Здавалка
Главная | Обратная связь

Технологии конструирования опросников



 

В настоящее время среди разработчиков психодиагностического инструментария факторный анализ является весьма популярной технологией. В связи с этим необходимо рассмотреть возможности этого подхода, а также коснуться сути математико-статистических процедур, применяемых в этих случаях.

Как пишет П. Клайн (1994), целью практически всех видов программ вращения факторов, независимо, являются они ортогональными или нет, является выделение факторов с небольшим количеством высоких нагрузок и большим количеством ничтожно малых нагрузок. Это же является одним из основных критериев простого решения и, по сути факторного подхода, – желаемым результатом. В факторно-аналитическом конструировании тестов этот принцип алгоритма, заложенного в программу, будет приводить к решениям, в которых шкалы многопараметрических тестов будут включать в себя три-пять пунктов. Но такая длина шкалы недостаточна, чтобы она была эффективной [64].

Как отмечает Л.В. Куликов (2003), во-первых, с уменьшением шкалы уменьшается ее дискриминативность – чем короче шкала, тем меньше она дифференцирует обследованных людей по измеряемому параметру.

Во-вторых, короткая шкала имеет мало шансов быть надежной. Здесь важны две причины. Чем меньше пунктов в шкале, тем меньше число ситуаций, в которых может проявляться диагностируемое качество, а также число ситуаций, которые могут быть названы (упомянуты) в качестве примера для рассмотрения. Если вопросы сформулированы в общей форме, без упоминания конкретных ситуаций, то и в этом случае в более короткой шкале испытуемый представит меньше ситуаций. Любая закономерность психики, любое психическое качество имеют вероятностный характер проявления. Это значит, что в разных ситуациях они по-разному представлены и по-разному могут быть замечены, понятны и запомнены человеком. Поэтому при диагностике личностных свойств, состояний, установок на основе субъективно-оценочного подхода необходимо выяснить обобщенные, устойчивые особенности и отношения, а не единичные переживания и жизненные события прошлого и настоящего. Количество вспоминаемых и представляемых ситуаций, на анализе которых основывается самооценка, весьма важно для ее точности и надежности [64, с.22].

Даже если некоторое психическое качество весьма выражено у данного испытуемого, всегда есть вероятность, что в ситуациях, описываемых пунктами или представляемых самим испытуемым, оно не обнаруживается, например, из-за того, что вытесняется из сознания. Оно может восприниматься субъектом как нежелательное и контролироваться им достаточно успешно. Возможно, что качество выражено слабо, но в ряде ситуаций успешно компенсируется или замещается. В этих случаях увеличение количества вопросов в шкале создает основу для более точного выявления качества.

Чтобы эти причины не могли оказать значительного влияния на результат измерения, в конструируемой шкале длина должна быть минимум семь-девять пунктов, а при двух альтернативных ответах минимум должен быть еще увеличен.

Таким образом, направление факторного анализа по весьма важному параметру – количеству объединяемых в одном факторе переменных – не отвечает целям разработчика теста. Отход от простого факторного решения не перечеркивает целесообразность его применения, но увеличивает субъективность в выборе лучшего окончательного варианта и, тем самым, ослабляет достоинство применяемого математического аппарата [64, с.23].

Факторный анализ может помочь выявить некоторую общую причину ряда наблюдаемых признаков. Но природа этой причины, ее внутреннее строение и связи с множеством других явлений действительности факторному анализу недоступны.

Кроме того, «факторное решение уже потому зависимо от исследователя, что оно всегда является решением для данного набора признаков – для набора, сформированного самим исследователем. Чем больше факторов желает выявить исследователь, тем больше это субъективное влияние» [64, с.24].

А.В. Брушлинский (1978) также отмечал, что использование факторного анализа как основной процедуры построения опросника недостаточно оправдано также и в связи с тем, что между отдельными свойствами личности невозможно провести ясную разделяющую линию. Психические процессы и структуры неделимы и нерасторжимы, они проникают друг в друга, одна структура психики является необходимой частью другой [27].

Как отмечает П. Клайн, факторный анализ ориентирован, прежде всего, на выделение общего фактора. Это одно из оснований для пошагового выделения в ходе факторного анализа из массива переменных общего фактора на каждом шаге и удаления принадлежащих к нему переменных из дальнейшего анализа.

Все это применимо к такой области, как диагностика параметров социально-психологической дистанции в межличностных отношениях, одним из которых выступает переживание одиночества.

Не ставя под сомнение целесообразность использования математико-статистических методов, надо сказать, что в настоящее время заметна некоторая «сакрализация» математико-статистических процедур – неоправданное преувеличение их роли и значения в психологическом исследовании [64, с.25].

Как отмечает Л.В. Куликов, необходимо помнить, что «научная интуиция требует глубоких знаний, является плодом многих усилий, требует опыта. Ни одной творческой задачи невозможно решить, следуя на каждом шаге лишь правилам и алгоритмам. Любой аналитик или разработчик в своей работе периодически вынужден принимать решения, опираясь на интуицию» [64, с.25].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.