Здавалка
Главная | Обратная связь

Человек, переживающий в трудах В. Дильтея



Вильгельм Дильтей под «философией жизни» понимает определенные переходные ступени между философией и религиозностью, литературой и поэзией; это более свободные формы философии, которые отвечают на запросы и потребности человека. Философия должна понять жизнь изнутри самой жизни, что предполагает гуманитарный подход к изучению человека, который основывается на принципах историзма, системности и развития.

Фундаментальной категорией научного мышления В.Дильтея является понятие «жизнь» в связи с ее принципиальной проблематичностью и недоопределенностью, не позволяющими человеку познать ее в должной мере. Понятия «жизнь» и «историческая действительность» используются им как равнозначные, поскольку жизнь составляет по своему материалу одно с историей. История – всего лишь жизнь, рассматриваемая с точки зрения целостного человечества. Жизнь для человека во многом является непонятной, не может быть им объяснена на основе имеющегося у него опыта и поэтому никогда не может быть осознана полностью. Таким образом, жизнь – способ бытия человека в культурно-исторической реальности, а также сама эта реальность. Жизнь – всеобъемлющая, творящая из себя все новые формы духа, нуждающаяся в понимании себя и продуктов своей деятельности.

Жизнь – это взаимодействие, существующее между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменений места и времени. Это взаимодействие, которое может привести к возникновению переживания одиночества человека.

В.Дильтей использовал слово жизнь применительно к человеческому миру; тем самым уже определена область применения этого слова и исключается его неверное толкование. Жизнь заключается во взаимодействии живых существ. Ведь психофизический процесс, который, согласно нашему пониманию, имеет начало и конец во времени, для внешнего наблюдателя является чем-то самотождественным благодаря автономности телесных проявлений. Вместе с тем, этот психофизический процесс характеризуется удивительными чертами, когда каждому его элементу присуща сознательная связь с другими элементами благодаря какому-то типическому переживанию непрерывности, взаимосвязанности и самотождественности процесса.

Когда взаимосвязь нарушается, изменяясь в худшую, не удовлетворяющую человека сторону, у него возникает переживание одиночества.

В. Дильтей вводит в свою философскую систему «принцип переживания» – все, что существует для нас, как таковое дано лишь в настоящем. Даже если переживание относится к прошлому, оно дано нам как переживание в настоящем.

Одиночество – всегда переживается «здесь и сейчас», независимо от хронологической последовательности событий, его вызвавших (или их предвосхищения в будущем). Не может быть одиночество «потом», оно всегда переживается в актуальном моменте времени.

Полагаем, что под переживанием В.Дильтей понимает эмоцию, которая вызывается каким-либо воспоминанием либо выступает в «инактуальной форме» (П.Я. Якобсон), – когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым стоит в данный момент не актуализированное устойчивое чувство, свернутая, в определенное время пережитая эмоциональная реакция.

Другое понятие философии В. Дильтея, с которым связано одиночество -категория «значение». Понятие «значение» используется, прежде всего, в процедуре понимания. Оно включает в себя только отношение внешнего, чувственного с чем-то внутренним, выражением чего оно и является.

Можно сказать, что глубина переживания одиночества определяется значением – субъективной значимостью происходящих в жизни человека событий. В качестве такого события – может стать дисгармония отношений (непонимание, эмоциональная холодность, снижение интенсивности, глубины чувств и т.п.), а также их прекращение. Человек начинает преломлять свою жизнь, отношения сквозь призму переживания одиночества. Таким образом, оно приобретает значение для человека – позитивное в плане уединения, и негативное – в плане неудовлетворенности отношений и влиянии этого на качество жизни в целом. Одиночество возникает, когда нарушаются, не удовлетворяют те социальные связи и отношения, которые значимы для человека.

Человек понимает жизнь, лишь постоянно приближаясь к ней. В природе понимания и в природе жизни заключено то, что жизнь, будучи постигнута с совершенно различных точек зрения, открывает человеку совершенно различные стороны. В воспоминании впервые и появляется категория значения. Любое настоящее наполнено реальностью; ему человек приписывает негативную или позитивную ценность. То же относится и к переживанию одиночества.

В. Дильтей (1995) пишет, что для понимания жизни исходной является антропологическая рефлексия. Поскольку взгляд на собственную жизнь связан с рассмотрением жизни других лиц, а переживание и понимание собственной самости – с пониманием других людей и постижением жизни человечества, постольку возникают обобщения, в которых по-новому выражены ценность, смысл и цель жизни.

Переживание одиночества – результат такого обобщения, рефлексии на свою жизнь и, прежде всего, на свои отношения с другими людьми.

Кроме этого, автор считает, что жизнь и процесс жизни являются комплексом взаимосвязей. Эти взаимосвязи образуются благодаря постоянному обретению новых переживаний на основе прежних переживаний. В. Дильтей это обозначил как «приобретенные взаимосвязи души». Следствием природы этого процесса является определенная длительность и непрерывность взаимосвязей при всей их изменчивости. Это состояние, присущее всей духовной жизни, В. Дильтей обозначил категорией «сущность». Сущность постоянно изменяется. В этом уже содержится то, что изменение, возникающее вследствие внешних воздействий на единую жизненную взаимосвязь, вместе с тем определено этой взаимосвязью. Таким образом, возникает характер любого процесса жизни.

Следовательно, дисгармония социальных связей и отношений приводит к возникновению переживания одиночества, которое в последующем определяет отношения с другими людьми и восприятие мира в целом.

В. Дильтей ставит вопрос: «Каков же этот процесс, проявляющийся во всем?» Определенность единичного существования, любого его отдельного состояния включает в себя его пределы. Природа их заключена в духовном. Единичное существование («одинокость») – это индивидуальность, в этом плане каждый человек одинок – отличен от других людей. Из этого предела и проистекают страдания и стремление избавиться от них. В этом трагичность конечности и одновременно стремление превзойти ее. Оно может быть так усилено силой отношений и природой души, что затруднит движение вперед.

