Здавалка
Главная | Обратная связь

Программы преодоления одиночества



 

Определенную трудность в исследовании преодоления одиночества представляет то, что оно результирует из экзистенциальной значимости для одинокого человека. Оно возникает в психосоциальных переходных фазах, то есть в биографических ситуациях, в которых мы сами, наша картина мира и модус нашего индивидуального бытия изменяются. Эти фазы характеризуются высокой психической открытостью для всего нового, как для пользы, так и вреда, и связаны с обостренной чувствительностью [143].

Г.М. Тихонов для улучшения эффективности способов преодоления и психотерапии одиночества предлагает учитывать следующие моменты:

● знание о различных формах одиночества;

● учет когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов феномена;

● включение в сферу внимания случайных, сохраняющих, разрушающих и других детерминант одиночества;

● прояснение основных вопросов относительно специфики той или иной ситуации, приводящей к одиночеству;

● обсуждение возможностей многофункциональной стратегии преодоления одиночества.

В соответствии с пониманием одиночества подбирается и стратегия его преодоления.

Если одиночество понимается как реакция на дефицит социальных связей, то необходима такая стратегия, которая фактически устраняет этот дефицит.

Если же одиночество понимается как следствие недостаточной собственной автономии, то требуется стратегия, которая помогает становлению личности, ее независимости от других.

Существующие эмпирические данные о типичных рекомендациях избавления от одиночества, как правило, базируются на самоотчетах одиноких лиц. К числу наиболее распространенных реакций на одиночество относятся:

● прослушивание музыки,

● размышления наедине с самим собой,

● беседа с другом,

● чтение,

● встречи с друзьями,

● принятие пищи.

Факторный анализ реакций на одиночество выявил четыре фактора: 1) «печальная пассивность»; 2) «активное уединение»; 3) «социальный контакт»; 4) «трата денег» [143]. Во многом эти данные соответствуют результатам, полученным при использовании поведенческих коррелятов у одиноких лиц. Исследователи выделяют семь факторов:

1. Чувственно направленные реакции: употребление алкоголя, принятие наркотиков, сексуальная распущенность.

2. Религиозно ориентированные реакции: молитва, чтение религиозной литературы.

3. Поисковые реакции: посещение кинотеатра, игры, танцы, езда на автомобиле.

4. Несоциальная деятельность: чтение, учеба, работа.

5. Рефлектирующее уединение: размышления наедине с собой, одинокие прогулки.

6. Поиски тесных контактов: разговор с другом о своих чувствах и переживаниях, поход куда-нибудь, где могли бы быть верные друзья, проведение времени с человеком, которому можно доверять.

7. Пассивная реакция: сон.

На основании эмпирических исследований Г.М. Тихонов (2006) выделяет два основных способа преодоления одиночества в юности и ранней молодости: 1) завязывание дружеских связей; 2) установление романтических отношений.

«Субъективная удовлетворенность отношениями оказалась лучшим фактором – предсказателем одиночества, чем любая из количественных оценок степени участия в общении. Удовлетворенность дружескими отношениями была теснее связана с одиночеством, чем количество друзей или частота контактов с друзьями. Удовлетворенность отношениями с возлюбленными оказалась лучшим фактором-предсказателем одиночества, чем частота встреч или степень увлеченности. Удовлетворенность отношениями с семьей лучше предсказывала одиночество, чем частота контактов с семьей или удаленность от дома. Таким образом, дружба – особо важное условие предотвращения одиночества у студентов» [143, с.37], что, также соответствует результатам наших исследований

У подростков выделяют следующие способы преодоления одиночества:

1) подчеркивание своей социальной активности;

2) подчеркивание собственной внешности;

3) частая смена партнеров;

4) судорожное цепляние за другого;

5) переориентация целей;

6) обращение вовнутрь.

Основной целью преодоления одиночества у подростков выступает попытка достигнуть принадлежности к какой-либо группе и избежать одиночества.

