Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы обучения и преподавания (малые группы, дискуссия,сит.задачи, работа в парах,презентации, кейс-стади и т.д.)



Пассивный метод- опрос, объяснение.

Активный метод (Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов. работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами.)

Интерактивный (решение ситуационных задач, работа в группах, блиц-опрос, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, критическое мышление, мини-исследования и т.п.)

Литература:

Основная:

1.Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2005. - 734 с.

2.Медицинская микробиология, вирусология, иммунология (под ред. Воробьёв А.А) МИА., Москва, 2004.- 690с.

3.Коротяев А.И, Бабичев С.Л. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.: Спец. лит, 2000. - 591 с.

4.Медицинская микробиология /Гл.ред В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2006. — 1200 с.

5.Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002. - 352 с.

6.Компьютерная программа "Диаморф" - "Медицинская микробиология" - атлас-руководство по бактериологии микологии, протозоологии и вирусологии под редакцией акад.проф. Воробьева А.А.

7.Дикий И.Л, Сидарчук И.И. и др. Микробиология. Руководство к лабораторным занятием. Киев, 2004, 583 с.

Дополнительная:

1.Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.В., Фрейдлин И.С. Руководство клабораторным занятиямпо медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. - М.: Медицина, 1993.

2.Н.Красилыников А II. Справочник по антисептике. - Минск. - Выс шк.- 1995. - 367с.

3.Галактионов В.Т. Иммунология. - М. - Изд. "РИЦ МДК". - 2000. – 487с.

4.Воробьев А.А. "Микробиология, иммунология". - М.: МИА, 2002.

5.Воробьев А.А., Кривошейн Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарнаямикробиология. - М.: Издательский центр "Академия" – 2003. – 464 с.

6.Аравийский Р.А., Горшкова Г.И. Практикум по медицинской микологии. - С-Пб. - 1995. - 50 с.

7.Всант P., Мосс У., Уивер Р. Определитель нетривиальных патогенных грамотрицательных бактерий (аэробных и факультативно-анаэробных). - М.: Мир, 1999. – 791 с.

8.Внутрибольничные инфекции // Под ред. Р.П.Венцелла. - М.:Медицина, 1990.- 656 с.

9.Саттон Д., Фотергилл А., Ринальди М. Определитель патогенных и условно-патогенных грибов. - Изд. Мир, 2001. - 470 с.

10.МаянскийА.Н.Микробиология дляврачей. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 1999. — 400 с.

11.Котова А.Л. Клиническая микробиология: Методические указания.-Алматы, 2004.- 162с.

12.Тец В.В. Справочник по клинической микробиологии – СП Стройлеспечать. – 1994.– 224 с.

13.Определитель бактерий Берджи /Под ред Д.Хоулта, Н.Крига, П.Снитаи др.// М.: Мир, 1997. - в 2 томах.

14.Вопросы общей вирусологии, под ред. Кисилева И.О. Санкт- Петербург, 2007, 375 с.

15.Поздеев О.К. Медицинская микробиология: Учеб. О.К.Поздеев; под ред. В.И.Покровского.-2-е изд.испр.-М.:ГЭОТАР-МЕД,2004.-768 с

На казахском языке:

Основная:

1. Медициналық микробиология , Алматы,2011,683 б Рамазанова Б.А, Кудайбергенұлы К.К редакциялаумен.

2. Б.А. Рамазанова, А.Л. Котова және т.б. Микроорганизмдер морфологиясы.(оқу- әдістемелік құрал) Алматы,2007, 131б.

3. Б.А. Рамазанова, К.К Құдайбергенұлы, А.Л Котова. Инфекция туралы ілім.(оқу-құралы) Алматы 2007,111 б .

4. Б.А.Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микроорганизмдер физиологиясы. (оқу - әдістемелік құрал). Алматы,2007, 126 б.

5. Б.А. Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микроорганизмдер экологиясы. (оқу- құралы). Алматы, 2007, 95 б.

6. Б.А. Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микробтарға қарсы қолданылатын препараттар (оқу- құралы) Алматы, 2007.,47 б.

7. Микробиология және вирусология (жалпы бөлімі): Оқу құралы /Ү.Т.Арықпаева, К.Х.Алмағамбетов, Н.М.Бисенова, Н.Б.Рахметова, Г.Д.Асемова, Койшебаева К.Б., Бисимбаева С.К., Калина Н.В./. 1-ші басылым. (Медициналық және фармацевтикалық мамандық бойынша жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған оқу құралы) - Астана, 2005. – 208 б.

8. «Микроорганизмдердің морфологиясы» оқу құралы, Астана, 2004, 32б.; Микробиология және вирусология (жеке бөлімі): Оқу құралы /Ү.Т.Арықпаева, К.Х.Алмағамбетов, Н.М.Бисенова, Ә.Ө.Байдүйсенова, Н.Б.Рахметова, Г.Д.Асемова /1-ші басылым. (Медициналық және фармацевтикалық мамандық бойынша жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған оқу құралы) - Астана, 2006. – 199 б.

Дополнительная:

1. Жалпы микробиологиядан лабораториялық сабақтар бойынша оқу-әдістемелік құрал (А.Л. Котованың ред.). – Алматы, 1997.

