Здавалка
Главная | Обратная связь

Феноменологическая философия Ф. Брентано и Э. Гуссерля



Перейдем к рассмотрению проблемы переживания в феноменологическом подходе, опираясь на идеи Ф. Брентано и основателя феноменологического направления в философии Э. Гуссерля.

Феноменология пытается решить две фундаментальные задачи:

1. Обнаружить и продемонстрировать «сущность», извечные и наиболее общие черты человеческого восприятия.

2. Дать фундаментальное методологическое обоснование всем научным исследованиям.

Ф. Брентано, рассматривая проблему восприятия человеком мира, выделял два понятия: «переживание» и «интенциональность». Причем понятие «переживание» тесно связано с понятием «интенциональность» (от лат.Intendo – указывать, распространяться в направлении на), которое вводится им для проведения решающего различия между физическими и психическими явлениями. Интенциональность – это термин, который вводится для обозначения собственной активности сознания, его постоянной направленности на те или иные объекты.

При переживании одиночества интенциональность проявляется в восприятии, анализе, оценке субъектом отношений как с окружающим миром, так и с самим собой.

У Э. Гуссерля «переживание» мыслится как неотъемлемый атрибут психического. «Самый непосредственный пример раскрытия «психического» дан нам в живущем имманентном бытии того, что я обозначаю именно как «Я», а также из всего того, что обнаруживает себя как неотделимое от «Я», как «Я» - переживания (такие, как опыт, мышление, чувствование, волнение) или психические переживания, а также в качестве способностей или Habitus [40, 41, 42].

Изучение переживания признается необходимым для решения проблем познания. Все наличное знание есть результат логических выводов и оперирования понятиями над данными психического переживания; оно (знание) является, в некотором смысле, следствием переживания субъектом познания.

Переживание одиночества – есть своего рода «знание» своих отношений с людьми, отражение их характера, индикатор дисгармоничности отношений, неудовлетворенности ими.

Кроме того, Э. Гуссерль, в отличие от Ф. Брентано, видит в восприятии не «сложное переживание»; оно – один акт, одно переживание. Восприятие предполагает убеждение в существовании того, что в нем воспринимается. Все акты, которые характеризуются переживанием убежденности, Э.Гуссерль обозначил «тетическими». Существуют различные разновидности таких актов, через которые люди соотносят себя не только с реальностью, с автономным бытием, но и с возможным, предположительным бытием.

Переживание одиночества может выступать таким «тетическим» переживанием – переживанием убежденности в своем одиночестве, в отсутствии доверия, понимания и близости в отношениях с другими людьми.

Э.Гуссерль приводит различиемеждуобыденнымифеноменологическимпониманиемпереживания. В обыденном смысле, когда кто-то говорит о переживании прожитого, речь идет, как правило, о сложном комплексе восприятий и оценок человеком объективных событий. В феноменологии эти переживания не рассматриваются как обладающие статусом «настоящих» в связи с тем обстоятельством, что все «настоящее» также является следствием актов восприятия. Переживать какие-либо события – это значит иметь акты восприятия, направленные на эти события, поэтому то, что переживает человек (Я), и есть его переживание.

Таким образом, переживание одиночества, его возникновение связано с анализом происходящих в жизни человека событий, с анализом отношений с другими людьми. Одиночество – есть результат восприятия (анализа, оценки, понимания, осмысления) отношений с окружающими людьми, которые являются неудовлетворяющими человека.

В интенциональности Э. Гуссерль видит своего рода структуру акта восприятия, которое всегда является восприятием чего-то конкретного, на что оно направлено. В интенциональном отношении он видит «внутреннее своеобразие определенных переживаний», которое сущностным образом определяет «психические феномены» или «психические акты». Благодаря интенциональности как направленности на межличностные отношения (их анализ, рефлексию, оценку и понимание) и происходит возникновение феномена одиночества. Оно выступает как внутреннее состояние или событие, предстающее в сознании человека в форме феномена.

Для обозначения реальности, которая окружает и включает самого человека, Э. Гуссерль вводит понятие «жизненный мир». Эта реальность является бытийной почвой и горизонтом для всякой практики, бытовой и теоретической. Отдельный человек довольно поздно пробивается к этому понятию, берет его из опыта культуры, поэтому жизненный мир является человеку в обличии какой-либо исторической традиции. Этот мир всегда имеет, с одной стороны, глубоко личностную окраску и, с другой стороны, предстает как мир вещей. Более глубокий уровень понимания окружающего мира, открывающий человеку и прошлое, и связь прошлого с настоящим, достигается человеком только в связи с его изначальной вовлеченностью в культуру сообщества. Человек всегда принадлежит к определенному культурному миру и вне его не может быть понят. Первоначальными в культуре являются те элементы, которые создают центральный смысловой слой, конструирующий жизненный мир сообщества и принадлежащей ему личности. Через первопорядковые элементы жизненный мир воздействует на первый, имманентный мир личности – поток переживаний. В этом потоке переживаний (имманентном мире) жизненный мир предстает перед человеком в формах, зависящих «от нашего личного воспитания и развития или от нашей принадлежности той или иной нации, тому или иному культурному кругу» [41, с.250-258].

Специфика переживания одиночества – его форма, интенсивность, длительность, определяется особенностями «жизненного мира», характер которого раскрывается и определяется особенностями социальных связей и отношений, критерием их гармоничности / дисгармоничности.

Переживание в феноменологическом подходе тесным образом связано со смысловой сферой человека. В процессе переживания одиночества происходит изменение, трансформация, порождение смысла либо смыслоутратность, порождающая у человека задачу его преодоления.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.