Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

МИНИСТерство культуры РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

Кино и телевидения»

 

Институт экранных искусств

Факультет творческих экранных профессий

Кафедра телережиссуры и тележурналистики

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

К дипломному проекту

 

по специальности 071101 «Режиссура кино и телевидения»,

квалификация «Режиссер телевизионных программ»,

 

студентки группы 7852 Каториной Анны

 

На тему:

«Разработка и реализация проекта

Телевизионного документального фильма»

«Простая история»,

хронометраж – 13 мин. 50 сек.

 

Проект допущен к защите в ГЭК:

 

Заведующий кафедрой ___________________ Кривонос Александр Петрович

 

Руководитель

дипломного проекта: ___________________ Потемкин Сергей Витальевич

Консультанты: _______________________/____________________/_________________

 

Защита состоялась «____» декабря 2013 г. Оценка_________________________

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

дипломного фильма

«Простая история»

Студентки группы № 7852 СПбГУКиТ Каториной Анны Игоревны

(Ф.И.О.)

Введение

 

Фильм можно отнести к жанру портретного очерка, с элементами эссе. Темой фильма выбрана тема женской доли. При съемках я старалась использовать собственный опыт, так как сама выросла в неполной семье и, как мне кажется, мне легче понять Варю .

Целью является передача живого образа моей героини на экран – вечно спешащей, деловой, но в то же время очень женственной. Для этого необходимо охватить все сферы жизни Вари: работа на скорой помощи, преподавание в колледже, ее обстановка дома, отношения с сыном.

Идея фильма – используя метод наблюдения, добиться эффекта присутствия зрителя. В моей работе появляется “лирический герой” – автор фильма, то есть я сама. Мое появление - осознанно, добавляет фильму больше личного.

С Варей мы знакомы год. С ее сыном Сережей – чуть меньше.

Задачами являются:

1. Приобретение опыта создания проекта фильма:

1.1 Написание синопсиса

1.2 Написание сценарно-режиссерской разработки

1.3 Приобретение опыта работы с руководителем диплома: художественное руководство и редактура.

1.4 Приобретение навыков питчинга, работы в творческой группе.

 

2. Съемки фильма:

2.1 Усовершенствование навыков съемки(оператором была я сама).

2.2 Получение опыта работы со звукозаписывающим оборудованием.

2.3 Опыт общения с героями

 

3. Постпродакшн:

3.1 Совершенствование навыков работы в монтажной программе: Adobe Premier Pro, Adobe After Effects.

3.2 Получение опыта работы в программе монтажа звука – Adobe Audition.

 

4. Подготовка фильма

4.1 Соблюдение стандартов создания титров

4.2 Изготовление и сдача исходных материалов и документации

4.3 Опыт работы с рецензентом

4.4 Опыт устной презентации работы (защита)

 

 

Основная часть

Опыт создания дипломной работы

1. Создание постановочного проекта

 

Из личного опыта: мои родители развелись, когда мне было 3 года. Для девяностых ситуация довольно типичная. Мою маму никто не осуждал, наоборот, ее поддержали и вселили уверенность в своих силах. Я не помню своих чувств тогда, в период развода, так как я была слишком маленькой, но я отлично помню свое желание видеть отца. До семи лет мы с ним встречались регулярно – он брал меня к себе пару раз в месяц, мы ходили в театр, гуляли или навещали вторую бабушку. Но неожиданно все прекратилось – у папы появилась другая семья, другая дочь, и в один день он просто не приехал за мной.

 

У меня не было никакой ревности к отцу из-за сводной сестры, наоборот, я получала удовольствие от общения с ней. И потом я долго не могла понять, почему же я вдруг стала не нужна.

Моя мама казалась мне строгой, она не баловала меня, ругала за провинности. А папа ни за что не ругал и был хорошим. Хотя сейчас я понимаю, как много сделала для меня мама и как тяжело ей было одной воспитывать ребенка.

 

Мою героиню зовут Варвара, ей 30 лет, она красивая темноглазая брюнетка. С первого взгляда замечаешь ее дружелюбие: на лице – улыбка, речь быстрая, Варя постоянно шутит, иронизирует над собой, а о своей работе готова говорить бесконечно: вспоминаются случаи из практики, забавные и не очень.

 

Изначально я хотела снимать фильм (курсовую работу) о бригаде врачей скорой помощи и стала искать тех, кто бы согласился мне помочь и взял бы с собой на работу.

Дело это довольно деликатное – все-таки мне придется заходить в жилые квартиры, и не каждый обитатель готов сниматься, особенно в такой момент – скорую вызывают, когда человеку плохо, ему явно не до кино.

 

Вторым препятствием мне виделись коллеги. Вдруг кто-то не согласится? И у него будет на это право.