На английском языке:

Основная:

1.Richard V Georing, Hazel M Docrell, Mark Zukerman, Derek Wakelin, Ivan M Roit, Cedric Mims,Peter L Chiodini “Medical Microbiology”,4th Edithion, 2008, UK, p.656.

2.Jacquelyn G Black “Microbiology”,7 th ,WILEY,2010,p.846

3. Patric R Muray,Ken S Rosenthal, Michael F Pfaller “Medical Mcrobiology”,5th Edithion, 2008,p.962

4. Cedric Mims, Hazel M Docrell, Richard V Georing , Ivan M Roit, Derek Wakelin, Mark Zukerman, “Medical Microbiology”,3th Edithion, 2004, ELSEVIER MOSBY, p.659.

5. Geo F Brooks,Kaaren C Carroll, Janett S Butel, Stephen F Morse,24th Edithion, JAWETZ,MELNICK&ADELBERG^S

6. Mark Gladwin, Bill Trattler, “Clinical Microbiology”, 4th Edithion, MedMaster, Miami, 2007, p.393.

7. Anathanarayan R., Paniker C.K.J. Text book of microbiology. Orien Longman. Seven edition, 2005.

8. Medical microbiology. Ed.by Inta Ozols. Elsevier Mosby, 2004.

Дополнительная:

1.Robert M Diamond “Designing Assessing Courses and Curricula”, 3th Edithion,Jossey-Bass,2008,p.487

2.Patric Leonardi “Microbiology Study Guide: Key Review Questions and Answers”, Silver Educational Publishig,2005,p.78

3.N.Cary Engelberg,Victor DiRita,Terence S Dermondy, “Mechanisms of Microbial Disease” , 4th Edithion,Lippincton Williams&Wilkins,2007,p.762

4.William F Strohl, Harriet Rouse, Bruce D Fisher, “Microbiology”, Lippincton^s,2001,p.516

5.Jawetz, Melnic & Adelberg. Medical microbiology. Singapore. 2004.

6.Arora D.R. Text book of microbiology. CB. 2001.

7.William A. Stradit, Harriet Rouse, Bruce D. Fisher. Microbiology. 2001, Lippencott, Williams and Wilkins

8.Black Jacquelyn G. Microbiology. Principles & Applications, 1996 by Prentice-Hall, New Jersey

9.Medical microbiology. An introduction to Infectious Diseases. Ed. by Ryan Kenneth J. Appleton and Lange. Stamford, Connecticut, 1998.

10.Toni Hart, Paul Shears. Atlas de Roche de Microbiologie. - Paris., 1997.- 314р.

Контроль ( вопросы,тесты, задачи и пр):

Вопросы:

1. Ферменты бактерий

2. С какой целью изучают ферменты у бактерий

3. Какие ферменты изучают у бактерий

4. Какие ферментативные свойства изучают у бактерий?

5. Практическое использование биохимической активности микроорганизмов для диагностики инфекционных заболеваний

6. Методы идентификации бактерий.

7. Что такое "пестрый ряд" Гисса?

8. Как определяется способность ферментировать белки?

9. Как определить выработку индола, сероводорода?

10. Механизм действия дифференциально - диагностических сред Эндо, Левина, Плоскирева.

11. Какие ферменты участвуют в процесса аэробного дыхания?

12. По каким признакам проводится идентификация чистой культуру микроба?

13. На каких средах определяют ферменты?

Ситуационные задачи:

1. Произвести посев исследуемой культуры на 20% желатин. Через сутки в столбике желатина наблюдается разжижение. Какой фермент определяется?

Ответ: Протеолитический фермент

2. При посеве микроба на среды Гисса через сутки термостатирования, отмечено помутнение среды, но цвет не менялся. Что можно предположить?

Ответ: Микроб вырос, но сахаролитическами фермерами не обладает.

3. При посеве микроба на среды Гисса изменился цвет среды в пробирках с глюкозой, лактозой, маннитом, в поплавке - газ. О чем свидетельствуют эти изменения?

Ответ: 0 наличил у микроба сахаролитического фермента, рас­щепляющего углеводы до кислоты и газа.

4. При посеве воздуха седиментационным методом на чашке с желточно-солевым агаром среди прочих колоний выросли золотистые, плотные, выпуклые, блестящие с радужным ободком. Что можно предполагать?

0твет: В дифференциальную среду добавлен желток (лецитин), который расщепляется лецитиназой микроба и образует радужный ободок вокруг колонии.

5. При посеве культуры на "пестрый ряд", через 24 часа в пробирке с пептонной водой наблюдается помутнение среды - индикаторные бумажки - одна розовая, другая почернела. Почему?

0твет: Культура выделяет протеолитический формент, расщепляющий белки до конечных продуктов - индола и сероводорода. Индол - бумажка розовеет, сероводород - чернеет.

