Здавалка
Главная | Обратная связь

Дисгармония отношений и ее параметры



 

В словаре русского языка приставка «дис-» обозначает разделение, отделение, отрицание и соответствует по значению: «раз-», «не-», сообщает понятию, к которому прилагается, отрицательный или противоположный смысл [129].

Соответственно дисгармония определяется как несогласованность, нарушение соответствия чего-либо с чем-нибудь [129]. Заметим, что дисгармония чаще употребляется в теории музыки. Однако и понятие «компенсация» первоначально употреблялось в медицине и только в «индивидуальной психологии» А. Адлера получило психологическое наполнение. Поэтому считаем, что понятие «дисгармония» можно также использовать в психологии как в теоретическом, так и в практическом плане.

Центральной коллизией дисгармоничности является поиск форм бытия в условиях онтологической (социальный и социоприродный хаос) и экзистенциональной дисгармонии [95].

Дисгармония межличностных отношений связана преимущественно с бытием личности в социальном пространстве. Однако переживание дисгармонии включает в себя все сферы человеческого бытия; это субъективное чувство неблагополучия в основных жизненных сферах – семейной, профессиональной, общественной, в сфере обучения и образования.

Дисгармония межличностных отношений представляет собой:

● отсутствие единства, согласия между людьми;

● ослабление позитивных эмоциональных связей между субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств над сближающими чувствами;

● гиперболизированное доминирование сближающих чувств, их «симбиоз» (по Э. Фромму) [149].

Индикаторамидисгармоничности межличностных отношенийвыступают их напряженность, конфликтность, агрессивность, а также отчужденность между субъектами отношений. Рассмотрим эти индикаторы более подробно.

Напряженность в отношениях.В психологии термин «напряжение» в основном использовался в работах, посвященных изучению психической напряженности [86], а также состояний нервно-психического напряжения [90]. Общим для них является рассмотрение напряжения как стресс-реакции в контексте адаптации к различным экстремальным, трудным условиям.

Так Н.И. Наенко (1976) пишет, что «состояние психической напряженности возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на ее эффективность. Характер этого влияния определяется как самой ситуацией, так и особенностями личности, ее мотивацией и т.д. Психическая напряженность – психическое состояние в сложных условиях вообще независимо от вызываемых ими эффектов» [86, с.8]. В своей работе автор употребляет понятия «стресс» и «психическая напряженность» как синонимы, характеризующие особенности психической деятельности в сложных условиях.

Т.А. Немчин (1983) отмечает, что «состояние нервно-психического напряжения является весьма сложным клинико-психологическим феноменом, представляющим собой одно из основных звеньев в общем адаптационном процессе» [90, с.21]. «Нервно-психическое напряжение, таким образом, является особым, тотальным состоянием целостного организма, развивающимся как общесистемный процесс, подчиненный соответствующим закономерностям функционирования системы. Состояние нервно-психического напряжения в связи с этим следует рассматривать как активное состояние системы адаптации в условиях экстремальной ситуации, включающей в себя те составные элементы, которые в целом формируют определенную структурно-функциональную организацию с иерархическим, однако не только субординационным, но и координационным принципом регуляции» [90, с.134].

Таким образом, напряжение – это состояние личности, возникающее в сложных, трудных условиях и выступающее как проявление стресса. В психологии на основании большого количества эмпирического материала (в основном это психофизиологические исследования) выявлены физиологические, психосоматические индикаторы напряжения (стресса), однако психологические, на наш взгляд, прописаны недостаточно. Особенно это касается напряжения, которое возникает в межличностных отношениях.

То, что состояние нервно-психического напряжения имеет место в отношениях, – факт, достаточно подробно описанный Э.Г. Эйдемиллером, В.В. Юстицким (1990) в контексте изучения семьи. В частности, среди семейно-обусловленных травматизирующих переживаний авторы выделяли состояние глобальной семейной неудовлетворенности и семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое напряжение [157]. Считаем, что данное явление имеет место и в межличностных отношениях не только в семье.

Межличностные отношения, выступая как дисгармоничные, могут характеризоваться как напряженные.Обратимся к словообразовательному словарю русского языка [142] для уточнения того, что представляет собой слово «напрячь», «напрячься», «напряжение», «напряженный».

Напрячь – сделать упругим, натянуть; прилагая усилия повысить степень действия чего-либо.

Напрячься – собрать все свои силы (делая, производя что-либо); усилиться в своем проявлении; стать принужденным, неестественным.

Напряжение – сосредоточение сил, внимания; затрудненное, стесненное положение, состояние.

Напряженный – требующий больших усилий, сосредоточения сил, внимания; находящийся в состоянии напряжения, требующий разрешения, выхода, готовый разразиться в чем-либо; принужденный, неестественный.

На основе этого,напряженность в межличностных отношениях - это излишняя сосредоточенность (гиперрефлексия) на них, повышенная озабоченность отношениями, которые являются неустойчивыми, трудными – доставляющими беспокойство. Обычно субъекты отношений прилагают усилия для избежания эмоционального дискомфорта, неудовлетворенности отношениями. Часто имеет место ожидание того, что все изменится в лучшую строну.

