Здавалка
Главная | Обратная связь

В конце слова в середине слова в начале слова.



ПЛАНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Сентябрь

Подготовка к постановке звука С.

Артикуляционная гимнастика в сентябре — упражнения 1,2, 6, 7, 13, 14, 15;

Пальчиковая гимнастика — упражнения 1,2,3,4,6,10.

Занятие 1

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук и буква У.

3. Припоминание рассмотренных на фронтальных занятиях кар­тинок на У — игра "Телефон".

4. Игра на развитие внимания и памяти с четырьмя картинка­ми на звук У "Что изменилось?".

5. Упражнение на развитие звукового анализа (выделение I ударного гласного) "Назови I звук" (в словах ухо, умный, утка, улей, улица, умница).

6. Развитие пассивной лексики — припоминание и классифи­кация названий овощей и фруктов — дидактическая игра "Сад-огород".

Занятие 2

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Упражнения (игры) на развитие внимания и памяти с че­тырьмя картинками на звук У "Отгадай указанную картин­ку", "Что изменилось?".

Х) Задания по рисованию, аппликации, лепке и конструированию выполняются с воспитателями и родителями во второй половине дня.

3. Подготовка к постановке звука С — отработка упражнений "Футбол". "Заморозим пальчики". "Почистим нижние зубы"

4. Упражнение на развитие звукового анализа — выделение I безударного гласного в словах утюг, умывальник, удав, улит­ка, утята.

5. Закрепление названий овощей и фруктов — дидактическая игра "Собери овощи (фрукты) в корзинку"

Занятие 3

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Подготовка к постановке звука С — отработка упражнений "Футбол", "Заморозим пальчики", "Почистим нижние зубы".

3. Звук и буква А.

4. Припоминание картинок на звук А, рассмотренных на фрон­тальном занятии, — игра в мяч.

5. Упражнение на развитие звукового анализа — выделение I гласного в словах антенна, айва, ателье, альбом, атомоход.

6. Закрепление названий овощей и фруктов — игра с муляжа­ми "Четвертый лишний"

логопед: ребенок:

яблоко, груша, тыква, слива тыква

чеснок, картофель, редиска, айва айва

кабачок, банан, баклажан, морковь банан

дыня, абрикос, слива, персик дыня

7. Игра на развитие внимания и памяти "Запомни, повтори"

тыква— айва— банан— дыня (менять порядок слов).

8. Припоминание этих четырех предметов и аппликация одно­го из них (по выбору ребенка).

 

Занятие 4

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Подготовка к пос1ановке звука С — отработка упражнений "Фокус". "Желобок"

3. Игры на развитие внимания и памяти с пятью картинками на звук А — "Что изменилось?", "Чего не стало?", "Что прибавилось?"

4. Звуковой анализ ряда из двух гласных АУ, УА "Назови первый гласный", "Назови последний гласный", "Сосчитай, сколько я произнесла гласных".

Занятие 5

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Припоминание рассмотренных на фронтальных занятиях кар-тинок на У — игра "Телефон".

3. Игра на развитие внимания и памяти с шестью картинками на звук У "Что изменилось?", "Отгадай указанную картинку".

4. Упражнение на развитие звукового анализа (выделение I удар-

ного гласного) "Назови I звук" (в словах ухо, умный, утка, улей, улица, умница, утюг, умывальник, удав, улитка, утята).

 

Занятие 6

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Припоминание картинок на звук А, рассмотренных на фрон­тальном занятии, — игра в мяч.

3. Упражнение на развитие звукового анализа "Назови I звук" (выде­ление I гласного в словах антенна, айва, ателье, альбом, атомоход).

4. Игры на развитие внимания и памяти с шестью картинками на звук А — "Что изменилось?", "Чего не стало?", "Что прибавилось?"

5. Звуковой анализ ряда из двух гласных АУ, УА "Назови первый гласный", "Назови последний гласный", "Сосчитай, сколько я произнесла гласных".

Занятие 7

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Подготовка к постановке звука С — отработка упражнений "Футбол", "Заморозим пальчики", "Почистим нижние зубы", "Фокус", "Желобок"

3. Звук и буква И.

4. Припоминание рассмотренных на фронтальном занятии картинок на звук И — игра "Телефон".

5. Игры на развитие внимания и памяти с шестью картинка­ми "Отгадай указанную картинку", "Запомни, назови"

6. Упражнения на звуковой анализ

"Назови I гласный в слове" (ива, Инна, Иван, индюк, иней); "Сосчитай и назови звуки" {ЛУИ, ЛИУ, ИЛУ, ИУА, УАИ, УИА).

 

Занятие 8

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Подготовка к постановке звука С.

3. Звуки П, П', буква П.

4. Припоминание картинок на П, П', рассмотренных на фрон­тальном занятии, — игра в мяч.

5. Игра на развитие внимания и памяти "Запомни, повтори"

пион— петух— пень— петунья панама— попугай— паук— подкова (менять порядок слов).