Тесты:

1. КУЛЬТИВИРОВАНИЕ АЭРОБОВ ПРЕДУМАТРИВАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ:

a) Свечей Шарберлена

b) Аппарата Аристовского

c)Термостата

d) Эксикатора

d) Свечей Омельянского

2. К СПОСОБАМ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ АНАЭРОБОВ НЕ ОТНОСИТСЯ:

a) Выращивание в трубках Вейон-Винъяля

b) Удаления воздуха с помощью химических веществ

c) Замены воздуха инертным газом

d) Повышенного давления

e) Выращивания в анаэростатах

3. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ МИКРОБОВ-АНАЭРОБОВ ПРОИЗВОДЯТ ПО:

a) Д’Эрелю

b) Коху

c) Дригальскому

d) Цейсслеру

e) Фортнеру

4. ДЛЯ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ АНАЭРОБОВ НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ:

a) Среды, содержащие редуцирующие вещества

b) Столбик агара на простых питательных средах

c) Кислород

d) Удаление свободного кислорода

e) Углекислый газ

5. ПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ ДЛЯ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ АНАЭРОБОВ:

a) МПА

b) Среда Китт-Тароцци

c) Среда Клауберга

d) Кровяной агар

e) Среда Эндо

6. ДЛЯ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ ОБЛИГАТНЫХ АНАЭРОБОВ НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ:

a) Выращивание в анаэростатах

b) Выращивание в трубках Вейон-Винъяля

c) Метод Фортнера

d) Поглощение кислорода пирагаллолом

e) Добавление в МПБ перекиси водорода

7. НА 2 ДЕНЬ ПРИ ВЫДЕЛЕНИИ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ МИКРОБОВАЭРОБОВ ПРОИЗВОДЯТ:

a) Посев на среду Гисса

b) Идентификацию культуры

c) Посев на скошенный МПА

d) Посев на МПА

e) Определение протеолитических ферментов

8. МЕТАБОЛИЗМ БАКТЕРИЙ ПРОИСХОДИТ В РЕЗУЛЬТАТЕ:

a) Прогрессивного роста

b) Катаболизма

c) Не зависит от условий внешней среды

d) Анаболизма

e) Трансаминазы

9.НА КАКОЙ ДЕНЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОВОДИТСЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВЫДЕЛЕННОЙ КУЛЬТУРЫ:

a) Второй

b) Первый

c) Четвертый

d) Третий

e) Не проводится

10. В РЕЗУЛЬТАТЕ МЕТАБОЛИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ПРОИСХОДИТ:

a) Выделение энергии

b) Потребление энергии

c) Аккумуляция энергии в молекулах АТФ

d) Расщепление органических веществ до минеральных

e) Усвоение азота из неорганических соединений

11. НАЛИЧИЕ ФЕРМЕНТОВ У БАКТЕРИЙ ВЫЯВЛЯЮТ ПО РАЗЛОЖЕНИЮ:

a) Углеводов

b) Протеинов

c) Желатины

d) Перекиси водорода

e) Всеми перечисленными методами

12. ИДЕНТИФИКАЦИЮ ВЫДЕЛЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВОДЯТ С ПОМОЩЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ:

a) Морфологических

b) Тинкториальных

c) Культуральных

d) Биохимических

e) Всех упомянутых признаков

13. БАКТЕРИАЛЬНЫЕ ФЕРМЕНТЫ СЛУЖАТ ДЛЯ:

a) Идентификации бактерий

b) Обеспечения жизнедеятельности клетки

c) Транслокации химических групп

d) Всех упомянутых целей

e) Ни один из приведенных ответов не правильный

14. КАКОМУ ИЗ УКАЗАННЫХ ВИДОВ РАБОТЫ, ОБОЗНАЧЕННЫХ ЦИФРАМИ (ЛЕВАЯ КОЛОНКА), CООТВЕТСТВУЕТ ДЕНЬ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОБОЗНАЧЕННЫЙ БУКВАМИ (ПРАВАЯ КОЛОНКА):

1. Посев на среду Гисса А. Работа 2 дня исследования

2. Идентификация культуры Б. Работа 1 дня

3. Посев на скошенный МПА В. Работа 4 дня

4. Посев на МПА Г. Работа 3 дня

5. Характеристика колоний

15. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОТЕОЛИТИЧЕСКИХ ФЕРМЕНТОВ ПРОИЗВОДЯТ ПРИПОСЕВЕ НА:

a) Желатину

b) Среду Левина

c) Среду Ру

d) Свернутую сыворотку

e) Среду Гисса

16. ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ САХАРОЛИТИЧЕСКИХ ФЕРМЕНТОВ ПОСЕВ ПРОИЗВОДЯТ НА:

a) Желатину

b) Среду Китт-Тароцци

c) Молоко

d) Кровяной агар

e) Ни на одну из упомянутых сред

17. С ПОМОЩЬЮ ФЕРМЕНТА КАТАЛАЗЫ БАКТЕРИИ РАЗРУШАЮТ:

a) Липиды

b) Углеводы

c) Белки

d) Перекись водорода

e) Воду

18. ДЛЯ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ ГРИБОВ ИСПОЛЬЗУЮТ:

a) Щелочной агар

b) Сусло-агар

c) Среду Тинсдаля

d) Среду Плоскирева

e) Среду Рапоппорт

19. ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ ИЗУЧЕНИЕ:

a) Морфологии

b) Тинкториальных свойств

c) Культуральных свойств

d) Определение антибиотикочувствительности

e) Биохимических свойств

20. КОНСТИТУТИВНЫЕ ФЕРМЕНТЫ

a) Постоянно синтезируются в микробных клетках в определенных концентрациях

b) Концентрация резко вырастает при наличии соотвествующего субстрата

c) В отсутствии субстрата находятся в следовых количествах

d) Концентрация не зависит от наличия соотвествующего индуктора

e) Относятся к факторам роста микроорганизмов

21. ИНДУЦИБЕЛЬНЫЕ ФЕРМЕНТЫ:

a) Постоянно синтезируются в микробных клетках в определенных концентрациях

b) Концентрация резко вырастает при наличии соответствующего субстрата

c). В отсутствии субстрата находятся в следовых количествах

d) Концентрация не зависит от наличия соответствующего индуктора

e) Относятся к факторам роста микроорганизмов

22. ПИГМЕНТЫ МИКРООРГАНИЗМОВ:

a) Участвуют в получении энергии

b) Участвуют в биологическом окислении

c) Предохраняют от воздействия УФ-лучей

d) Являются источником углерода

e) Являются источником азота

23. ФЕРМЕНТЫ ПАТОГЕННОСТИ БАКТЕРИЙ:

a) Плазмокоагулаза

b) Гиалуронидаза

c) Лецитиназа

d) Стрептокиназа

e) Все перечисленное

24. НАЗОВИТЕ МИКРООРГАНИЗМЫ, НЕ СПОСОБНЫЕ СИНТЕЗИРОВАТЬ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ:

a) Прототрофы

b) Фототрофы

c) Хемоавтотрофы

d) Ауксотрофы

e) Хемогетеротрофы

25. НА ТРЕТЬИ СУТКИ ОТ МОМЕНТА ПОСТУПЛЕНИЯ БОЛЬНОГО В ИНФЕКЦИОННОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИЗ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ПОСТУПИЛ ОТВЕТ: ИЗ КРОВИ, ПРИСЛАННОЙ НА ИССЛЕДОВАНИЕ, ВЫДЕЛЕНА БРЮШНОТИФОЗНАЯ ПАЛОЧКА. КАКОЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ БЫЛ ИСПОЛЬЗОВАН ДЛЯ ПОДОБНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ:

a) Биологический

b) Серологический

c) Биологический

d) Гистологический

e) Бактериологический

26. НА КАКОМ ЭТАПЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ БЫЛА ДОПУЩЕНА ОШИБКА:

a) Бактериоскопия исследуемого материала

b) Посев на МПА

c) Макро- и микроскопическое исследование выросших колоний

d) Определение сахаролитических свойств

e) Посев на скошенный МПА

27. ЧТО НЕ ОТНОСИТСЯ К ФАЗАМ РОСТА БАКТЕРИЙ:

a) Экспоненциальная

b) Логарифмическая

c) Стационарная

d) Бактериостатическая

e) Отрицательное ускорение

28. МИКРООРГАНИЗМЫ, ПОЛУЧАЮЩИЕ ЭНЕРГИЮ ЗА СЧЕТ ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ:

a) Фототрофы

b) Хемотрофы

c) Ауксотрофы

d) Прототрофы

e) Автотрофы

29. ОПРЕДЕЛЕНИЕ САХАРОЛИТИЧЕСКИХ ФЕРМЕНТОВ ПРОИЗВОДЯТ ПРИ ПОСЕВЕ НА:

a) Среду Ресселя

b) Молоко

c) Среду Китт-Тароцци

d) Кровяной агар

e) Среду Гисса

30. ПЕРИОД ГЕНЕРАЦИИ ЭТО:

a) Время адаптации микробов к к изменившимся условиям среды

b) Период восстановления поврежденных структур

c) Объединение с бактериальной хромосомой

d) Период в течение которого осуществляется деление клетки

e) Период уменьшения скорости отмирания клеток

31. ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДОЛА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СПОСОБ:

a) Мореля

b) Кауфмана

c) Манту

d) Д’Эреля

e) Дригальского

32. ЧТО НЕ ВХОДИТ В РАБОТУ ВТОРОГО ДНЯ ПРИ ВЫДЕЛЕНИИ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ МИКРОБОВ-АЭРОБОВ:

a) Микроскопическое исследование колоний

b) Мазок – окраска по Граму

c) Посев на скошенный МПА

d) Анаэростат

e) Термостат

33. ПРИ ПОСЕВЕ КУЛЬТУРЫ В МПБ ЧЕРЕЗ 24 ЧАСА ИНДИКАТОРНЫЕ БУМАЖКИ, УКРЕПЛЕННЫЕ ПОД ПРОБКОЙ В ПРОБИРКЕ, ИЗМЕНИЛИ ЦВЕТ – ОДНА – ПОРОЗОВЕЛА, ДРУГАЯ – ПОЧЕРНЕЛА. ЧТО НЕПРАВИЛЬНО В ОТВЕТАХ:

a) Одна бумажка смочена щавелевой кислотой, другая ацетатом свинца

b) Культура выделяет протеолитические ферменты

c) Наблюдается муравьинокислое брожение

d) Образуется индол

e) Образуется сероводород

34. ПРИ СНЯТИИ ПЕТЛЕЙ ИЗОЛИРОВАННОЙ КОЛОНИИ С МПА УСТАНОВЛЕНО, ЧТО КОЛОНИЯ СЛИЗИСТАЯ, ТЯНЕТСЯ ЗА ПЕТЛЕЙ. ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О МИКРОБЕ:

