Здавалка
Главная | Обратная связь

Переживание одиночества и активность личности



 

Как было сказано выше, любое переживание человека находит свое выражение – проявляется в активности человека, в способах его взаимодействия с реальностью.

В.А. Ананьев на одном из своих семинаров-тренингов, посвященных психологическому консультированию, сказал: «Мы не ответственны ни за свои эмоции, ни за свои мысли. Мы ответственны за способ их выражения».

На уровне поведения процесс переживания свое «результативное выражение» находит в различных типах активности личности, которая может выступать как активность, направленная на мир предметов (предметная экстраактивность), на мир людей (социальная экстраактивность), на себя (интроактивность).

В.А. Петровский (1975) пишет, что «в самом фундаменте эмпирической психологии личности лежит следующая методологическая посылка. В качестве руководящего утверждается принцип приспособления (адаптации) человека к среде – будь то социальная или природная среда. Войдя в фонд аксиоматически принимаемых, данное положение выступает во внешне различных, но внутренне родственных формах». Методологический анализ позволяет выделить три варианта принципа адаптации: гомеостатический, гедонистический и прагматический [104, с.26].

Гомеостатический вариант. Все реакции организма как системы, пассивно приспосабливающиеся к воздействи­ям среды, призваны лишь выполнять сугубо адаптивную функцию - вернуть организм в состояние равновесия.

Личность противопоставляется соци­альной среде, а ее поведение подчиняется заранее предустановленной конечной цели - обрести равновесие с обществом за счет разрядки потребностей или достичь «рав­новесия» с самим собой за счет самоактуализации, то есть добиться «равновесия», как бы ни мешало или ни помо­гало общество [10].

Гедонистический вариант. «Согласно принятым здесь взглядам, действие человека детерминировано двумя первичными (primary) аффектами – удовольствием и страданием; все поведение интерпретируется как максимизация удовольствия и минимизация страдания» [104, с.26]. Человек – субъект отношений - любой ценой пытается избежать одиночества и даже малейшего уединения. Он может демонстрировать гиперсоциальное поведение, конформность и т.п.

Прагматический вариант. В качестве ведущего здесь рассматривается принцип оптимизации. Во главу угла ставится узкопрактическая сторона поведения (польза, выгода, успех). Любое оптимальное поведение направлено на максимизацию пользы, достиже­ние эффекта при минимальных затратах. Известные представители когнитивной психологии П. Линдсей и Д. Норманн (1974) практически прямо формулируют суть этого ва­рианта принципа адаптивности: даже если принятое кем-то решение кажется неразумным, мы все равно до­пускаем, что оно логично и обоснованно с учетом всей информации, связанной с анализом... Наш основной постулат состоит в том, что всякое решение оптимизиру­ет психологическую полезность, даже если посторонний наблюдатель (а может быть, и человек, принявший реше­ние) будет удивляться сделанному выбору [74].

Прагматическую активность достаточно хорошо иллюстрирует высказывание Ершова П.М. (1972), который пишет, что «…если данной, возникшей у человека цели можно достичь разными путями, то человек пытается использовать тот, который, по его представлениям, требует наименьшей затраты сил, а на избранном пути он расходует не больше усилий, чем, по его представлениям, необходимо» [51, с.23].

Неадаптивная активность – «тенденция действовать как бы вопреки адаптивным побуждениям над порогом внутренней и внешней ситуативной необходимости. В основе зарождения любой новой деятельности лежит порождаемый развитием самой деятельности источник – «надситуативная активность»» [10, с.133]. Неадаптивная активность – «может быть понята как активность по преодолению природных границ индивидуального «Я» [104, с.37].

Адаптивные и неадаптивные проявления поведения личности, за которыми стоят тенденции к сохранению и изменению социальных систем, представляют собой обязательное условие развития личности человека, овладения общественно-историческим опытом [10, с.134].

Укажем, что все перечисленные типы активности могут способствовать как конструктивному преодолению одиночества – гармонизации межличностных отношений, развитию себя, так и к неконструктивному – развитию различных защитно-компенсаторных образований (конформности, зависимости, гиперсоциальности, чрезмерного альтруизма и т.п.).

Анализируя возможные реакции человека на одиночество, необходимо рассмотреть способы взаимодействия человека с реальностью, предложенные В.Д. Менделевичем (2001): противодействие реальности, болезненное противостояние, уход от реальности, игнорирование реальности, приспособление к реальности [82].

При «противодействии реальности» человек активно пытается разрушить ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками.

«Болезненное противостояние реальности». Для него характерно то, что окружающий мир воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания.

«Уход от реальности» осознанно или неосознанно выбирают люди, которые расценивают реальность негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней.

«Игнорирование реальности» проявляется автономизацией жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире.

Гармоничный человек выбирает «приспособление к реальности». Однако нельзя исключать из ряда гармоничных индивидов лиц, которые используют способы взаимодействия с реальностью, описанные выше. Это связано с тем, что реальность, так же, как и отдельный индивид, может носить негармоничный характер.

Способ взаимодействия человека с реальностью и проявляемая им активность – есть выражение переживания одиночества, показатель его глубины, тяжести, желания его преодолеть или наоборот. Это также показатель восприятия окружающего мира, в том числе характера межличностных отношений. «Пространство и время нашего объективированного мира есть источник одиночества и вместе с тем призрачного преодоления одиночества» [19].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.