Овдовевшие и разведенные люди, а также лица, расставшиеся со своим партнером, – это следующая группа, для которой имеются эмпирические данные в отношении преодоления одиночества. Потеря партнера – это трагическое событие, следствием которого является высокая вероятность наступления одиночества.

В этой связи предлагается три основные формы преодоления одиночества:

1) постоянная занятость;

2) создание новых отношений и ролей;

3) осознание собственных сил;

4) контакты с родственниками и друзьями.

Одиночество как следствие потери партнера переживается независимо от того, имеется или отсутствует социальная и эмоциональная поддержка любого вида.

Как пишет Г.М. Тихонов (2006), примеров систематической и профессиональной помощи в преодолении одиночества немного. Медицинское вмешательство и исследовательская работа сосредотачиваются в основном на специфических межличностных проблемах человека. К тому же одиночество вплетено в канву персональных, специфических особенностей человека и часто понималось как коррелят других психических дисфункций.

Таким образом, проблемой одиночества, этого болезненного переживания человеком дефицита его социальных связей, долго пренебрегали.

На сегодняшний день имеется ряд программ, направленных на преодоление одиночества.

Первыми в этом ряду стоят «психодинамически ориентированные программы», которые видят возможность преодоления одиночества в интенсивных контактах между клиентом и терапевтом. Согласно такой точке зрения, одна из задач терапии состоит в том, чтобы клиницист понял значение всего, что сообщает ему клиент, разделив с ним переживания одиночества. При этом он должен внимательно проследить за своим собственным одиночеством. Только при этом условии клиницист может понять всю персональную значимость и символический характер сообщений клиента и на этой основе помочь ему. Психодинамически ориентированные теоретики склонны считать одиночество результатом ранних детских влияний на личностное развитие, поэтому обработка раннего детского опыта имеет существенное значение. Психодинамические подходы не породили большого количества исследований и не дали систематического и детального описания способов лечения одиночества.

В связи с пониманием того, что одиночество результирует из неадекватных социальных навыков, возникает вопрос о том, в какой мере целенаправленный тренинг социальных навыков может способствовать преодолению одиночества.

Во многих работах говорится о «программах улучшения социальных навыков», а экспериментальные исследования подтверждают их эффективность. В основе этих программ лежат поведенческие теории, которые исходят из того, что существует взаимосвязь между поведением одинокой личности, у которой наблюдается дефицит социальных навыков, и реакций на это поведение партнера. В большинстве своем, речь идет о циркулярно возникающем противодействии неадекватному поведению одинокого лица. Заменяя негативно действующие элементы в поведении одинокого человека можно попытаться разорвать этот циркулирующий поток, тем самым изменив социальное поведение одинокой личности и поднять ее значимость для партнера. Речь идет о программах, ориентированных на обучение.

Подобные тренировочные программы обращаются к бихевиористским методикам типа: моделирование, разыгрывание ролей, самонаблюдение, включая видеометоды и домашние задания. Клиенты обучаются таким навыкам, как вступление в разговор, умение делать и принимать комплименты; они учатся регулировать периоды молчания, подчеркивать привлекательность физических данных, повышать роль невербальных методов общения, изучать подходы к физической близости. В этих программах четко прослеживаются параллели к созданному в рамках концепции преодоления страха тренингу уверенности.

Как указывает Г.М. Тихонов, «упомянутые программы тренингов сообщают об определенных успехах, достигнутых в этих области. Однако эти высказывания базируются не на эмпирических исследованиях, а лишь на кажущейся обоснованности. Когда и при каких условиях тренинги являются действительными, а когда их не следует применять, все это еще недостаточно выяснено. Еще одним ограничением таких программ является аспект инициализации социальных контактов. Существующие программы тренинга социальных навыков больше всего делают акцент на новые отношения. Это необходимый исходный пункт для большинства одиноких людей. Однако большое значение имеют также навыки углубления отношений и умение улаживать проблемы [143, с.39].

В основе «когнитивных программ» преодоления и психотерапии одиночества лежит убеждение, что психические трудности и связанные с ними аффективные состояния и их продолжительность в основном определены когнитивными процессами. Эффективным способом преодоления этих трудностей является осознание недостатков собственного мышления, вскрытие дисфункциональных мыслей и их модификация.

