Здавалка
Главная | Обратная связь

Переживание одиночества как атрибут психического



 

Анализ представлений о переживании в философии жизни показал, что источником переживания одиночества выступает система отношений «Человек-Мир». Именно эта система определяет возникновение различных феноменов, связанных с переживанием человеком своего бытия и одиночества в частности. В то же время, переживание одиночества субъективно, оно выступает атрибутом психического, существует и развертывается во внутреннем мире человека.

Истоки анализа проблематики переживания восходят к интроспективной психологии, классической психологии сознания, где под переживанием понималось любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в сознании и выступающее как событие его собственной жизни. Изучение переживаний стало основой развития Лейпцигской школы психологии, вошедшей в историю науки как «Школа комплексных переживаний» Ф. Крюгера. На основании классической немецкой философии и немецкого романтизма этой школой развивалась особая идея: о необходимости восстановления внутренней целостности личности, о необходимости самопознания с помощью вчувствования в поток собственных переживаний.

Переживание одиночества – есть «средство» познания себя и окружающего мира. Человек, переживающий одиночество, понимает свои отношения как неудовлетворяющие его, испытывая при этом негативное (или близкое к нему) психическое состояние, пониженный фон настроения.

Согласно С.Л. Рубинштейну (1973), переживание, выступая как динамический процесс, ведет к изменению, преобразованию бытия и самого человека. Посредством переживания происходит переход жизненного смысла вещей, событий объективного мира в личностный смысл, что находит свое место во внутреннем мире личности. Тем самым переживание объективируется в отношениях человека, в его поведении, деятельности и активности в целом.

Следовательно, переживание одиночества возникает в случае нарушения, дисгармонии тех отношений, которые обладают определенной значимостью, смыслом, важностью для человека; это тягостное переживание, приобретающее для человека определенный личностный смысл.

Бытие - как существование человека выразим как «бытие-в-мире присутствия» [150], которое раскололось с его фактичностью на определенные способы «бытия-в». Эти способы «бытия-в» имеют образ озабоченности, которая и выступает как переживание. Согласно М. Хайдеггеру (1993), бытие – есть забота, следовательно, бытие есть переживание. Переживание, выступая в онтологическом плане как забота, «не имеет отношение к «тяготам», «омраченности» и «житейским заботам», онтически находимым в каждом присутствии. Подобное, равно как «беззаботность» и «веселость», онтически возможно лишь поскольку присутствие онтологически понятное есть забота» [150, с.76]).

Можно сказать, что переживание одиночества также определенный способ «бытия в»; переживание одиночества есть забота, которая проявляет себя в тяготах (отношения, неудовлетворяющие человека) и в радостях – речь идет о преодолении одиночества, гармонизации отношений.

В онтологическом аспекте различные переживания человека составляют его жизнь. Жизнь – это встреча с миром, который для человека выступает реальностью, это борьба и воздействие на окружающее, творческая деятельность; это столкновение с миром, адаптация к миру, процесс приумножения знаний о мире. В переживании осуществляется жизнь человека, которая, говоря словами Карла Ясперса, есть «осуществление возможностей, достигаемое благодаря процессам творчества и адаптации, благодаря борьбе и смиренью, благодаря компромиссам и повторным усилиям, направленным на интеграцию. При этом крайности – сохранение за собой своего пространства и уступка его другим – объединяются в целое и не распадаются на взаимоисключающие оппозиции… Любая конечная жизнь двойственна. С одной стороны, она реагирует на ситуации, факты и людей; с другой же стороны, ее реакции носят активный и креативный (творческий) характер в применении к конкретной ситуации» [162, с.398]. Все это можно отнести и к переживанию одиночества, проявлениями которого выступают – уединение (способствует развитию, духовному росту, внутренней гармонии) и отчуждение (дисгармония отношений и дзинтеграция личности).

Переживание одиночества представляет собой индивидуальное событие человека. В этом плане оновыступаеткак нечто неделимое и в этом смысле простое, но в то же время состоящее из какого-то множества частей, которые вместе могли бы сойтись только один раз. «Это индивидуальное событие, поскольку не представимо сцепление этого второй раз. И тем более это непосильно человеку – воссоздание уникальной координации множества сил, которые давали бы один результат» [78, с.443].