Как конечное состояние, переживание одиночества обладает границей. Но при этом существенную роль в его возникновении играет характер отношений человека с миром, прежде всего социальным окружением, а также его индивидуально-психологические особенности. В частности, желание побыть в одиночестве, в уединении для рефлексии на самого себя и свою жизнь или, наоборот, представляемая человеком неспособность и невозможность преодолеть одиночество, результатом чего является внутренняя дезинтеграция и социальная дезадаптация личности.

Первоначальныепереживания имеют индивидуально-типологические особенности, находящие свое внешнее выражение в типе мировоззрения человека: «мировоззрения представляют собой правильные системы, в которых проявляется строение нашей душевной жизни». Переживание объективируется в мировоззрении субъекта и должно именно через него изучаться. Развившееся из определенной структуры переживаний мировоззрение внедряется в человеческую жизнь, во внешний мир и в глубину самой души. Мировоззрение становится созидательным, реформирующим. Позволяет человеку обрести свободу, преобразовывать мир и самого себя. Мировоззрение является наиболее полным выражением переживания, которое может оказывать обратное влияние на свою собственную основу, первоначальное переживание.

Наличие переживания одиночества отражает, с одной стороны, особенности мировоззрения человека, а с другой – определяет восприятие, понимание, осмысление, оценку окружающего мира, себя в этом мире. Переживание одиночества влияет на характер устанавливаемых связей и отношений с людьми, а также выступает результатом дисгармонии отношений.

Понятие «переживание» (erlebnis) является в концепции В. Дильтея фундаментальным – исходным при анализе душевной жизни человека. «Переживание не противостоит мне как воспринятое и представляемое, оно нам не «дано»; реальность переживания для нас налична в силу того, что мне в каком-то смысле сопринадлежало». Признание переживания основной формой психической жизни субъекта позволяет считать, что «ощущения доставляют нам лишь многообразие единичных данных», а в переживании дана их взаимосвязь как между собой, так и с жизненным миром субъекта. Причем, дана непосредственно, а не опосредованно.

Переживание одиночества – всегда субъективно, в нем слиты воедино многообразие чувств человека, связанных с социальной стороной жизни.

В переживании происходит интеграция реальности, именно так, как ее воспринимает человек, той, которой она для него является. В этом и проявляется субъективность переживания человека. Переживание (внутренний опыт или опыт переживания) становится органом понимания человека и его мира. Переживание включает почти все содержание сознания и во многом совпадает с жизнью как таковой. Через понятие «переживание» элементы объективного внешнего мира включаются в индивидуальное восприятие субъекта.

В. Дильтей предложил применять в педагогике и понимающей психологии триаду «переживаниевыражениепонимание» (вместо общепризнанной ранее дидактической триады «созерцание-мышление-действие»). Всякое переживание выражает себя, а любое выражение есть выражение переживания.

Выражение – это объективизация творческого действия, в основе которого лежит переживание.

Понимание – творческое действие, которое может быть объективировано в качестве нового выражения. Понимание – это процесс, в котором индивиды распознают себя в других индивидах, выступающий как особое длительное, целостное душевно-духовное переживание. Понимание выступает главным во всей триаде – «переживание-выражение-понимание». Именно оно замыкает цепь саморазвития жизни. Речь идет о своеобразном круге отношений переживания, выражения и понимания, так как переживание уже есть одновременно осознание переживаемого, что также представляет собой понимание.

Предложенную В. Дильтеем «триаду» можно переложить на переживание одиночества, сущность которой в следующем. Восприятие (понимание, осмысление, оценка) человеком своих социальных связей и отношений с другими людьми как дисгармоничных и неудовлетворяющих человека приводит к возникновению переживания одиночества, которое находит свое выражение в действиях и поступках человека, в его отношениях к миру и с миром. Таким образом, относительно субъективного переживания одиночества эта триада выглядит следующим образом «понимание – переживание – выражение».

В отечественной психологии эта идея нашла свое дальнейшее развитие в трудах Н.А. Бердяева и А.В. Петровского. Так, Н.А. Бердяев пишет, что реализация личности предполагает видение других личностей. Личность предполагает различение, установку разности личностей. Солипсизм, утверждающий, что ничего, кроме «Я», не существует и все есть лишь мое «Я», есть отрицание личности. «Личность исчезает в беспредельности самоутверждения, в нежелании знать другого и трансцендировать к высшему» [19, с.452]. «Эгоцентризм означает двойное рабство человека – рабство у самого себя, у своей затверделой самости и рабство у мира, превращенного исключительно в объект, извне принуждающий» [19, с.462].

Следовательно, нежелание видеть другого, знать другого, эгоцентризм и чрезмерная автономизация человека приводит его к отчуждению от мира, к глубокому переживанию одиночества и неудовлетворенности жизнью в целом.

А.В. Петровский (1984) писал, что личность выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его «инобытие» в них (и, между прочим, в себе, как «другом»). Сущность этой идеальной представленности, этих «вкладов» - в тех реальных смыслообразованиях, действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые производят деятельность индивида и его участие в совместной деятельности. «Инобытие» индивида в других людях – это не статический отпечаток, - это активный процесс, своего рода «продолжение себя в другом» [103].

Можно сказать, что переживание одиночества – это результат невозможности «продолжения себя в другом», отсутствие такого человека (или группы), либо результат собственного эгоизма, эгоцентризма (люди начинают отдаляться, избегать человека).

Таким образом, возникновение переживания одиночества обусловлено проблематичностью жизни и, в частности, отношениями с другими людьми.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.