Основная особенность когнитивных программ заключается в том, что людей, обратившихся за помощью к психологу или психотерапевту, учат распознавать автоматизм мышления и рассматривать такие мысли как гипотезы, требующие проверки, а не как факты.

Янгразработал программу терапии одиночества. Одиночество можно преодолеть, изменяя лежащие в основе чувств (их поведенческих проявлений) собственные мысли, представления и интерпретации. Точка зрения человека на его отношения в обществе – самая важная детерминанта удовлетворенности человека своими связями и, следовательно, меры испытываемого им чувства одиночества. В контексте этого подхода и в целях терапевтической работы одиночество рассматривалось как развивающийся процесс социальной активности. Это наблюдение нашло свое теоретическое подтверждение в двух основных положениях:

1. Существуют иерархически упорядоченные уровни установления социальных контактов и способов преодоления одиночества у хронически одиноких людей.

2. Следует составить определенный набор когнитивных, эмоциональных и бихевиоральных кластеров одиночества, которые соответствуют этим уровням.

Янг выделил несколько стадий в становлении отношений и в преодолении одиночества. Чтобы достичь каждой из последующих стадий, необходимо уметь управлять предыдущим уровнем. Главные цели на каждой из шести стадий таковы:

1. Преодолеть тревогу и печаль, вызванные одиноким времяпровождением.

2. Чем-то заняться вместе с немногими случайными друзьями.

3. Открыться перед другом, заслуживающим доверия, и сделать этот процесс взаимным.

4. Встретить потенциально близкого, подходящего партнера (обычно представителя противоположного пола).

5. Постепенно углублять интимные отношения с подходящим партнером, особенно через откровенность и сексуальный контакт.

6. Взять на себя эмоциональные обязанности перед интимным партнером на относительно длительный срок.

По мысли Янга, высшие уровни преодоления одиночества гораздо сложнее низших, поэтому люди, которые хотят достичь высших его уровней, должны научиться контролировать низшие уровни, прежде чем им удастся достигнуть этой цели.

Программа Бернса по преодолению одиночества, отличается тем, что направлена больше на развитие социальных связей. Вначале устанавливается различие в понимании фенотипов одиночества и уединения. Затем показываются возможности тренинга социальных навыков. Основной задачей Бернса являлось подвести клиента к тому, чтобы тот стал активно заниматься собой, чтобы устранить односторонние и разрушающие мысли, ощущения и поведение и чтобы стать открытым для контактов с другими. Программа Бернса в своих примерах и упражнениях исходит из интересов тех, кто разочаровался в своем партнере либо не смог построить удовлетворительных партнерских отношений.

Немецкий ученый Вольф также подготовил программу, посвященную преодолению одиночества. Программа содержит конкретные указания по сознательному формированию своего внешнего вида, мимики, осанки, взгляда, а также позитивного мышления о себе и о других. На основе наглядных примеров формулируются легко внушаемые правила поведения, которые могут быть использованы в качестве запоминающихся образцов в апробациях новых перспектив. Программа Вольфа построена на самостоятельном изучении и предназначена только для тех людей, у которых есть воля и упорство победить свое повседневное одиночество.

При профилактике одиночества не следует забывать, что одиночество в силу своей антропологической определенности никогда не устранимо. Профилактическое воздействие поэтому может заключаться лишь в том, чтобы изменить вызывающие одиночество факторы для:

● снижения частоты наступления одиночества;

● удержания в определенных рамках психической нагрузки при переживании одиночества;

● устранения превращения временного одиночества в хроническое;

дифференцированного подхода в общении в случае наступления одиночества.

Профилактические меры могут быть направлены как на специфические, так и на общие признаки одиночества. В последнем случае речь идет о мерах, которые могут в общем улучшить психическое здоровье и тем самым снизить наступление одиночества. Соответственно многофункциональной детерминации одиночества возможны профилактические меры на следующих уровнях: групповом, интерактивном, структурном.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.