Здавалка
Главная | Обратная связь

Характеристика результатов экспериментального обучения



1.Методика Забрамной С. Д., Боровик О. В. дала результаты, представленные в таблице 5.

Таблица 5

Выявление запаса общих сведений об окружающем мире

Ф.И. ученика Уровень сформированности представлений (в баллах)
животные Занятия людей Существенные признаки предметов Нелепость изображаемого
Анна К.
Коля П.
Настя Д.
Дима С.

 

2.«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. и др.

дала результаты, представленные в таблице 6.

Таблица 6

Сформированность представлений об окружающем мире у умственно отсталых детей

Ф.И. ученика Уровень сформированности представлений (в баллах)
животные Занятия людей Существенные признаки предметов
Анна К.
Коля П.
Настя Д.
Дима С.

 

Вторичная диагностика показала, что у детей, занятия с которыми проводились с использованием компьютерных технологии наряду с традиционными методами и средствами обучения, уровень представлений об окружающем мире улучшился, по сравнению с данными первичной диагностики.

Выполняя задания по методике Забрамной С. Д., Боровик О. В., Настя Д. понимала большинство заданий (таблицы 50-57, 58, 65-68, 73-75) с первого раза и выполняли их правильно и самостоятельно. Отвечала на вопросы экспериментатора четко. Для понимания нелепости изображения требовалось дополнительное словесное объяснение экспериментатора.

При выполнении заданий наблюдался стойкий направленный интерес. При получении нового задания отмечалось любопытство.

Дима С. допускал неточности при выполнении заданий методики, но ребёнок стал принимать помощь экспериментатора, что позволило добиться улучшения диагностических показателей.

При проведении психолого-педагогической диагностики по методике Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А., Разенковой Ю.А. , также была отмечена положительная динамика.

Настя Д. правильно и самостоятельно выполнила задание «Кто что делает».

Задания «Назови одним словом», «Назови животного и его детёныша» были выполнены верно с небольшой организационной помощью со стороны экспериментатора в форме наводящих вопросов.

Помощь при выполнении всех заданий методики требовалась и Дмитрию С.

Ребёнок принимал помощь и давал правильные ответы.

Показатели детей, занятия с которыми проводились с помощью традиционных методов и средств обучения не изменились

Таким образом, результаты вторичной диагностики показали улучшения в формировании представлений об окружающем мире при использовании компьютерных технологии наряду с традиционными методами и средствами обучения.

Выводы по главе 3:

В формирующем эксперименте приняло участие 4 воспитанника подготовительной группы дошкольного отделения ГСКОУ спец. (корр.) школы № 7 VIII вида В. Новгорода.

2 ребёнка с диагнозом умственная отсталость лёгкой степени, с которыми проводилась экспериментальная работа с использованием электронного пособия;

2 ребёнка с аналогичным диагнозом, с которыми работа велась с помощью традиционных методов и средств обучения.

По результатам вторичной диагностики представлений об окружающем мире можно сделать вывод, что использование компьютерных технологий наряду с традиционными методами и средствами обучения позволило добиться повышения качества представлений об окружающем мире:

1. Неустойчивые представления о животных стали более правильными и полными.

2. Неточные представления о занятиях людей стали более четкими, хотя и остались неустойчивыми.

3. Несформированные представления о существенных признаках предметов начали формироваться, но остались неточными.

4. Понимание нелепости изображаемого стало возможным при оказании организующей помощи в форме наводящих вопросов

Таким образом, в ходе формирующего эксперимента удалось доказать эффективность формирования представлений об окружающем мире при использовании компьютерных технологий.

Заключение:

Адекватные представления об окружающем мире чрезвычайно важны для успешной социализации умственно отсталых детей. Их можно отнести к числу ключевых компетенций ребенка.

Развитие представлений об окружающем мире у детей с умственной отсталостью подчиняется тем же законам, что и у нормально развивающихся детей. Однако вследствие нарушения высшей нервной деятельности, непосредственно сказывающегося на формировании и протекании всех психических процессов, возможности спонтанного развития этих представлений ограничены по сравнению с нормальными детьми.

Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у умственно отсталых детей не развивается полноценно без специального обучения.

Результаты констатирующего исследования свидетельствуют о низком уровне представлений об окружающем мире у умственно отсталых дошкольников. Их представления оказались непрочными, фрагментарными, недифференцированными, поверхностными. Дети принимали задания, но не понимали его, отвлекались на несущественные признаки предметов. Их отличала малая доля самостоятельности и низкий темп работы. Часто, чтобы понять суть задания детям требовались неоднократное повторение инструкции экспериментатором, наводящие вопросы. Тем не менее, помощь экспериментатора не помогала им правильно выполнить предложенное задание.

Развитие представлений об окружающем мире у умственно отсталого ребенка-дошкольника в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели формирование образа мира его нормально развивающихся сверстников.

Большую помощь в формировании представлений об окружающем мире

у умственно отсталых детей дошкольного возраста могут оказать компьютерные технологии, применяемые в области специального образования как наиболее адаптивное и индивидуализируемое средство обучения.