a) Образует спору

b) Обладает слизистой капсулой

c) Выделяет ацетилметилкарбинол

d) Имеет фермент триптафаназу

e) Способна утилизировать цитрат

35. ПИГМЕНТЫ БАКТЕРИЙ:

a) Вызывают свечение

b) Используются для идентификации

c) Предохраняют от действия УФ-лучей

d) Имеются у капсульных бактерий

e) Участвуют в окислительно-восстановительных реакциях

36.АЭРОБЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ:

a) Субстратное фосфорилирование

b) Брожение

c) Окислительное фосфорилирование

d) Гликолиз

e) Пентозофосфатный шунт

37. ПОД РОСТОМ БАКТЕРИЙ ПОНИМАЮТ:

a) Трансформацию

b) Координированное воспроизведение всех компонентов клетоки

c) Увеличение числа клеток в популяции

d) Увеличение массы клеток

e)Сегрегацию дочерних цепей ДНК

38. ПЕРИОД ГЕНЕРАЦИИ ЭТО:

a) Время адаптации микроба к изменившимся условиям среды

b) Период восстановления поврежденных культур

c) Объединения с бактериальной хромосомой

d) Период, в течение которого осуществляется деление клетки

e) Период уменьшения скорости отмирания клеток

39. ПИГМЕНТЫ МИКРООРГАНИЗМОВ:

a) Участвуют в получении энергии

b) Участвуют в биологическом окислении

c) Предохраняют от действия УФ-лучей

d) Являются источником углерода

e) Являются источником азота

40. МЕТАБОЛИЗМ - СОВОКУПНОСТЬ ПРОЦЕССОВ:

a) Катаболизма и диссимиляции

b) Катаболизма и анаболизма

c) Катаболизма и ауксотрофности

d) Анаболизма и ассимиляции

e) Энергетического и пластического метаболизма

41. АЭРОБЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ:

a) Субстратное фосфорилирование

b) Брожение

c) Окислительное фосфорилирование

d) Гликолиз

e) Пентозофосфатный шунт

42. АНАЭРОБЫ ОБРАЗУЮТ АТФ ПОСРЕДСТВОМ:

a) Клеточного дыхания

b) Фотосинтез

c) Цикла трикарбоновых кислот

d) Электрохимического градиента

e) Фосфорилирования субстратов

43. ПОД РОСТОМ БАКТЕРИЙ ПОНИМАЮТ:

a) Трансформацию

b) Координированное воспроизведение всех компонентов клеток

c) Увеличение числа клеток в популяции

d) Увеличение массы клеток

e) Сегрегацию дочерних цепей ДНК

44. ПОД ТЕРМИНОМ "РАЗМНОЖЕНИЕ" ОБОЗНАЧАЮТ:

a) Трансформацию

b) Координированное воспроизведение всех компонентов клеток

c) Увеличение числа клеток в популяции

d) Увеличение массы клеток

e) Сегрегацию дочерних цепей ДНК

45. К ФАКТОРАМ РОСТА БАКТЕРИЙ ОТНОСЯТ ВСЕ НИЖЕСЛЕДУЮЩЕЕ, КРОМЕ:

a) Аминокислот

b) Пуриновых и пиримидиновых оснований

c) Углеводов

d) Витаминов

e) Липидов

46. РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ ПРОИСХОДИТ:

1.Продольным делением

2Поперечным делением

3Почкование

4Экзоспорами

5Путем образования фильтрующихся форм

47. В СТАЦИОНАРНОЙ ФАЗЕ ПРОИСХОДИТ:

a) Максимальная скорость размножения клетки

b) Клетки адаптируются к питательной среде

c) С постоянной скоростью происходит гибель клеток

d) Наблюдается меньшая активность бактериальных клеток и удлиняется период генерации

e) Идет интенсивный рост клеток, но скорость размножения невысокая

48. ПОДБЕРИТЕ К КАЖДОЙ ФАЗЕ БАКТЕРИЙ (ОТМЕЧЕНО ЦИФРАМИ) ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С КЛЕТКОЙ (ОТМЕЧЕНО БУКВАМИ):

1. Стационарная А. Максимальная скорость размножения клетки

2. Задержки размножения Б. Клетки адаптируются к питательной среде

3. Экспоненциальная В. С постоянной скоростью происходит гибель

4. Отрицательного ускорения клеток

5. Логарифмической гибели Г. Наблюдается меньшая активность бактериальных

Клеток и удлиняется период генерации

Д. Интенсивный рост клеток, скорость размноже-

ния невелика

49. АКТИНОМИЦЕТЫ РАЗМНОЖАЮТСЯ ПУТЕМ:

a) Образования элементарных телец

b) Поперечным делением

c) Фрагментации

d) Репродукции

e) Образования выростов

 

50. УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОСНОВНЫХ ФАЗАХ РОСТА БАКТЕРИАЛЬНОЙ ПОПУЛЯЦИИ В ЖИДКОЙ ПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ:

a) фаза отмираниня

b) фаза сохранения анабиоза

c) стационарная фаза максимума

d) лаг-фаза (период роста и адаптации клеток)

e) лог-фаза (период интенсивного размножения клеток)