 

Третий “камень преткновения” – это начальство. Но насчет начальства я почему-то волновалась меньше всего.

Через некоторое время мне улыбнулась удача: через общих знакомых нашлась девушка-фельдшер, готовая сниматься. Ей и оказалась Варя. Общие знакомые не обманули – она действительно произвела на меня очень приятное впечатление.

 

Идея снять фильм про работника скорой помощи возникла случайно — в 2012 году в журнале «Русский репортер» вышла статья про сельского врача-хирурга. Она меня поразила и я загорелась мыслью найти героя-врача, живущего в провинции. Но желающих сняться в фильме я не нашла и решила отложить эту тему на будущее. Но в процессе поиска я познакомилась с работником скорой помощи — Варей. Изначально я думала снимать коллективный портрет, про отдельно взятую бригаду скорой помощи. Вероятно, у меня было неверное представление об организации работы на скорой, а может быть, мне просто не повезло. На 106 подстанции нет «постоянных» бригад, работают так, как поставят в график. Всего на подстанции работает около 30 врачей и фельдшеров.

 

Как в любом коллективе, здесь есть свои симпатии и антипатии. Варя- человек бесконфликтный, но даже и у нее есть свои предпочтения: один врач все время нервничает, повышает голос, работать с ним тяжело. Другой, наоборот, спокойный. И это спокойствие передается ей. Работать приходится с разными врачами, это усложняет мою работу как режиссера.

Даже договариваться с Варей было тяжело — в последний момент что-то могло сорваться и пойти не так, что, конечно, держало меня в напряжении. Поэтому я приняла решение снимать фильм-портрет про одну Варю.

 

Год назад у меня не было четкого представления о дипломе, но нужно было снимать курсовую.

На курсовую я решила снять портретную зарисовку, не вдаваться в личную жизнь героини, больше времени уделить ее работе, уложить события в один день. Начать со скорой, с ночной смены, включить фрагменты общения с коллегами-врачами и фельдшерами скорой. Они рассказывали много историй из врачебной практики, иногда совершенно жуткие, иногда — смешные. Негатива к себе я не встретила, в основном все были настроены дружелюбно.

 

2. Возникающие проблемы

 

Я уже знала, что Варя работает не на одной работе и попросила разрешения поснимать ее и там. На самом деле, на тот момент, Варя работала не на двух, а на трех работах.Она подрабатывала на соседней подстанции старшим фельдшером. Но обстановка там была не самая располагающая — Варю там не любили, коллектив был довольно склочный, снимать ее там она не разрешила.

Варина третья работа — преподавание в колледже. Там никаких проблем не возникло — ее студентов просто поставили перед фактом, что я приду на занятие.

 

Сценарий писать было очень сложно, так как я не очень представляла себе, что будет происходить. Поэтому я наметила себе примерный план — снимать все интересное, разговоры с пациентами. Критерий интересности определить тоже было сложно — мне было интересно все, поскольку этой темы я коснулась в первый раз.

 

Еще нужно было придумать, что говорить пациентам в квартирах, с минимальной вероятностью отказа. Варя подсказала такой вариант: говорить, что я тоже сотрудник и снимаю качество работы скорой помощи. В случае отказа, съемка, конечно же, вестись не будет. Забегая вперед, могу сказать, что, действительно, люди соглашались и не волновались.

В общем на скорой я провела около 5 дней. Один день — в колледже.

 

3. Курсовая как часть диплома

 

Монтаж пришлось делать, опираясь на последовательность — утро — день — вечер. В процессе монтажа курсовой постепенно вырисовывался проект диплома — в Варином образе бегущей и спешащей девушки не хватало очень важной части ее жизни: сына.

 

С Сережей мы познакомились дома у Вари. Парню на тот момент было 6 лет. Вскоре он должен был идти в школу, но сначала — выпускной в детском саду. Монтажно получилось так, что Варя работает с ночи, потом бежит домой, отводит сына в садик, спешит на вторую работу, опаздывает на выпускной сына в детском саду, потом они вместе торопятся домой.

 

В диплом же мне хотелось добавить отца Сережи — бывшего мужа Вари, его бабушку, школу (Сережа 2 сентября этого года пошел в школу). Хотелось коснуться Сережиных отношений с отцом.

Мне хотелось, чтобы отцовское безразличие читалось в фильме. Снимать его было проблематично- Варя сама этого не хотела.

 

Наша встреча с ним произошла случайно — он пришел на День Знаний к сыну в школу, хотя никто его не ожидал. Потом он напросился в гости к Варе, Сережа тоже хотел побыть с папой, и она разрешила ненадолго прийти к ним домой. Его я знала только по Вариным рассказам — что он пьет, принимает наркотики и распускает руки. Очень жаль, что отца в фильме совсем немного — 2 сцены.