Экспериментальная проверка электронного пособия для совершенствования представлений об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста подтвердила сформулированную в исследовании гипотезу, доказала правильность ее постулатов и позволила нам сформулировать общие выводы по результатам исследования:

· уровень сформированности представлений об окружающем мире у умственно отсталых дошкольников семи лет повысился при введении в процесс обучения компьютерных технологий;

· Повышению уровня представлений об окружающем мире способствовала специальная организация занятий, учитывающая соотношение компьютерных и традиционных форм учебной деятельности; индивидуальный и комплексный характер воздействия при обучении умственно отсталых детей.

Выводы нашего исследования не претендуют на исчерпывающую полноту разработки проблемы. Напротив, это только одна из попыток осмыслить возможности формирования представлений об окружающем мире у умственно отсталых дошкольников с использованием компьютера.

 

Список литературы:

1.Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 272 с.

2.Березина Т.Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа // Психологический журнал. 1999 - Т.20. -№5. - С. 27-37.

3.Бодалев А.А. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют // Мир психологии. 1999. - №4. - С. 26-29.

4.Брунер Дж. Развитие процессов представления у детей // Вопросы психологии. 1968. - №5. - С. 135-145.

5.Венгер Л.А. Соотношение речи и образа в решении дошкольниками мыслительных задач // Слово и образ в решении дошкольниками мыслительных задач / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Интор, 1996. - С. 3-13.

6.Горбаткина И. М. Формирование естественнонаучных представлений младших школьников // Начальное образование. 2005. - №3. - С. 31-33.

7.Григонис А.В. Особенности опосредствованной памяти учащихся вспомогательной школы // Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. М, 1993. - С. 64-80.

8.Гризик Т.И. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга».- М.: Просвещение 2000 – С. 160

9.Давыдова С.И. Выполнение умственно отсталыми дошкольниками заданий по подражанию, образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1973. - №2. - С. 69-72.

10.Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир // Дошкольное воспитание. -2000. №1. - С. 100-106. и 2000.-№2. - С. 91-100.

11.Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. и др. Социальные изменения и образ мира у шестилетних детей. 2001 - №1. - С.99-106.

12.Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. -М.: Педагогика, 1973. 152 с.

13.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005 - С. 272

14.Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — С. 32

15.Занков Л.В. О сочетании слова учителя и наглядных средств в обучении // Вопросы психологии. 1957. - №6. - С. 40-57.

16.Згурская Л. Знакомим с окружающим миром // Дошкольное воспитание. -2004.-№1.-С. 52-58.

17.Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. М., 1956. - С. 93

18.Ильина Л.Ю. Курс "Окружающий мир" и формирование целостного представления о мире у дошкольников // Начальная школа плюс До и После. 2003. - №12. - С. 60-62

19.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Просвещение, 1988. - С. 144

20.Кузнецова Л.B. Психология умственно отсталого ребенка // Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой. М.: Academia, 2002. - С. 55-93.

21.Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире // Дефектология. 2005. - №5. - С. 73-82 и №6.-С. 64-70.

22.Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. Как сделать скрытые проблемы ребенка видимыми. Методическое пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном». -М.: Полиграф-сервис, 2003. – С. 144

23.Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 2005.- 254С.

24.Кукушкина О.И. Коммуникация в компьютерном классе // Дефектология. 1995. №6-С.22.

25.Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы //Дефектология. 1994.-№5.-С.23.

26.Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология. 1994. —№6. — С.59.

27.Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании //Вестник образования. — М., 2003—С.24.

28.Кукушкина О.И. Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей. — М.: Советский спорт, 2004—106С.

29.Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. Лента времени. -M., 2002.-26С.

30.Кулагина И.Ю. О возможности формирования учебной мотивации у детей // Дефектология. 1982. - №6. - С. 24-31

31.Лапошина Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения // Дефектология. 1991. - №6. - С. 72-77.

32.Липкина А.И. Об особенностях представлений, возникающих у умственно отсталых детей на основе словесного описания // Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 183 с.

33.Максименко С.Д., Бек И.Д. Психологический анализ механизма классификации у младших школьников // Вопросы психологии. 1980. -№5. - С. 78-88.

34.Матвеева Н.В. Состояние представлений о живом мире у умственно отсталых школьников младшего возраста // Дефектология. 1996. - №4. -С. 28-32.

35.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988 - С.23-35.

36.Нудельман М.М. Представления умственно отсталых школьников // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. М.: Прсвещение, - 1965. - С. 82-103.

37.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986 - 190 с.

38.Соловьев И.М. Восприятие действительности умственно отсталыми детьми // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы / Под ред. И.М.Соловьева.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.- 188 с.

39.Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. – С. 207

40.Шамко Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых младших дошкольников // Дефектология. 1994. -№4.-С. 49-52.

41.Шевченко С.Г. Особенности запаса знаний и представлений у младших школьников с трудностями в обучении // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005. - №2. - С. 23-27.

 


[1] Гризик Т.И. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга».- М.: Просвещение 2000

 

[2] Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ - 10)

[3]Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.