51. ШТАММ ЭТО:

a) культура микроба, полученная из одной клетки

b) выращенная на искусственной питательной среде популяция одного вида микробов

c) культуры одного и того же вида микробов, выделенные из разных мест, или из одного и того же источника в разное время

d) совокупность микроорганизмов, имеющих единое происхождение и генотип, сходный по своим биологическим признакам, который в стандартных условиях проявляется сходными фенотипическими признаками

52. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВЫДЕЛЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВОДЯТ С ПОМОЩЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ:

a) морфологических

b) тинкториальных

c) культуральных

d) биохимических

e) всех упомянутых признаков

53. РОСТ ЭТО:

a) потомство одной клетки на плотной среде

b) синтез необходимых компонентов и увеличение размеров клетки

c) самовоспроизведение, приводящее к увеличению количества особей в популяции

d) Совокупность особей одного вида, сформировавшаяся в определенных условиях внешней среды

54. ФЕРМЕНТ, КАТАЛИЗИРУЮЩИЙ ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ МИКРООРГАНИЗМОВ:

a) лигаза

b) изомераза

c) гидролаза

d) трансфераз

e) оксидоредуктаза

55. РАЗМНОЖЕНИЕ ЭТО:

a) потомство одной клетки на плотной среде

b) синтез необходимых компонентов и увеличение размеров клетки

c) самовоспроизведение, приводящее к увеличению количества особей в популяции

d) Совокупность особей одного вида, сформировавшаяся в определенных условиях внешней среды

56. ВИД ЭТО:

a) культура микроба, полученная из одной клетки

b) выращенная на искусственной питательной среде популяция одного вида микробов

c) культуры одного и того же вида микробов, выделенные из разных мест, или из одного и того же источника в разное время

d) совокупность микроорганизмов, имеющих единое происхождение и генотип, сходный по своим биологическим признакам, который в стандартных условиях проявляется сходными фенотипическими признаками

57. УСТАНОВИТЕ СООТВЕСТВИЯ:

Патогенные ферменты микроорганизмов:

1. гиалуронидаза

2. изомераза

3. оксидаза

4. фосфотаза

5. нейраминидаза

6. коллагеназа

А) 2, 3, 5

В) 1, 5, 6

С) 1, 5

D) 3, 4

Е) 5

58. БИОХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

a) наличие внехромосомных факторов

b) способность к рекомбинации

c) ферментация углеводов

d) ферментация белков

e) ферментация жиров

59. СЕРОВАРЫ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИМЕР):

a) микроорганизмы одного вида, различающиеся по устойчивости к антибиотикам

b) микроорганизмы одного вида, различающиеся по антигенным свойствам (Shigellaflexneri, 1,11 и др.)

c) микроорганизмы, одного вида, различающиеся по биологическим свойствам (Vibriocholerae, биовары “classic”, “eltor”.)

d) культуры одного и того же вида микробов, выделенные из разных мест, или из одного и того же источника в разное время

e) микроорганизмы одного вида, различающиеся по чувствительности к разным типам бактериофага (Staphylococcus)

60. ФАГОВАРЫ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИМЕР):

a) микроорганизмы одного вида, различающиеся по устойчивости к антибиотикам

b) микроорганизмы одного вида, различающиеся по антигенным свойствам (Shigellaflexneri, 1,11 и др.)

c) микроорганизмы, одного вида, различающиеся по биологическим свойствам (Vibriocholerae, биовары “classic”, “eltor”.)

d) культуры одного и того же вида микробов, выделенные из разных мест, или из одного и того же источника в разное время

e) микроорганизмы одного вида, различающиеся по чувствительности к разным типам бактериофага (Staphylococcusaureus, фаговары 52, 12 и др.)

61. ЛАКТОЗА ВХОДИТ, В КАЧЕСТВЕ ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩЕГО СУБСТРАТА, В СОСТАВ СРЕД:

a) Эндо

b) висмут-сульфит агар

c) кровяной агар

d) кровяно-сахарный агар

e) сывороточный агар

62. БИОВАРЫ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ , ПРИМЕР):

a) микроорганизмы одного вида, различающиеся по устойчивости к антибиотикам

b) микроорганизмы одного вида, различающиеся по антигенным свойствам (Shigellaflexneri, 1,11 и др.)

c) микроорганизмы, одного вида, различающиеся по биологическим свойствам (Vibriocholerae, биовары “classic”, “eltor”.)

d) культуры одного и того же вида микробов, выделенные из разных мест, или из одного и того же источника в разное время

e) микроорганизмы одного вида, различающиеся по чувствительности к разным типам бактериофага (Staphylococcusaureus, фаговары 52, 12 и др.)

63. ШТАММ ЭТО:

a) микроорганизмы одного вида, различающиеся по устойчивости к антибиотикам

b) микроорганизмы одного вида, различающиеся по антигенным свойствам (Shigellaflexneri, 1,11 и др.)

c) микроорганизмы, одного вида, различающиеся по билогическим свойствам (Vibriocholerae, биовары “classic”, “eltor”.)

d) культуры одного и того же вида микробов, выделенные из разных мест, или из одного и того же источника в разное время

e) микроорганизмы одного вида, различающиеся по чувствительности к разным типам бактериофага (Staphylococcusaureus, фаговары 52, 12 и др.)