Напряженность в межличностных отношениях может результировать в конфронтацию, конфликты между субъектами отношений и приводить к разрыву, прекращению отношений.

Конфликтность в отношениях.Как отмечает Б.И. Хасан (2003), в психологии сложилось представление о конфликте:

● как о явлении, возникающем у человека, между людьми, т.е. о таком феномене, который происходит необходимо-неизбежно и несет на себе отпечаток негативизма;

● как о явлении, имеющем однозначно линейный характер (предпочтение-отвержение, победа-поражение, выигрыш-проигрыш).

В психологической литературе можно найти такое определение конфликта. Конфликт – «такая специальная организованность взаимодействия, которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска или создания ресурсов и средств разрешения противоречия» [151, с.27]. Такое возможно, однако не всегда, в противном случае люди должны: во-первых, организовать, специально инициировать конфликт, во-вторых, получать при этом радость и удовольствие.

Под конфликтом понимают «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [9, с.81].

При описании конфликтности в межличностных отношениях будем придерживаться позиции Н.В. Гришиной (2004). Автор понимает конфликтную ситуацию следующим образом: – «это ситуация, в которой имеет место противоречие между ее участниками, проявляющееся в их противодействии друг другу (противостоянии, противоборстве) и сопровождающаяся аффективными проявлениями» [39, с.175]. Участники конфликта переживают ее как значимую психологическую проблему, требующую своего разрешения. Такое противостояние вызывает активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешения ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

Агрессия в отношениях.В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями - гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

Агрессивность – это компонент нормального поведения, высвобождающийся в связи с различными стимулами и различных формах для удовлетворения жизненно важных потребностей и для устранения или преодоления всякой помехи физической и / или психологической целостности, способствующий самосохранению [152, с.486].

Мотивом агрессии является такое нанесение вреда другим или интересам других, которое устраняет источники фрустрации, в результате чего ожидается благоприятный эмоциональный сдвиг. Достижение такого сдвига представляет собой цель мотивированного агрессией поведения.

Агрессией называется физическое или вербальное поведение, направлен­ное на причинение вреда кому-либо. «Слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению» [152, с.485].

Человек, проявляя агрессию в межличностных отношениях, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков.

Считаем, что в межличностных отношениях действие будет отнесено к категории агрессивных при выполнении следующих условий:

а) оно включает в себя ограничение возможностей или исходов поведения другого (наиболее явно путем использования власти и принуждения);

б) наблюдатель воспринимает действие как намеренно наносящее ущерб его интересам или интересам объекта воздействия (иначе говоря, как злонамеренное или эгоистичное) независимо от того, стремился ли в действительности субъект действия к причинению вреда;

в) действие представляется наблюдателю противоречащим нормам и незаконным, допустим, если оно выглядит неспровоцированным, оскорбительным или не соответствующим вызвавшему его поводу.

Применительно к нашей работе,под агрессиейв отношениях будем пониматьтенденцию (стремление) подчинить себе других, доминировать над ними, эксплуатировать их. Субъекты отношений (или один из них) стремятся обрести контроль, власть над другими людьми. Возможно проявление резкости, грубости, раздражения в отношениях (как в вербальной, так и в невербальной форме), а также косвенной агрессии.

Выраженность напряженности, отчужденности, конфликтности, агрессивности, а также степень дисгармоничности межличностных отношений у лиц с разным уровнем переживания одиночества представлена на рисунке 2.

В данном исследовании принимало участие 177 человек (98 женщин и 79 мужчин) – все граждане России, практически здоровые, прошедшие обследование по просьбе психолога. В качестве психодиагностических методик использовали авторские методики: Субъективная оценка межличностных отношений (СОМО) и Шкала субъективного переживания одиночества (СПО).

Рис.2. Профиль межличностных отношений у лиц с разным уровнем переживания одиночества

Примечание: Н – напряженность отношений, О – отдаленность в отношениях, К – конфликтность в отношениях, А – агрессивность в отношениях, Ин.дис. – индекс дисгармоничности отношений

 

Как видно из рисунка 2, у людей с высоким уровнем переживания одиночества параметры дисгармонии межличностных отношений более выражены, чем при среднем и низком уровнях. У людей с высоким уровнем переживания одиночества в межличностных отношениях выражены такие параметры как напряженность и отчужденность. Отношения людей, переживающих одиночество, носят дисгармоничный характер. Это доказывает факт того, что переживание одиночества тесным образом связано с характером, особенностями межличностных отношений. Чем больше человек переживает одиночество, тем более дисгармоничны его отношения с людьми, и наоборот, дисгармония в отношениях приводит к переживанию острого чувства одиночества.

Одной из характеристик, отражающих степень гармоничности – дисгармоничности межличностных отношений, выступает социально-психологическая дистанция между людьми, которая также может стать источником возникновения и результатом переживания одиночества. Чем больше психологическая отдаленность между субъектами отношений, тем глубже переживание одиночества, тогда как близость в отношениях (сокращение дистанции) предполагает снижение или вообще отсутствие переживания одиночества.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.