Здавалка
Главная | Обратная связь

Переживание одиночества и дистанция в межличностных отношениях



 

В словаре русского языка слово «дистанция» означает расстояние, промежуток между чем-либо; слово «расстояние» - различие между кем-либо в социальном, служебном и т.п. положении; «промежуток» - пространство между чем-либо, разделяющее что-либо [98].

Применительно к нашей работе, дистанция – означает своего рода психологическое расстояние, выражающееся в степени близости – отдаленности (отчужденности) между субъектами отношений.

Дистанция выступает одним из факторов, с помощью которого можно определить различия в отношении человека к другим людям. Как отмечает А.Б. Купрейченко (2003), психологическая дистанция является понятием, с помощью которого сначала качественно, а затем количественно можно оценить различия в этих отношениях [67].

Дистанция является результатом процесса категоризации, она оказывает влияние на выбор стратегий поведения и определяет психологические отношения личности. Однако, на наш взгляд, само отношение человека предполагает определенную дистанцию, а не наоборот. Как считают Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б., понятие «психологическая дистанция» позволяет упорядочить информацию о социальном окружении, осуществить идентификацию, упростить выбор стратегии поведения [52]. Авторы различают понятия социальной и психологической дистанции. Социальная дистанция предполагает такое сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяло бы близость общающихся, соответствующую социокультурным нормам их общностей. Социальная дистанция предполагает сохранение адекватного уровня широты и глубины взаимосвязей при установлении межличностных отношений [52].

Здесь встает, на наш взгляд, ряд принципиальных вопросов: что значит адекватный уровень широты? чем социальная дистанция отличается от психологической? Считаем, что, говоря об отношениях между людьми, корректней говорить о социально-психологической дистанции. Термин «социальная дистанция» несет в себе больше социологического смысла, нежели психологического.

Социологический аспект понятия «социальная дистанция» наиболее полно представлен в работах П. Сорокина, а также у Р. Парка, И. Берджеса. Так, Р. Парк и И. Берджес под социальной дистанцией понимали ступени и уровни понимания, интимности, характеризующие межличностные и общественные отношения [134]. П. Сорокин считал, что основу социальной дистанции составляют объективные (социальные, экономические, политические, профессиональные, биоантропологические и демографические) различия между социальными группами. В психологии общения понятие «дистанция» используется как функция от межличностных преград, стоящих на пути сближения людей. Такими преградами могут быть внешние физические барьеры, но нередко это препятствия смысловые или духовные [52].

Выделяют три подхода к определению того, что такое дистанция [52].

Первый – характерен для изучения межличностных отношений, он не рассматривает принадлежность к социальным группам. Дистанция между людьми определяется, в основном, их симпатиями и взаимопониманием.

Второй – характерен для изучения межгрупповых отношений. Дистанция определяется объективными социальными, экономическими, национальными и другими различиями.

Третий – характерен для психологии общения, где под дистанцией понимается физическое расстояние, которое человек стремится сохранить между собой и другим человеком.

Как предполагают А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко, психологическая дистанция – явление, охватывающее весь континуум взаимоотношений, поэтому факторы, выступающие критериями психологической дистанции, идентичны как для межличностного, так и межгруппового уровней. Различной может быть степень их значимости, уровень и знак.

Кроме того, авторы считают, что в основе феномена «психологическая дистанция» лежит система универсальных факторов категоризации личностью ее социального окружения (критериев психологической дистанции) [52].

Так, П. Сорокин в качестве наиболее значимых критериев, единых для межличностного и межгруппового взаимодействия, определяющих его характер, выделял следующие: одно- и двусторонняя интеракция, ее экстенсивность, длительность, направленность и организация.

Одно- и двусторонняя интеракция – взаимозависимость сторон – может быть равной или одна сторона сильнее влияет на другую: чем более экстенсивны или интенсивны секторы интеракции, тем больше связаны и зависимы жизнь, поведение, психология взаимодействующих сторон. Длительность – понимается как процесс влияния одной стороны на другую, при этом неважно, встречаются люди или нет. Направленность взаимодействия может быть солидарной, антагонистической или смешанной. При солидарной – стремления и усилия сторон совпадают. Организованное взаимодействие существует при наличии четкой схемы распределения прав, обязанностей, функций для каждого индивида [52].

В отечественной психологии в качестве факторов, влияющих на категоризацию на межличностном уровне, выделяют: «близость-удаленность», «симпатия-антипатия», «уважение-неуважение». А.А. Кроник и Е.А. Кроник показали, что основные типы значимых отношений располагаются в трех координатах: 1)дистанция, 2) позиция, 3) валентность. Эти типы соответствуют крайним точкам пространства отношений [60, с.109].