Хотелось, чтобы от фильма оставалось светлое ощущение, я старалась избегать «чернухи», в каждой судьбе можно найти много белого и черного, у моей героини тоже не все гладко, но она прекрасно справляется с трудностями и этим заслуживает уважения.

 

4. Съемочный период

 

Для съемок я выбрала свой фотоаппарат, для записи звука был использован накамерный микрофон — пушка. Сами съемки были растянуты во времени. Скорая снималась зимой 2013, колледж — весной, дом — весной и летом, школа — осенью.

 

Снимать я решила сама, так как на скорую второго человека точно бы не пустили. Постепенно Варя стала привыкать ко мне и доверять. Начала рассказывать пробывшего мужа и, как мне кажется, при постороннем человеке ей было бы некомфортно. В своем фильме я использовала прием внутрикадрового монтажа. С фокусом на фотоаппарате управиться довольно сложно, поэтому много кадров пошло в брак из-за расфокуса. Также был психологический момент: неудобно снимать дома у незнакомых людей. Получалось, что согласия на съемку в фильме они не давали, из-за этого я чувствовала себя не очень хорошо.

 

Мы ездили на вызовы с несколькими врачами: первый сначала согласился сниматься, но через день стал мешать съемкам. Я не могла понять, в чем дело. Варя мне объяснила. Оказалось, человек просто боялся сделать что-то не так, а потом его ошибку увидело бы начальство. Тогда мне все стало понятно, хотя мнение о нем испортилось. Благородство-благородством, но врач — должность, зависимая от государства, и в случае чего — человек может просто остаться без работы.

Но все люди разные. Тимур, который говорит, что «работать без косяков у нас может только Путин», ничего не боится.

На следующий день мы поехали уже с другим врачом, Сашей. Он оказался очень спокойным и хорошим, много шутил.

 

На подстанции медики повели себя по-разному: кто-то сразу ушел, кто-то, наоборот, пришел и стал центром внимания. Я благодарна этим людям, так как без них фильм бы не получился таким живым. И особенно благодарна начальству подстанции! Удивительно, но они не потребовали ничего: ни письма из Университета, ни обязательства показать фильм. Было достаточно лишь личного разговора.

 

Съемки на скорой были самыми тяжелыми в психологическом плане, остальное мне казалось значительно легче. Некоторые моменты приходилось провоцировать — выводить варю на разговор о бывшем муже, говорить с Сережей о папе. Но, дело в том, что как только речь заходила о муже, Варя сразу косилась на камеру и говорила «не в кадр», поэтому многие ее откровения попросту не записаны.

Не знаю, права я или нет, опуская камеру, может, стоило больше уговаривать свою героиню,быть тверже, ведь это делается ради фильма.

Хотелось избежать постановочных интервью, где человек что-то рассказывает, и присутствие камеры чувствуется. Хотелось снять так, чтобы зритель почувствовал себя внутри фильма, погрузился в атмосферу. И на съемку дома, конечно же, нужен был оператор. Я посчитала, что справлюсь сама, но вести беседу и снимать одновременно очень сложно. Герою тоже не комфортно: он хочет смотреть в глаза, а не в объектив камеры, а автор — оператор думает, в фокусе ли у нее картинка и косится на фотоаппарат. В следующий раз буду брать с собой оператора.

 

Очень мало получилось поснимать отца — Варя не хотела с ним встречаться, а на День Знаний он пришел без приглашения. В фильме он появляется всего в 4 кадрах: на линейке (жует жевачку и ухмыляется, в фойе школы (прижимает сына к себе), дома у героини (играет с сыном, пинает его, называет лошариком и другими обидными словами) и на кухне (пьет лимонад).

Отец (его тоже зовут Сергей), производит негативное впечатление. Многое не попало в объектив: как они шли с сыном из школы, отец матерился, всячески его обижал, а ребенок думал, что это игра и копировал такое поведение.

 

Еще в фильм не вошла мама Вари. Мне очень хотелось ее поснимать, но она живет в другом городе и приезжает только раз в год. Снять я не успела, потому что меня в это время не было в Санкт — Петербурге. Сначала я расстроилась, но сейчас понимаю, что эпизод с ней не так уж и важен. Заявочные кадры были сняты в другом районе — возле Лиговского проспекта, около другой подстанции скорой помощи. Проезжающие скорые мы «ловили» целанправленно у нее.

 

Должна признаться, что со звуком в моем фильме большие проблемы, особенно в части «Скорая помощь», из-за неправильно выстроенных настроек на фотоаппарате, но в дальнейшем, осознав причину, этих проблем с записью удалось избежать.

