окружающем мире могут быть использованы современные компьютерные технологии с учётом индивидуальных особенностей детей

5. Дефектологическая наука располагает очень незначительными исследованиями в области применения компьютерных технологий для формирования представлений об окружающем мире у умственно отсталых детей дошкольного возраста.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.