Наиболее разработана проблема психологической дистанции в исследованиях А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко [52]. Авторы, на основании проведенных экспериментальных исследований, в качестве критериев категоризации выделили: статус, доверие, заинтересованность в контактах, плодотворное взаимодействие, длительность контактов, отношения зависимости, степень взаимного влияния, вид взаимодействия, общие цели, задачи, общие культурные традиции, единые поведенческие нормы, полнота информации.

В отношениях с психологически близкими категориями присутствуют: любовь, понимание, поддержка, комфорт, естественность поведения, забота, взаимное доверие, общие интересы, общие ценности, взаимопомощь, ощущение единства, удовлетворенность контактами.

Для отношений с психологически далекими категориями характерно: отсутствие заботы, внимания, различные интересы, неприязнь, отсутствие доверия, различные цели, интересы, вынужденное взаимодействие, отсутствие непосредственных контактов, отсутствие ответственности, отчужденность, неестественность поведения.

Таким образом, психологическая дистанция – есть психологическое отношение (интегральный показатель психологического отношения), выступающее результатом категоризации человеком социального окружения. Функциями категоризации выступают: упорядочение информации, упрощение выбора стратегий поведения, социальная идентификация – позволяют оценить влияние, которое оказывает психологическая дистанция на деятельность, поведение и другие отношения личности [52].

Однако не психологическая дистанция оказывает влияние, а человек, выстраивая, устанавливая определенную дистанцию, определяет характер своих отношений с объектами социального окружения и прежде всего с другими людьми.

В качестве критериев, но уже, как пишут сами авторы, социально-психологической дистанции выступают: приязнь, доверие (единство, надежность, предсказуемость), отношения зависимости, взаимные обязательства, уважение, одинаковое восприятие мира [52].

Как отмечают А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко, частным случаем психологической дистанции является социально-психологическая дистанция, т.е. отношение к социальному объекту [52].

Признавая факт того, что человек сам устанавливает определенную дистанцию, а точнее дистанции, отметим, что психологическая дистанция, объективируясь в отношениях, становится социально-психологической, а не только психологической.

Говоря об этом, мы опираемся на положение В.Н. Мясищева, о том, что субъективное отношение, проявляясь в реакциях и действиях, обнаруживает свою объективность, а индивидуально-психологическое становится социально-психологическим [85]. Кроме того, дистанция будет регламентироваться самой ситуацией межличностного взаимодействия.

Проявлением социально-психологической дистанции выступает степень «близости-отдаленности, отчужденности» между субъектами отношений.

«Близость» субъектов отношений проявляется в доверии, взаимопонимании и единстве между ними, отсутствии дисгармонии и конфликтов, неразрешимых противоречий (столкновений, борьбы друг с другом). Близкие отношения способствуют взаимообогащению людей.

Близость включает в себя чувства интимности, соединенности и связи, испытываемые нами по отношению к другому человеку. Степень близости определяется мотивацией аффилиации и мотивацией близости. «В обоих случаях речь идет о приобретении, поддержании и углублении вторичной близости с прежде незнакомыми взрослыми людьми за пределами незнакомой семьи» [152, с.549].

Под аффилиацией понимается определенный класс социальных взаимодействий, имеющих каждодневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе незнакомыми или малознакомыми) и таком его поддержании, которое приносит удовлетворение, обогащает и привлекает обе стороны. Таким образом, мотивация аффилиации способствует близости субъектов отношений и, как результат, снижению (или преодолению) переживания одиночества.

«Цель мотива аффилиации – взаимная и доверительная связь, при наличии которой каждый из партнеров если и не любит другого, то относится к нему приязненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему» [152, с.550].

Человек, стремящийся к аффилиации, должен дать понять, что стремится вступить в контакт, сообщив этому контакту привлекательность в глазах предполагаемого партнера. Он должен сделать очевидным, что рассматривает своего партнера как равного себе и предлагает ему полные взаимные отношения.

Кроме этого, человек, стремящийся к установлению близких отношений (стремящийся к аффилиации), должен добиться определенного созвучия своих переживаний с переживаниями партнера, что побуждало бы обе стороны к взаимодействию и ощущалось бы ими как нечто приятное, приносящее удовлетворение и поддерживающее чувство собственной ценности.

Другим фактором, способствующим установлению близких отношений, выступает «мотивация близости». Мотивацию близости описывают как состояние, характеризующееся следующими параметрами:

· радость и взаимное восхищение;

· постоянный диалог;

· открытость, контакт, единение, настрой друг на друга;

· ощущаемая гармония отношений;

· забота о благополучии другого;

· отказ от всякого манипулятивного контроля и стремления к превосходству над другим человеком;

· включение в самоценный контакт, скорее своим бытием, чем действием или желанием строить отношения либо стремиться к внешнему вознаграждению [152, с.571].