Если мы вспоминаем о переживаниях одиночества, то заключенный в них способ воздействия на настоящее отличается (по своей динамике) от полностью прошедших переживаний. В первом случае возникает чувство как таковое, в другом – представление о чувствах и т.д., и с настоящего времени существует лишь чувство представлений о чувствах. Переживание и акт переживания одиночества неотделимы друг от друга. Это два способа выражения одного и того же. Всякое переживание выражает себя, а любое выражение есть выражение переживания.

Ф.В. Бассин говорил о «значащих переживаниях» для интеграции понятий «смысл» и «переживание» [12]. Таким образом, одиночество как «значащее» переживание будет связано для человека только с тем, что обладает для него определенным смыслом. Это еще раз говорит о том, что нарушение (деформация, сужение) не всех социальных связей сопровождается чувством одиночества, а только тех, которые имеют для человека определенное значение и смысл.

К.Г. Юнг рассматривает переживания как нередуцируемые феномены душевной жизни, имеющие самостоятельную ценность. В. Франкл (1990) указывает на то, что «наивысший смысл каждого данного момента человеческого существования определяется просто интенсивностью его переживания и не зависит от какого бы то ни было действия» [160, с.173].

«Ценность» переживания одиночества, связанного с нарушением гармонии отношений личности, может быть определена тем, что оно выступает мотивирующим фактором, толкающим человека на восстановление гармонии в своей социальной сети. «Ценность» одиночества – как уединения – формирование внутреннего духовного центра, своих позиций, независящих от преходящих внешних событий и способствующих преодолению различных жизненных трудностей и драм.

Г.С. Абрамова (2002) пишет, что «форма переживания всегда связана с присутствием Другого, ориентирована на его реальное или потенциальное присутствие» [1, с.239]. Характер этого «присутствия», будет определяться особенностями межличностных отношений (их гармония или дисгармония) с этим Другим, что, в свою очередь, будет определять отсутствие или наличие переживания одиночества у субъектов отношений (или одного из них).

Традиционно под переживанием в психологии понимается психическое явление, связанное с противоречивым, преимущественно с эмоциональным отражением того или иного явления, предмета, внутреннего состояния и выступающее как непосредственная данность. Р.С. Немов рассматривает переживание как ощущение, сопровождаемое эмоциями. Ф.Е. Василюк (1984) пишет, что «переживание в психологии понимается как непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления в отличие от его содержания «модальности»» [30, с.17].

Таким образом, говоря о феномене «одиночества», на первый план выдвигают его осознаваемость (осознанность), сопровождающуюся различными эмоциональными проявлениями (меланхолическими, астеническими и удаляющими чувствами) у субъектов отношений или одного из них, определяя тем самым чувственный тон отношений.

В работе Ф.Е. Василюка переживание рассматривается с позиции деятельностного подхода – он вводит категорию «переживание» в концептуальный аппарат психологической теории деятельности. «Переживание рассматривается в книге не как отблеск в сознании человека тех или иных его состояний, не как особая форма созерцания, а как особая форма деятельности, направленная на установление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования, словом, – на «производство смысла»» [30, с.5].

Переживание «является именно деятельностью, т.е. самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы, а не особой психической «функцией», стоящей в одном ряду с памятью, восприятием, мышлением, воображением или эмоциями. Эти «функции» вместе с внешними предметными действиями включаются в реализацию переживания точно так же, как и в реализацию всякой человеческой деятельности, но значение как интрапсихических, так и поведенческих процессов, участвующих в осуществлении переживания, может быть выяснено только исходя из общей задачи и направления переживания, из проводимой им целостной работы по преобразованию психологического мира, которая одна способна в ситуации невозможности адекватной внешней деятельности разрешить ситуацию» [30, с.28].

Заметим, что переживает человек, именно он проводит эту «работу», то есть переживание не может рассматриваться отдельно от человека.

Исследования переживания – деятельности по переживанию жизненных драм - осуществляются в теориях психологической защиты, психологической компенсации, совладающего поведения [29, 30]. Переживание одиночества – деятельность, направленная на его проживание, изживание с помощью различных психологических защит, копинг-стратегий и т.п. Возможно, в этом аспекте можно изучать конструктивные и деструктивные для личности и ее отношений способы преодоления одиночества и типы активности, среди которых выделяют интропсихическую – направленную на преобразование себя и своих субъективных отношений, и интерпсихическую – направленную на преобразование своих отношений с окружающей средой (в том числе и с другими людьми).

