Здавалка
Главная | Обратная связь

Философия интуитивизма А. Бергсона



Для полноты анализа проблемы одиночества как субъективного переживания человека обратимся к работам французского философа А.Бергсона.

Представитель интуитивизма А. Бергсон писал, что каждый из нас по-своему любит и ненавидит, и эта любовь, и эта ненависть отражают всю нашу личность. Но язык обозначает эти переживания одними и теми же словами. Поэтому он в состоянии фиксировать только объективный и безличный аспект любви и ненависти. Наша личность, строящаяся в каждое мгновение из накопленного опыта, постоянно меняется. Изменяясь, она не дает возможности тому или иному состоянию когда-либо повториться в глубине, даже если оно на поверхности и тождественно самому себе [16]. То же относится и к переживанию одиночества, которое каждый человек испытывает по–разному, с разной интенсивностью и глубиной, даже в том случае, когда причины одиночества похожи или одинаковы вовсе.

Жизнь, в концепции А. Бергсона, представляет порыв, стремление вверх, к расширению степени свободы и к творчеству. Жизнь направлена на создание нового, того, чего еще не было в природе. Жить, существовать – для сознательного существа значит изменяться, а изменяться значит созревать, значит бесконечно созидать самого себя. С полным основанием можно сказать: то, что мы делаем, зависит от того, что мы - суть: но следует прибавить, что, в известной мере, мы - суть то, что мы делаем, и что мы творим себя непрерывно. Это самосозидание является вдобавок тем более полным, чем лучше мы умеем размышлять о том, что делаем [16].

Можно сказать, что переживание одиночества – есть результат наших действий, поступков по отношению к другим людям.

К этому хочется добавить, что подлинно человеческое существование и развитие возможно только в социальном мире. Познание себя происходит в моменты одиночества, которое носит характер уединения. Однако изменения, которые происходят с человеком, проявляются в его творчестве, могут не совпадать с ожиданиями, требованиями той социальной среды, в которой он существует. Тогда результатом этого будет являться непонимание, непринятие человека, его идей, взглядов и позиций. Он начинает чувствовать себя одиноким и покинутым, в крайних вариантах это проявится в социальной изоляции человека.

Переживание одиночества возможно только в настоящем, в котором сливаются воедино и прошлое и будущее. В настоящем существует непосредственное переживание одиночества, связанное с дисгармонией, неудовлетворенностью отношениями человека (возможно с их разрывом), причины чего могут быть и в прошлом и продолжаться в актуальном моменте времени (допустим, в случае затяжного конфликта).

Момент будущего (будущности) – заключается в том, что жизненные перспективы и планы человека преломляются сквозь призму его одиночества, оказывая влияние на ключевые жизненные выборы, определяющие его стиль жизни в целом.

Переживание одиночества, выражаясь в поведении человека, в его восприятии мира и других людей, является показателем складывающихся у человека отношений, прежде всего с другими людьми. Как писал А. Бергсон, любое впечатление, переживание, с одной стороны, всегда будет длиться, а с другой – будет изменяться. То же относится и к переживанию одиночества, которое может быть ситуативным или затяжным, иметь разную глубину и интенсивность (может усиливаться или ослабевать с течением времени). Таким образом, переживание одиночества – динамично, его глубина изменяется в зависимости от намерений человека его избежать, преодолеть или от изменяющегося характера социальных связей и отношений человека.

Анализ философских воззрений А. Бергсона показал, что переживание имеет два вектора, две ориентации: 1) переживание, ведущее к инволюции, деградации человека; 2) переживание, приводящее к становлению личности, когда происходит своего рода «второе рождение» человека в переживании.

Проецируя это на переживание одиночества, можно утверждать, что оно может вести к внутриличностной дезорганизации и социальной дезадаптации только при нарастающей глубине и длительности, при ухудшении межличностных отношений. Позитивное значение переживания одиночества проявляется только в уединении, которое есть условие внутреннего, духовного роста, развития внутреннего стержня личности, позволяющего ей полноценно функционировать вне зависимости от изменяющихся внешних обстоятельств.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.