Здавалка
Главная | Обратная связь

Следствия дисгармонии в отношениях



 

Следствиями дисгармонии в межличностных отношениях выступают стресс, конфликт и кризис. Рассматривая стресс как реакцию на дисгармоничность необходимо учитывать его длительность, дифференцируя при этом кратковременный и длительный стресс. Кратковременный стресс – всестороннее проявление начала длительного стресса. Как отмечает Л.А. Китаев-Смык (1983), «…начало развития стресса бывает стертым, с ограниченным числом проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса». Длительный стресс – постепенная мобилизация и расходование как «поверхностных», так и «глубоких» адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым. Причиной может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно «включаются» процессы адаптации и реадаптации. Их проявления могут казаться слитными (Л.А. Китаев-Смык, 1983).

Стресс возникает и в ситуациях жизненных перемен. Жизненные события, лежащие в их основе, опосредуют изменяемость и развитие личности, однако при этом человек продолжает оставаться самим собой, сохраняя свою аутоидентичность. Т.Б. Карцева отмечает, что «событие является для человека жизненным лишь в том случае, когда его свершение затрагивает центральные аспекты его личности – его образ «Я», представление о себе, действует на них разрушающе и заставляет личность изменить их». Такое «жизненное событие» может выступать в качестве критического, так как в нем потенциально заложен стрессогенный фактор. Происходящая в результате свершения события перестройка личности (её компонентов или отношений) не может проходить «безболезненно». В процессе «перестройки» человек ставится в ситуацию выбора чего-то одного, отказываясь при этом от чего-то другого. Переживание ситуации несет в себе два пути развития: в пользу «становления» - личностного роста или остановки в развитии – «регресса, инволюции» как личности. Это находит свое подтверждение в исследованиях Sek H. (1991), результаты которых показали, что критические события могут выглядеть и как ответ, содействующий личностному росту, но могут рассматриваться и как фактор риска, представляющий угрозу для физического и психического здоровья.

Необходимо отметить, что ситуация дисгармоничности в отношениях не нарушает целостность личности, не дезадаптирует её.

Усиление, нарастание дисгармоничности может привести к конфликтным отношениям.

Под конфликтом понимаем «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, 1999, с.81).

К. Левин (1935) утверждал, что конфликт психологически можно охарактеризовать как ситуацию, в которой на субъекта одновременно воздействуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины. Это борьба одновременно актуализированных противоречивых потребностей. В зависимости от характера сил, формирующих поле и оказывающих воздействие на человека, К.Левин выделил три типа конфликтов:

· Конфликт «приближение-приближение» (approach-approach conflikt): когда даны два объекта или цели, обладающие равным требовательным характером (валентностью); при этом необходимо сделать выбор между двумя возможностями.

· Конфликт «избегание-избегание» (avoidance-avoidance conflikt) возникает в ситуации, когда приходится делать выбор между двумя негативными тенденциями, равно непривлекательными возможностями.

· Конфликт «приближение-избегание» (approach-avoidance conflikt) представляет ситуации, в которых одно и то же одновременно притягивает и отталкивает. В условиях такого конфликта приближение к объекту ведет к возрастанию отталкивающих сил. На определенном расстоянии от объекта есть точка равновесия между силами. На большем расстоянии притягивающие силы больше отталкивающих. Такие конфликты могут быть чрезвычайно остры и длительны.

· Конфликт «двойных стремления-избегания», выделенный Hovland C., Sears S. Это конфликт двойной амбивалентности, проявляющийся в ситуации, когда нужно осуществить выбор между двумя равнозначными стимулами, обладающими одинаковыми положительными и отрицательными сторонами.

Отметим, что в результате конфликта у человека (подростка) могут проявляться и фрустрация, и кризис, и стресс, способные переходить друг в друга.

Продолжая анализ ситуации дисгармоничности, рассмотрим концепцию социально-психологической дезадаптации, разработанную А.Г. Амбрумовой (1981). Она считает, что в основе дезадаптации человека лежат конфликтные ситуации, ведущие к психологическому кризису.

Необходимым условием возникновения кризиса является момент значительных эмоциональных нагрузок при фрустрации важнейших потребностей индивида и его специфическая личностная реакция на эту фрустрацию. Для психологического кризиса характерно его внутриличностное переживание, а также формирование ситуационных кризисных реакций. Однако считаем, что перед тем, как кризис возникнет, появляется дисгармоничность, которая служит почвой для его возникновения.

Muller F.–D. (1991) выделил три типа протекания психологического кризиса:

1.Кризис приводит к интеграции ранее вытесняемого и отвергаемого опыта осознания «Я-концепции» субъекта.

2.Кризис ведет за собой усиление старой «Я-концепции»; реальность и новый опыт не оказывают на нее никакого влияния.

3.Кризис ведет к распаду, дезорганизации представления о себе; к тотальной неспособности действовать.

Однако, как бы ни протекал психологический кризис, он связан с нарушением работы самосознания, что приводит к высокой степени напряжения, чувству угрозы, панике и страху.

Е.А. Донченко и Т.М. Титаренко (1987) определяли кризисные ситуации как частные проявления конфликтных ситуаций. При этом основной детерминантой кризисных ситуаций является наличие внутренних противоречий, вытекающих из множества смысложизненных тенденций людей. Развитие социально-психологического противоречия характеризуется степенью осознанности конфликта, а также степенью нарушения социального взаимодействия. Конечным этапом в развитии конфликта (социально-психологического противоречия) выступает «жизненный кризис».

