Психология эмоций и волевой сферы
Задания по теме
1). Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современной психологии эмоций. Напишите, какие правильны, а какие нет – и объясните, почему. 1. Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики будут исчезать. 2. Человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот. 3. Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций. 4. Чувства непередаваемы языком слов и движений. 5. Без эмоций невозможны познание и деятельность. 6. Разум всегда способен взять верх над эмоциями. 7. Эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных.
2). Обобщите смысл приведенных высказываний. Определите, что общего и различного в эмоциях и чувствах. 1. Эмоции – это есть работа инстинкта, а чувства – горечь, печаль и т.д. – это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий… Чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе. (По И.П. Павлову) 2. Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта, мировоззрения и ее социальных отношений. (Б.Д. Парыгин)
3). Объясните, почему … 1. когда мы повторяем слово «лимон», во рту становится кисло? 2. чтобы подавить вспышку гнева, неплохо сосчитать до десяти? 3. для поддержания бодрости люди иногда насвистывают? 4. если весь день просидеть с унылым видом, вздыхая и отвечая на вопросы мрачным голосом, то охватит меланхолия? 5. если думать и говорить, что сейчас стошнит, то это может и проиойти? 6. К.С. Станиславский советовал студентам в драматических сценах думать о чем-то грустном и плохом, чтобы вызвать вполне ареальные слезы?
4). С какими из приведенных тезисов можно согласиться (отметьте знаком плюс), с какими нельзя (объясните почему), какие тезисы нуждаются в уточнении (напишите уточненный вариант)? 1. Под воздействием эмоций нарастает продуктивность деятельности. 2. Под влиянием эмоций усиливается тенденция к фантазированию. 3. Эмоции снижают страх перед неизвестным. 4. Эмоции снижают внимание к деятельности. 5. Обилие эмоций разрушает мыслительную деятельность. 6. Страх – это всегда следствие недостатка информации. 7. В момент удивления отсутствуют мысли. 8. Эмоции нужны для приспособления к окружающей среде. 9. По закону Йеркса-Додсона, деятельность не достигает успеха, когда человек относится к ней отрицательно либо когда он относится к ней чрезмерно положительно.
5). Определите, какие волевые качества (длительность волевого усилия, возбудимость волевого усилия, способность к задержке, длительность волевого усилия, энергичность действия и др.) проявились в каждой из описанных ситуаций. 1. Согласно преданию, греческий воин, пробежав более 40 км из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым на городской площади. 2. Конструктор А., учась в школе, плохо чертил и решил совершенствовать свои умения. Для начала он стал заниматься в чертежной группе. Поскольку занятия проводились по понедельникам, ему приходилось каждое воскресенье проводить за чертежами. Много раз ему хотелось бросить, но он чертил, переделывал каждую работу по 5-6 раз. Через два года занятий учитель черчения назвал его чертежи лучшими в городе. 3. Десятиклассник Б., возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, услышал слабые крики о помощи и увидел двух барахтающихся в обломках льда ребятишек. Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду. 4. Шестиклассник В., чтобы развить свою волю, часто прибегал к такому приему: прерывал чтение интересной книги на самом захватывающем месте и не прикасался к ней 2-3 дня. 5. Героиня романа Р. Мерля «Под стеклом», чтобы преодолеть свою робость, застенчивость и слабоволие, писала себе жестокие приказы и развешивала их на стенах своей комнаты, снимая только тогда, когда приказ был выполнен.
6). Продолжите приведенные высказывания о связи эмоциональных состояний с болезнями 1. При постоянном подавлении вспышек гнева развиваются … 2. Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет … 3. В 80% случаев инфаркта миокарда ему предшествовали … 4. Сердце чаще поражается … 5. Болезни печени связаны с частыми переживаниями … 6. Болезни желудка связаны с частыми переживаниями …
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|