Однако и мотивация аффилиации, и мотивация близости могут привести к увеличению дистанции между субъектами отношений, к отдаленности и отчужденности между ними. В частности, несимметричность в распределении ролей или желание превратить партнера в средство удовлетворения своих потребностей (в независимости или зависимости, в превосходстве или уничижении, в силе или слабости, в предоставлении или получении помощи) наносят ущерб аффилиации или разрушают ее [152, с.550]. Как показали исследования [152] поведение людей с сильным мотивом аффилиации было отмечено целенаправленной активностью в установлении социальных отношений и управлении ими. В противоположность этому люди с сильным мотивом близости отдаются на волю социальной ситуации и позволяют ей управлять ими, поскольку доверяют другому и полагаются на него. Гиперболизация этого способствует снижению близости, возникновению отдаленности, отчужденности между субъектами отношений.

Таким образом, «близость и отдаленность, дальность (отчужденность)» выступают полюсами социально-психологической дистанции в отношениях между людьми. На наш взгляд, вместо понятия «дальность», лучше использовать понятие «отчужденность». Почему было выбрано именно оно, а не дальность? Для этого мы обратились к словарю русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой. Так, слово дальность – расстояние, на которое что-либо может распространять свое действие, совершать движение. Отчужденность – термин более подходящий в психологическом плане – отсутствие близости, доверия, понимания [130].

«Отчужденность» субъектов отношений – отсутствие доверия, понимания, близости; это эмоциональная холодность между людьми. Как показали результаты проведенных исследований с помощью методик СОМО и СПО, параметры субъективного переживания одиночества и отчужденности в межличностных отношениях тесно связаны между собой (коэффициент корреляции r=0,47 при р≤0,05). Увеличение переживания одиночества приводит к усилению отчужденности между субъектами отношений и наоборот.

Увеличение дистанции в отношениях между людьми может быть обусловлено симпатией-антипатией, а также притяжением-отталкиванием между субъектами отношений.

Симпатия – «эмоциональная положительная установка на объект. При взаимной симпатии эмоциональные положительные установки создают целостное внутригрупповое (внутрипарное) состояние удовлетворения взаимодействием (непосредственно или опосредованно)» [97, с.11].

Притяжение – «одно из составляющих межличностной привлекательности, связано с потребностью быть вместе, рядом с другим определенным человеком. Чаще связано с переживанием симпатии» [97, с.11].

Степень отчужденности (притяжения-отталкивания, симпатии-антипатии) может выступать как условие и результат совместимости-несовместимости людей в определенных условиях взаимодействия. Н.Н. Обозов отмечает, что «люди, испытывающие взаимные симпатии и притяжение друг к другу, принимают во внимание предубеждения и слабости друг друга. Чем больше притяжения они испытывают, тем более склонны к снисходительности, а следовательно, к большему согласию и согласованности в деятельности» [97, с.14-15].

Однако некоторая доля отчужденности – будем называть ее «обособление» или «временное уединение» - очень важна для поддержания отношений. При этом она представляет собой осознание личностью своей нерасторжимой целостности и индивидуальности в межличностных отношениях. «Обособление» предполагает индивидуальную ответственность за себя, за свои отношения, за партнера отношений. Благодаря «обособлению» происходит «столкновение», а потом и сближение ценностных ориентаций и мотивов людей в межличностных отношениях. «Обособление» - не эгоистично. Оно предполагает отличение «Я» от «Ты» - в «Мы».

Таким образом, социально-психологическая дистанция выступает одной из общих характеристик отношения человека к человеку, которую можно обозначить как «дистанционную тенденцию». Она характеризуется: стремлением сблизиться - желанием понравиться, заинтересованностью, стремлением «возвысить себя», обратить на себя внимание, и стремлением избегания - стремление разорвать отношения, уступчивость, бездействие. Избегание может определяться негативным отношением, высоким уважением, зависимостью от партнера, обособлением своих интересов.

Под социально-психологической дистанцией понимаем интегральную характеристику межличностных отношений, выражающуюся в «близости – отдаленности (отчужденности)» между людьми.

Увеличение дистанции связано с дисгармоничностью отношений, приводит к возникновению переживания одиночества, нарастание которого приводит к отчужденности между людьми и прекращению отношений. Желание сократить дистанцию в отношениях (чрезмерная выраженность сближающих чувств, гиперсоциальность, конформность) также приводит к дисгармонии отношений и, как следствие, – к возникновению одиночества.

Рассмотрев взаимосвязь переживания одиночества и дисгармонии межличностных отношений, обратимся к раскрытию вопроса о том, как связано переживание одиночества с субъективным благополучием субъектов отношений, с особенностями их психического состояния и чувственным тоном в отношениях.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.