Исследование самооценки
Инструкция: каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет, символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На странице нарисовано 7 таких линий. Они обозначают: 1 – здоровье 2 - способности 3 – характер 4 – авторитет у сверстников 5 –- умение многое делать своими руками, «умелые руки» 6 – внешность 7 – уверенность в себе. /под. каждой линией написано, что она обозначает/.
На каждой линии черточкой отметь то как ты оцениваешь у себя развитие этого качества в настоящий момент. После этого крестиком (X) отметь, при какого уровне развития этих качеств, сторон, ты был бы удовлетворён собой или почувствовал гордость за себя. Итак: (—) - уровень развития у Вас качества, стороны личности в настоящий момент. (X)- такой уровень развития качества, к которому Вы стремитесь, достигнув которого. Вы будете удовлетворены собой Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой: личности от низшего уровня /нижняя точка/ до наивысшего /верхняя точка/. НАПРИМЕР: в линии "здоровье" нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя - абсолютно здорового. ЗАДАНИЕ: далее изображено 7 линий, длина каждой - 100 мм., с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина – едва заметной точкой. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ: методика может проводиться как фронтально /с целым классом или группой/, так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу: пройдя по классу посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно и больше ни на какие вопросы не отвечать. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12_минут. Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание: – сильное возбуждение, - демонстративные высказывания о том, что работа "глупая", - "я это, не обязан делать", - отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь внимание, а также очень быстрое и медленное выполнение задания /с разницей не менее 5 минут/ - все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов. ОБРАБОТКА РЕ3УЛЬТАТ0В: Обработке подлежат ответы на 6-ти линиях /шкалах/.. Шкала "здоровье" рассматривается как тренировочная и не учитываются, или в случае необходимости анализируется отдельно. Как. уже отмечалось размеры каждой шкалы равны 100 .мм: в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, •для удобства выражаемую в баллах /н-р, 54мм.= 54 балла/
Обработка включает в себя следующие этапы: 1. По каждой из 6-ти шкал определяются: а) уровень притязания /УП/ в отношении данного качества, по расстоянию – в мм. от нижней точки шкалы /"0"/ до знака"X". б/ высота самооценки /СО/ - от "О" до знака“—“ в/ величина расхождения между уровнем притязание и самооценкой - разность между величинами характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака "X" до знака "—", в тех случаях, когда УП ниже СО, результат выражается отрицательным числом. Записывается значение каждого их 3-х показателе /УП, СO, величина расхождения между ними /в баллах по каждой шкале. 2. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем шкалам 3. Определяется стелень дифференцированности УП и СО: их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки "—" /для определения дифференцированности СО /и все значки "X"/ для определения дифференцированности УП/. Получаемые профили /см. рис.1/ наглядно демонстрируют различия в оценке школьником сторон своей личности. В тех случаях когда необходима качественная характеристика дифференцированности /н-р, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса/, можно использовать разность между МАКС. И МИНИМ. значением. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом. Следует отметить, что чем выше дифференцированносеть показателя, тем бо-лее условной оказывается средняя мера и соответственно тем меньшей значение она имеет. При очень сильной дифференцированности, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие - очень низко, анализ средней меры по существу, теряет смысл и может быть использован лишь для ориентировки. 4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже СО, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью /указывается только СО или только УП/, ответы выходят да пределы шкалы /знак становиться выше верхней точки и немного ниже нижней/, используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.п.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|