64. ОПРЕДЕЛИТЬ ФЕРМЕНТ ЛЕЦИТИНАЗУ МОЖНО НА СРЕДE:

a) желатиновая

b) кровяной агар

c) желточно-солевой агар

d) среда Эндо

e)сывороточный агар

Вопросы блиц-опроса:

1. СОВОКУПНОСТЬ МИКРООРГАНИЗМОВ, ИМЕЮЩИХ ЕДИНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ГЕНОТИП, СХОДНЫЙ ПО СВОИМ БИОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ, КОТОРЫЙ В СТАНДАРТНЫХ УСЛОВИЯХ ПРОЯВЛЯЕТСЯ СХОДНЫМИ ФЕНОТИПИЧЕСКИМИ ПРИЗНАКАМИ ЭТО:_______________________________________________

2. РАСЩЕПЛЕННИЕ УГЛЕВОДОВ БАКТЕРИЯМИ (САХАРОЛИТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА) В АЭРОБНЫХ УСЛОВИЯХ С ОБРАЗОВАНИЕМ УГЛЕКСИЛОГО ГАЗА И ВОДЫ НАЗЫВАЕТСЯ _____________________________________

3. УКАЖИТЕ, ЧТО ВХОДИТ В ПОНЯТИЕ «БИОХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА»:

1) форма 8) споры

2) капсула 9) жгутики

3) величина 10) рост на средах

4) скорость роста 11) характер колоний

5) ферментация жиров 12) ферментация белков

6) взаиморасположение 13) ферментация углеводов

7) способность окрашиваться 14) особенности ультраструктуры

4.РАСЩЕПЛЕННИЕ УГЛЕВОДОВ БАКТЕРИЯМИ (САХАРОЛИТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА) В АНАЭРОБНЫХ УСЛОВИЯХ С ОБРАЗОВАНИЕМ УГЛЕКСИЛОГО ГАЗА И ВОДЫ НАЗЫВАЕТСЯ ___________________________________________

5. БИОХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

a) рост на средах

b) характер колоний

c) ферментация белков

d) скорость роста

e) ферментация жиров

f) ферментация углеводов

6. СУЩНОСТЬ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ МИКРООРГАНИЗМОВ:

a) Получение энергии (АТФ), образующейся в процессе биологического окисления вещества кислородом или путем дегидрирования субтрата

b) Физико-химические, биохимические, эндотермические процессы, обеспечивающие синтез компонентов, необходимых для роста и размножения микробов

c) Изучение морфологических и физиологических свойств микроорганизмов в целях определения их таксономической принадлежности (род, вид, разновидности)

 

ТЕЗАУРУС (глоссарий):

Ферменты бактерий

Методы идентификации чистой культуры

Выделение чистой культуры

Биохимические свойства микроорганизма

Пигменты бактерий

 

Примерный хронометраж занятия:

№пп Этап занятия Содержание этапа занятия Методы обучения (по выбору преподавателя) Методы контроля (по выбору преподавателя) отведенное время, на этап / мин
Вводный Приветствие, перекличка, оглашение темы, цели и задач, оглашение осваиваемых компетенций, мотивационная характеристика - - 10 мин.
Контроль исходного уровня знаний Определение исходного уровня знаний по данной теме - Тестирование Устный опрос 20 мин.
Основной этап Выделение чистой культуры микробов-аэробов (3,4 день исследования).   Пассивный (объяснение, беседа, демонстрация, наблюдение) Активный (Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, рабочих тетрадей, работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами.) Интерактивный (решение ситуационных задач, кроссвордов, работа в группах, блиц-опрос, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, критическое мышление, мини-исследования и т.п.) Проверка рабочей тетради 20 мин.
Бодрячок - Интерактивный - 5 мин.
Перерыв - - - 5 мин.
Основной этап Выделение чистой культуры анаэробов (3,44 день исследования). Идентификация бактерий.   Пассивный (объяснение, беседа, демонстрация, наблюдение) Активный (Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, рабочих тетрадей, работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами.) Интерактивный (решение ситуационных задач, кроссвордов, работа в группах, блиц-опрос, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, критическое мышление, мини-исследования и т.п.) Проверка рабочей тетради 20 мин.
Этап проверки   Заключительный контроль знаний. Обратная связь.     Пассивный Интерактивный   Блиц-опрос 15 мин
Подведение итогов занятия. Обсуждение достижения целей и решения поставленных задач, освоенных компетенций. Оглашение оценок и выставление их в журнал Заполнение оценочных листов Пассивный   - 10 мин
Комментарии к домашнему заданию по теме следующего занятия - Пассивный   - 5 мин

 

Тема7.Рубежный контроль. Морфология и физиология бактерий.

Цель:контроль усвоения знаний по морфологии и физиологии микроорганизмов.

Задачи обучения:

-определить уровень усвоения материала по морфологии микроорганизмов;

-определить уровень усвоения материала по физиологии микроорганизмов;

-определить уровень усвоения материала по основным этапам ВЧК микробов-аэробов;

-определить уровень усвоения материала по основным ВЧК и методам культивирования микробов-анаэробов;

- определить уровень усвоения материала по принципам идентификации выделенной чистой культуры микроба.

Методы обучения и преподавания:тестирование.