 

В основном съемка велась с плечевого упора — рига, но бывали моменты, когда риг раскладывать не было времени, и съемка велась с рук. Сейчас я понимаю, что снимать со стабилизацией нужно всегда, иначе может не спасти даже монтаж.

 

5. Монтаж

 

Основной проблемой стала «прыгающая» картинка, нуждающаяся в стабилизации. Сам монтаж я делала в программе Adobe Premiere, цветокоррекцию помог сделать плагин Colorista и встроенные фильтры (в основном были задействованы яркость-контраст , баланс цветов и баланс белого).

Стабилизацию помогла выполнить программа Adobe After Effects.

Самыми неудачными я считаю кадры дома, в комнате. Они очень желтые, даже после цветокоррекции.

 

В дипломный вариант работы вошли не все части курсовой: было решено полностью убрать эпизод детского сада, убрать врачебные байки. Истории интересные, но занимают слишком много времени. Поскольку фильм называется «Простая история», я выбрала простые титры — белые буквы на черном фоне.

 

Фильм имеет круговую композицию — начинается с кадров города и заканчивается ими же. Этим я хотела показать цикличность, некоторую однообразность Вариных будней. Все происходящее снималось в разные дни, но монтажно можно выделить 2 части — насыщенный день до 1 сентября и 1 сентября.

Фильм все же подчиняется логике — начинается с раннего утра (конец Вариной ночной смены) и заканчивается вечером, когда героиня читает вместе с сыном книжку. Кадр с диском был снят значительно позже, после всех основных съемок. Хотя меня там и нет визуально (только голос), в конце зритель видит мою руку, вытаскивающую диск из дисковода.

 

Я старалась избегать всевозможных эффектов, лишь один раз я использовала перекрестный наплыв, и то эффект был использован не просто так, а чтобы показать, что прошло время (перед кадром календаря).

 

Музыка в фильме не используется, только шумы города. Чтобы кадры склеились, я просила героиню одеваться одинаково, и , по-моему, разницы в ее внешнем виде нет.

 

Это восьмой вариант монтажа. Первоначальная версия была около 40 минут, все казалось очень важным, но, «лишний метр в корзину улучшает картину». Поэтому финальная версия — всего 14 минут (вместе с титрами). Пересмотрев материал несколько раз, я поняла, что не заметила несколько хороших кадров и взяла их в финальную версию. Свежий взгляд пошел на пользу фильму.

 

Промежуточные варианты были опробованы на одногруппниках и друзьях, то есть ребята были моей фокус — группой. Смотря на их реакцию, я думала, что нужно убрать, а что, наоборот, добавить. Процесс монтажа шел тяжело еще потому, что я еще никогда не работа с таким большим объемом материала. Сначала нужно было все отсмотреть и выбрать главное, потом сложить вчерновую в монтажной программе, а потом строить фильм драматургически.

 

Сценарно — режиссерская разработка была у меня довольно свободная, что давало возможность импровизировать, в том числе и на монтаже. Свежий взгляд преподавателей и друзей помогал строить структуру фильма, определяться с его частями. Хотелось избежать «клиповости», получить больше кадров, заставляющих задуматься, даже используя простые перебивки. Иногда это удавалось, иногда — нет.

 

6. Подготовка фильма к защите и работа с художественным руководителем.

 

Слабое место моего фильма было в конфликте. Как такового конфликта не было, из -за этого фильм мог показаться скучным. Также было много дублирующегося материала, что тоже не шло на пользу.

 

С художественным руководителем было принято решение о перестановке смысловых акцентов. Фильм был сокращен и перемонтирован.

Четкое понимание идеи и сверх-задачи помогло мне расставить кадры в верной последовательности.

 

Зациклить фильм с помощью кадров города было решено уже после беседы с преподавателями. В канву фильма был вплетен лирический образ автора — он следует через фильм, но лишь звуча, а не появляясь в кадре. Закадровый текст был написан от первого лица для передачи личных отношений с героиней — мы с ней подруги.

 

В конце фильма я вставила диск — как возвращение в настоящее.

 


 

Заключение

 

Проделав данную работу, я приобрела опыт создания проекта фильма – зрелого синопсиса и зрелой сценарно-режиссерской разработки. Научилась работать с большим количеством материала, поняла принцип его организации.

 

Приобрела личный опыт от общения с врачами на скорой помощи, а также опыт общения с героем фильма.

 

Теперь я знаю, что нужно говорить, когда просишь разрешение на съемки. Поскольку фильм снимала я сама, то я еще и получила навык обращения с видео и аудио аппаратурой, а также дальнейшего монтажа.

 

Приобрела навык работы с художественным руководителем. Попробовала писать закадровые тексты, читала их тоже сама.

 

Опыт считаю ценным и нужным для дальнейшей работы.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.