Ситуация дисгармоничности сопровождается эмоциями. В этом отношении Ф.В. Бассин (1972) выделял «аффектогенные жизненные ситуации» - ситуации сильного эмоционального напряжения. Такие ситуации характеризуются тем, что:

· затрагивают переживания, которые в индивидуальной иерархии ценностей отличаются наиболее высоким потенциалом значимости;

· наблюдается недостаточность или распад мер психологической защиты;

· влекут возникновение неопределенности, повышение энтропии поведения там, где требуется преобладание стабильных отношений к окружающему.

П. Фресс (1975) выделял эмоциогенную ситуацию, возникающую в результате несоответствия мотивов и возможностей субъекта. При этом нарушение баланса может происходить: 1) из-за недостаточности приспособительных возможностей, 2) по причине избыточной мотивации.

Ситуация дисгармонии может быть представлена как эмоционально-трудная ситуация (А.С. Кочарян, 1986), которая апеллирует к эмоционально-мотивационной сфере, вызывая в ней напряжение. Возможны как минимум три стратегии описания человека в эмоционально-трудной ситуации:

1.Фиксация определенных когнитивных, аффективных и конативных реактивных образований (А.С. Зобов, 1983, В.С. Мерлин, 1966, К.Д. Шафранская, 1971). Преимущество её в том, что она является чисто операциональным языком, но, с другой стороны, не позволяет делать какие-либо обобщения.

2.Описание на языке общей теории (Ф.В. Бассин, В.Е. Рожнов, Н.А. Рожнова, 1974, Ф.Е. Василюк, 1984). В этом случае интересующая область психической реальности анализируется на языке теории деятельности, теории установки.

3.Описание на уровне определенных механизмов: защита (Freud A., 1961), разрядка (Goldstein M.J., 1959, Hokanson J.E., Shelter S., 1961), совладание (Haan N., 1965) и др.

А.С. Кочарян (1986) предлагает рассматривать поведение в эмоционально трудных ситуациях как вектор в пятимерном признаковом пространстве, образованном: 1) механизмами защиты; 2) механизмами совладания; 3) механизмами компенсации; 4) механизмами разрядки; 5) механизмами манипуляции. Их общая неспецифическая функция заключается в редукции эмоционального напряжения, однако дисгармония может оставаться.

Вследствие этого, переживание ситуации дисгармонии может вести к нарушению адаптированности личности в социуме, а в более тяжелых случаях (затяжной межличностный или внутриличностный конфликт) – к усилению внутреннего напряжения и личностной дезорганизации. Б.Н. Алмазов (1986) определял внутреннее психическое напряжение как фрустрационное, являющееся результатом средовой дезадаптации. Причем по мере нарастания фрустрационного напряжения поведение переходит на «защитную средовую диспозицию», которая представляет собой плавную и постепенную переориентацию личности на манеру неадекватно строить отношения с окружающими.

Обобщая положения Ф.В. Бассина, А.С. Кочаряна и Б.Н. Алмазова, делаем вывод, что «критический» компонент дисгармоничной ситуации определяется наличием эмоционального напряжения, а степень влияния на личность – силой аффективного напряжения.

 

٭٭٭٭٭

Анализ основных подходов для определения дисгармоничной ситуации как «критической» - предшествующей нарушению межличностных отношений, социального взаимодействия и адаптации человека в социальной среде - позволяет определить ее следующим образом.

Дисгармоничная ситуация складывается в результате напряженности, разбалансированности, несогласованности, расстроенности межличностных отношений. Она сопровождается ситуационными реакциями – ситуационными защитными автоматизмами, способными переходить в стереотипы поведения, и стилевыми защитными автоматизмами, которые могут закрепляться в виде «защитно-компенсаторных» образований. Ситуация дисгармоничности проявляется в предметной экстраактивности, социальной экстраактивности и интроактивности.

В качестве условийеёвозникновения выступают: эмоциогенный источник, находящийся в окружающей среде, воздействующий на человека и представляющий определенную «значимость» для него; неблагоприятная социальная среда; индивидуально-типологические особенности личности (особенности формирующегося характера и потребностно-мотивационной сферы, представления о «Я»-желаемом и «Я»-воспринимаемом); индивидуальныеособенностивосприятияситуации, межличностных отношений, результатом которых выступает её субъективный образ.

Основаниями для определения дисгармоничной ситуации выступают: концепты потребностей, степень внутреннего (эмоционального) напряжения, индивидуальные реакции – ситуационные защитные автоматизмы.

· Концептыпотребностей – невозможность реализации внутренней жизненной необходимости.

·Степеньвнутреннего (эмоционального) напряжения.

·Индивидуальные реакции, вызываемые ситуацией, представляющие собой модус поведения личности, определяемый позицией, занимаемой этой личностью, исходя из собственной (складывающейся в этот момент) концепции данной ситуации.Возможны как минимумшесть типов реакций: пессимистическая реакция, реакция эмоционального дисбаланса, реакция демобилизации, реакция дезорганизации, реакция оппозиции и отрицательного баланса.

Опыт переживания ситуаций дисгармонии в межличностных отношениях - их освоения и преодоления - есть источник истинного бытия и истинных возможностей человека, образующий весь драматизм человеческой жизни.

В следующей главе рассмотрим поведенческие проявления переживания дисгармонии, а также те изменения, которые происходят в психологическом времени личности.

 


ГЛАВА 5







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.