Контроль ( вопросы, тесты, задачи и пр):

Вопросы занятий № 5 и 6

Дополнительные вопросы:

1. Понятие о метаболизме бактерий

2. Подразделение микробов по типам питания в зависимости от источника энергии и питательного субстрата

3. Транспорт веществ в бактериальную клетку

4. Энергетический метаболизм микроорганизмов

5. Типы дыхания микробов. Аэробы, анаэробы

6. Основные требования, предъявляемые к питательным средам, их подразделение

7. Простые питательные среды, приготовление, применение

8. Сложные питательные среды, примеры, приготовление.

9. Элективные и дифференциально-диагностические питательные среды, принцип приготовления, примеры, применение

10. Синтетические питательные среды, применение. Примеры.

11. Химический состав бактериальной клетки

12. Что изучает физиология бактерий?

13. С какой целью выделяется чистая культура бактерий?

14. Как проводить выделение чистой культуры микробов аэробов и анаэробов?

15. Рост и размножение бактерий. Процесс деления бактериальной клетки. Фазы роста микробной популяции на жидкой питательной среде

16. Пигменты бактерий, их роль в процессе жизнедеятельности.

17. Методы выделения чистых культур аэробов, основные этапы

18. Методы получения колоний

19. Основные методы культивирования анаэробов, применяемые среды, аппаратура

20. Методы выделения чистой культуры облигатных анаэробов

21. Механизмы питания бактерий.

22. Типы и механизмы дыхания бактерий.

23. Методы идентификации бактерий

24. Питательные среды, требования

25. Типы питания бактерий

26. Какая культура считается чистой?

27. Дыхание бактерий

28. Что такое "пестрый ряд" и среды Гисса?

29. Как определяется способность ферментировать белки?

30. Как определить выработку индола и сероводорода?

31. Механизм действия дифференциально-диагностических сред: Эндо, Левина, Плоскирева.

32. Какие ферменты участвуют в процессе аэробного дыхания?

33. По каким признакам производится идентификация чистой культуры микроба?

34. Метаболизм бактерий, ферменты. Практическое использование биохимической активности микроорганизмов.

35. Что такое чистая культура микробов?

36. Получение и описание колоний анаэробов.

37. Для чего выделяется чистая культура микробов?

38. Какие микробы называются анаэробами, аэробами, микроаэрофилами, факультативными анаэробами?

39. Какие ферменты участвуют в дыхании микроорганизмов?

40. Как создать бескислородные условия для выращивания анаэробов?

41. Какие питательные среды применяют для выделения чистой культуры анаэробов?

Тесты:

Тестовые задания занятий № 5и 6 и СРСП № 4-5

Примерный хронометраж занятия:

№пп Этап занятия Содержание этапа занятия Методы обучения (по выбору преподавателя) Методы контроля (по выбору преподавателя) отведенное время, на этап / мин
Вводный Приветствие, перекличка, оглашение темы, цели и задач, оглашение осваиваемых компетенций, мотивационная характеристика - - 10 мин.
Основной этап Проверка теоретических знаний - Тестирование   50 мин.
3. Перерыв       10 мин
Подведение итогов занятия. Обсуждение достижения целей и решения поставленных задач, освоенных компетенций. Оглашение оценок и выставление их в журнал Заполнение оценочных листов Пассивный   - 30 мин
Комментарии к домашнему заданию по теме следующего занятия - Пассивный   - 10 мин

Тема 8.Генетические методы исследования. Постановка опыта трансформации, трансдукции и конъюгации.

Цель:

формирование у студентов основных компетенции об основах генетики микроорганизмов; способах передачи генетической информации (трансформация, конъюгация, трансдукция) и их практическое применение; методах выделения ДНК; генотипировании.

Задачи обучения:

- Дать представление об основах генетики микроорганизмов;

- сформировать знания о способах передачи генетической информации (трансформация, конъюгация, трансдукция);

- сформировать знания о методах выделения ДНК, генотипировании.

- научить студентов владеть необходимыми методами (постановка опытов по трансформации, конъюгации, трансдукции).

Конечные результаты обучения:

Сформировать знания о:

-наследственности и изменчивости бактерий

- принципах организации генетического аппарата бактерий и вирусов, егопрактическом и теоретическом значении.

- видах рекомбинаций, их механизмах,практическом значении для микробиологии и медицины.

- генотипе и фенотипе бактерий, сотношении данных понятий.

- плазмидах,их значении в инфектологии.

- методах выделения ДНК и генотипирования

Сформировать навыки по:

- постановке опыта на различные виды рекомбинаций;

- проведению интерпретитации полученных данных по генетике микроорганизмов;

- использованию знаний о жизнедеятельности бактерий и вирусов при разборе медицинских ситуаций;

- использованию знаний о плазмидах бактерий (например, R -плазмида) при изучении биологических характеристик штаммов бактерий.

Основные вопросы темы

1. Материальная основа наследственности у бактерий. Организация генетического материала

2. Фенотипическая и генотипическая изменчивость

3. Трансформация бактерий и ее сущность

4. Трансдукция у бактерий, ее сущность

5. Коньюгация у бактерий, ее стадии, значение. Половой фактор F+, его свойства

6. Плазмиды, виды, характеристика, значение







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.