Межличностное общение: определение понятий
Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В.Н. Панферов определял общение как взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности [100]. Изучая общение, автор выделил в нем четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение, определив тем самым четыре подхода к его изучению. 1. Коммуникативный. 2. Информационный. 3. Гностический (познавательный). 4. Регулятивный. Другой отечественный психолог – Б.Ф. Ломов выделил три стороны (функции) общения: а) информационно-коммуникативную, б) регуляционно-коммуникативную, в) аффективно-коммуникативную. Наиболее распространенным является подход, согласно которому в общении рассматриваются коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны, реализующиеся в общении одновременно. Коммуникативная сторона представляет собой использование вербальных и невербальных средств общения. Хорошая коммуникация предполагает использование разнообразного репертуара коммуникативных техник. Интерактивная сторона это – регуляция взаимодействия партнеров общения при условии однозначности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения. Эта сторона предполагает определенную форму организации совместной деятельности (согласие приспособление, конфликт или конкуренция), в зависимости от позиций занимаемых субъектами (свысока, снизу, на равных). Перцептивная сторона общения заключается в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия. Благодаря перцепции осуществляется взаимопонимание (или непонимание) в общении субъектами отношений. «Перцептивные навыки проявляются в умениях определять контекст встречи; понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; учитывать «психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации» [66]. При определении межличностного общения будем придерживаться позиции В.Н. Куницыной и соавторов. Межличностное общение – «осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения» [66, с.12]. В зависимости от ситуации межличностного взаимодействия и характера складывающихся (и желаемых) отношений между субъектами, общение будет осуществляться на следующих уровнях: ритуальном (социально-ролевом), деловом (манипулятивном) и интимно-личностном. Ритуальный (социально-ролевой) уровень предполагает выполнение ожидаемой или предписанной ситуацией взаимодействия роли. Деловой (манипулятивный) уровень осуществляется в совместной деятельности, от партнеров требуется точное выполнение поставленных задач для обеспечения эффективности в совместной деятельности. Общение носит «безличный» характер. Интимно-личностный уровень предполагает удовлетворение в общении потребности в понимании, принятии, эмпатии. Общение на этом уровне предполагает близкую или достаточно близкую дистанцию в отношениях и носит доверительный характер. Общение тесным образом связано с отношениями между людьми, оно выступает с одной стороны формой реализации отношений, а с другой – говорит о характере отношений. В следующей части работы рассмотрим взаимосвязь общения и отношений личности.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|