В работе Г.Р. Шагивалеевой (2003) «переживание» понимается как процесс осознания и прочувствования личностного значения и смысла факта, события, ситуации, в котором происходит непрерывное взаимодействие когнитивных и аффективных компонентов при сохранении результирующей роли последних. Это базируется на положениях, сформулированных Л.С. Выготским и развитых впоследствии Л.И. Божович, о переживании как центральной единице психического. Значение переживания для личности меняется в процессе психического развития. Постепенно оно становится центром душевной жизни, ее главным стержнем. Переживание, являясь первоначально средством ориентации человека в его взаимоотношениях с окружающей средой, приобретает затем самостоятельное значение и само выступает в качестве психической реальности.

В книге таким переживанием выступает субъективное переживание одиночества в межличностных отношениях, играющее важную роль в жизни человека независимо от возрастных особенностей. Переживание одиночества способно выполнять ориентирующую функцию для человека. Так, при усугублении этого состояния, человек начинает воспринимать мир сквозь призму своего одиночества, у него наблюдается изменение психического состояния в худшую сторону и снижение уровня настроения, изменение чувственного тона отношений.

В работе Л.С. Выготского (2003) переживание выступает как единица изучения личности и среды в их единстве. Переживание понимается в качестве внутреннего отношения человека к тому или иному моменту действительности. Всякое переживание есть переживание чего-либо; всякое переживание индивидуально. Переживание возникает в системе «организм-среда», оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности. Переживание является определяющим с точки зрения того, как тот или иной момент среды влияет на развитие человека. В переживании одиночества отражается:

● среда в её отношении к человеку, в том, как он переживает эту среду;

● характер складывающихся реальных и желаемых межличностных отношений;

● особенности развития личности человека.

Глубокий внутренний анализ переживания ребенка представляет собой изучение среды, которая переносится внутрь ребенка, а не сводится к изучению внешней обстановки его жизни.

Следовательно, переживание одиночества – индикатор того, что человек неудовлетворен своими отношениями с людьми; у него есть потребность в эмоционально близких, теплых отношениях, в доверии и понимании. Изучая переживание одиночества (его степень и глубину, его выражение и проявление) можно сделать вывод о характере отношений с окружающим социальным миром – о степени их гармоничности / дисгармоничности.

С.Л. Рубинштейн (1999) указывал на то, что переживание - это, прежде всего, психический факт как кусок собственной жизни личности в плоти и крови его; это специфическое проявление его индивидуальной жизни: переживанием оно становится по мере того, как индивид становится личностью. Переживание определяется контекстом жизни человека, который в сознании человека выступает как связь целей и мотивов; они определяют смысл пережитого, как чего-то с человеком происшедшего. «Когда говорится о том, что какое-нибудь психическое явление было пережито или переживается человеком, это означает, что оно в своей, потому неповторимой, индивидуальности вошло как определяющий момент в индивидуальную историю данной личности и сыграло в ней какую-то роль» [118, с.13].

Если говорить о переживании одиночества, то оно возможно в том случае, если отношения с другим человеком (или группой) обладают определенной значимостью. В связи с этой значимостью их нарушение или дисгармония приводит к возникновению чувства одиночества, которое человек стремиться преодолеть в силу его негативного содержания. Говоря словами С.Л.Рубинштейна (1999), переживанием становится для человека только то, что оказывается личностно значимым для него [118].

Переживание одиночества связано с развитием личности, определяет его характер, особенности. В переживании одиночества представлены:

1) личность человека переживающего, особенности психического состояния (его эмоциональные, тонические, активационные и тензионные характеристики) и настроения личности;

2) восприятие межличностных отношений. Представления о реальных (воспринимаемых) и желаемых отношениях;

3) активность человека как объективное выражение переживания.

Таким образом, субъективное переживание одиночества как психологический феномен представляет собой: отражение, проживание, деятельность, отношение, эмоциональное состояние; оно может являться следствием деятельности; событием внутренней жизни, «призмой», через которую преломляется окружающий мир; в нем кристаллизована прошлая деятельность человека, а кроме того, переживание является неустойчивым и трансформирующимся под влиянием обстоятельств.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.