Описание хода исследования
В исследовании приняло участие 4 воспитанника подготовительной группы дошкольного отделения ГСКОУ спец. (корр.) школы № 7 VIII вида В. Новгорода. В соответствии с поставленными задачами, мы провели диагностику уровня сформированности представлений об окружающем мире и выявили трудности их формирования. Для комплексного обследования использовались диагностические методики авторов: С. Д. Забрамная, О. В. Боровик « Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»; Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. и др. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Иллюстративный материал для диагностического исследования приведен в Приложении 1. 1. С. Д. Забрамная, О. В. Боровик « Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». Из данной методики были отобраны следующие таблицы: Таблицы 35 — 37. (см. Приложение 1) Цель: исследовать умение самостоятельно определять и называть недорисованные детали изображения Процедура проведения: ребенку последовательно предъявляют таблицы, на которых у изображенного предмета что-то недорисовано. При этом задают вопрос: «Что тут (на картинке) не дорисовано?» Таблицы 43, 44. (см. Приложение 1) Цели исследования: выявить понимание детьми нелепости изображенного; запас общих сведений об окружающем; характер эмоционального проявления; наличие чувства юмора. Процедура проведения: на таблице представлены нелепые изображения. Детям предъявляют картину, делают паузу, наблюдая за эмоциональной реакцией, а затем спрашивают, нравится ли им картина и чем. Таблицы 50 — 57. (см. Приложение 1) Цели исследования: выявить запас и точность представлений; характер сравнения; способность к обобщению; наблюдательность; устойчивость внимания; целенаправленность деятельности; проявление и стойкость интереса Процедура проведения: на первых двух таблицах (50, 51) изображены животные и употребляемая ими пища. Перед ребенком кладут изображения животных и просят положить к каждому животному его любимое блюдо. На таблицах 52—56 изображены разные картинки-ситуации, а на таблице 57 — недостающие к ним элементы. Картинки-ситуации и недостающие к ним элементы вырезают и наклеивают на картон. Перед ребенком кладут несколько картинок-ситуаций и маленьких карточек, затем просят положить недостающие элементы-фрагменты к соответствующим ситуациям. Таблица 58. (см. Приложение 1) Цели исследования: выявить запас сведений и представлений об окружающем; понимание безречевых инструкций. Процедура проведения: перед ребенком кладут сюжетную картинку, на которой есть ряд пустых мест. Их надо заполнить подходящими карточками, которые предварительно вырезают и наклеивают на картон. Таблицы 65 — 68. (см. Приложение 1) Цели исследования: выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения; уровень развития категориального мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков. Процедура проведения: перед ребенком кладут таблицу с изображением четырех предметов, один из которых существенно отличается от остальных. Инструкция: «Рассмотри таблицу. На ней четыре предмета. Три из них сходны между собой. Их можно назвать одним словом. Четвертый предмет к ним не подходит. Назови (покажи) неподходящий предмет». Если выбор сделан правильно, попросить ребенка обосновать свой выбор: «Почему?» Таблицы 73 — 75. (см. Приложение 1) Цели исследования: установить характер процесса обобщения и абстрагирования; способность группировки объектов на основе существенных признаков; обдуманность действий; способность устанавливать логические связи; объем и устойчивость внимания; работоспособность. Процедура проведения: детям предъявляют набор карточек (предварительно вырезанных и наклеенных на картон), на каждой из которых изображено по одному предмету. При этом дают инструкцию: «Разложи карточки по группам — что к чему подходит». Необходимо выяснить, что ребенок положил в основу объединения и каким словом он обозначил ту или иную группу предметов (изображений). Затем дают следующую инструкцию: «Сделай так, чтобы групп было меньше. Скажи, какие группы можно объединить и как их назвать». Важно выяснить, какие признаки ребенок кладет в основу нового объединения (существенные, случайные, внешние и т. д.). 2. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. и др. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». Из данной методики были отобраны следующие задания: Задание № 1 «Назови одним словом» Цель исследования: проверить умение обобщать одним словом изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку Наглядный материал: набор № 3, рис. 205—208. (см. Приложение 1) Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением одежды, овощей, игрушек и назвать их одним словом. Задание № 2 «Назови животного и его детёныша» Цель исследования: выявить уровень представлений о животных и их детёнышах. Наглядный материал: набор № 4, рис. 246—255. (см. Приложение 1) Методика обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ответить: «Это кошка, а у нее детеныш — котенок. А это собака. Как называется ее детеныш?» Задание № 3 «Кто что делает» Цель исследования: выявить уровень представлений о занятиях людей разных профессий. Наглядный материал: набор № 4, рис. 359—368. (см. Приложение 1) Методика обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы: «Парикмахер что делает? (Стрижет.) Шофер что делает? (Водит машину.) Художник что делает? (Рисует.) Портниха что делает? (Шьет.) Продавец что делает? (Продает.) Почтальон что делает? (Разносит письма и газеты.) Летчик что делает? (Летает.) Повар что делает? (Готовит.) Хоккеист что делает? (Играет в хоккей.) Библиотекарь что делает? (Выдает книги.)»
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|