Здавалка
Главная | Обратная связь

Коммуникативные умения, обеспечивающие коммуникативную компетентность



 

1. Умение воспринимать коммуникативные сигналы 2. Умение производить коммуникативные сигналы
Вербальные Невербальные Паралингвистические Вербальные Невербальные Паралингвистические
3. Умение воспринимать экспрессивные сигналы, которые партнер предпочел бы скрыть 4. Умение производить обманные коммуникативные сигналы
Вербальные Невербальные Паралингвистические Вербальные Невербальные Паралингвистические

 

Одним из факторов, обуславливающих гармоничную социально-психологическую дистанцию выступает «успешность общения». Она проявляется «в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов воздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами» [66, с.415].

Психологическими критериями успешности общения, согласно В.Н. Куницыной (2003) следует считать легкость, спонтанность, свободу, контактность, коммуникативную совместимость, адаптивность и удовлетворенность.

На основании экспериментальных данных автор выделила уровни успешности в общении:

1. Уровень мастерства и свободы в общении предполагает высокую совместимость, контактность, гибкость, адаптивность, хорошие навыки и саморегуляцию, отсутствие отчужденности (включенность в социальные связи), отсутствие фрустрированности и напряженности, адекватность реагирования.

2. Лидерский уровень – предполагает экстравертированность, уверенность и удовлетворенность человека своими отношениями в близком кругу люди. Он находят взаимопонимание с людьми, имеют развитое чувство собственного достоинства, владеют разнообразными способами влияния и воздействия на людей, прибегают к манипулированию.

3. Радикально-партнерский уровень характерен для людей, умеющих выслушать и найти общее решение. Такие люди конформны, хорошо работают в группе, обладают высокой эмпатией, самоконтролем и самодисциплиной.

4. Рационально-консервативный уровень свойственен закрытым, расчетливым людям, они мечтательны, плохо контролируют свои эмоции, эмпатия развита недостаточно.

5. Агрессивно-авторитарный уровень отмечается у высоко авторитарных личностей. У них нет достаточной гибкости в способах влияния, свойственна повышенная конфликтность, нетерпение, недоверчивость, отсутствие партнерской ориентации, раздражительность.

6. Уровень невротического одиночества и застенчивости характерен для глубоко одиноких, застенчивых людей, плохо адаптирующихся людей со сниженной саморегуляцией людей, обладающих высокой самокритичностью и неуверенностью [66].

Выделенные уровни общения располагаются в континууме «успешность – неуспешность». Каждый уровень предполагает свою дистанцию и характер межличностных отношений, которые можно расположить на следующей оси «успешность общения (гармоничность отношений, оптимальный уровень психологической близости) – неуспешность общения (дисгармония отношений, отдаленность между субъектами отношений, одиночество)».

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.