6. Звуковой анализ и синтез обратного слога (АП, УП, ИП).

7. Воспроизведение слоговых рядов:

an-yn-un yn-un-an un-an-у n

8. Составление короткого рассказа по опорным словам

Петя, Поля, дом, пень, петух, липа.

Октябрь

Постановка и начало автоматизации звука С.

Артикуляционная гимнастика — упражнения 1,2,3,4,5, 6, 7,8, 18, 19, 20, 21.

Пальчиковая гимнастика — упражнения 1,2,3, 4,5, 6,8, 10,11.

Занятие 9

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Постановка звука С.

3. Звук и буква Т.

4. Припоминание 7-8 картинок на звук Т, рассмотренных на фронтальном занятии, — игра в мяч.

5. Звуковой анализ обратных слогов (am, ym, ит). Складывание

их из разрезной азбуки.

6. Воспроизведение слоговых рядов

ат-от-ут-ит

от-ут-ит-ат

Занятие 10

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Постановка звука С.

3. Преобразование слогов

ат-та, ап-па

ут-ту, уп~пу

ит-ти, ип-пи

4. Воспроизведение слоговых рядов

та~то-ту-ти па~по-пу-пи

то-ту-ти-та по-пу-пи-па

ту~ти-та-то пу-пи-па-по

ти-та-то-ту пи-па-по-пу

5. Звуковой анализ — выделение последнего глухого соглас­ного Т, П в словах лифт, бинт, бант, кот, хобот, топ, туп. хомут.

6. Развитие внимания и памяти — игра "Запомни, повтори"

утка— попугай— танк— петух (менять порядок слов)

 

Занятие 11

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Постановка звука С.

3. Звуковой анализ обратных слогов an, am, ym, yn, un, urn.

4. Преобразование этих слогов (упражнения с разрезной азбукой)

5. Печатание слогов АП, А Т, УТ, УП, ИП, ИТ.

6. Игра "Закончи слово"

бин., баи., то, хобо., лиф., mono., сно.,хло., ко., кн., сто..

7. Развитие внимания и памяти — игра "Отгадай указанную картинку" (6-7 картинок на звуки П, Т).

8. Согласование количественных числительных и существительных — игра "1-2-5" (утка, петух, попугай, танк).

 

Занятие 12

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Постановка звука С.

3. Развитие внимания и памяти — игра "Что изменилось?" с семью картинками на звуки П, Т

петух, попугай, танк, плита, кот, пулемет.

4. Звуковой анализ прямых слогов та, па, пу, ту, ты, пи;

упражнения с разрезной азбукой; печатание этих слогов.

5. Образование и употребление притяжательных прилагатель­ных с суффиксом -ин. Составление предложений по кар­тинкам петух, попугай, утка, бант, кот по данному образцу

У Томы утка. — Это Томина утка. У Пети петух. — это Петин петух.

 

Занятие 13

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Постановка звука С.

3. Звуковой анализ обратных и прямых слогов (см. занятия 9-12); упражнения с разрезной азбукой;

печатание лих слогов.

4. Развитие внимания и памяти — игры "Запомни, повтори". "Что изменилось?", "Отгадай указанную картинку" (см. за­нятия 9-12).

5. Игра "Закончи слово"

бин., бан., то., хобо., mono., сно., ко., ки., сто..

 

Занятие 14

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Постановка звука С.

3. Выделение звука С на слух

а) из слогов: ас, ос, ус, ыс, ис;

б) из слов: нос, квас, лес, пес.

4. Воспроизведение слоговых рядов

ак-ок-ук-ык ка-ко-ку-ки

ок-ук-ык-ак ко-ку-ки-ка

ук-ык-ак-ок ку-ки-ка-ко

ык-ак-ок-ук ки-ка-ко-ку

5. Звуки К, К' и буква К.

6. Различение К - К' — группировка картинок {мак, кот, венок, кегли, кубики, коньки, дубки, лютик, конь, индюк, книга, охотни­ки, утки).

7. Развитие внимания и памяти — игра "Запомни, повтори"

мак— венок— дубки— книга (менять порядок слов).

 

Занятие 15

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Постановка звука С.

3. Выделение на слух звука С

а) из слогов са, со, су, сы;

б) из слов сам, сом, суп, сын.

4. Воспроизведение слоговых рядов

па-та-ка-ха та-ка-ха-па ка-ха-па-та ха-па-та-ка

5. Развитие внимания и памяти — игра с 7-8 картинками на К "Что изменилось?"

6. Составление предложений по картинкам на К, К' со сло­вом нет по данному образцу:

У Кати нет венка.

У Толи нет дубка (мака, кепки, книги).

 

Занятие 16

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Постановка звука С

3. Звуковой анализ — выделение гласного после согласного в словах сом, сон, нос, сох, сок.

4. Звук и буква О.

5. Воспроизведение слоговых рядов

по-то-ко-хо то-ко-хо-по ко-хо-по-то хо-по-то-ко

6. Употребление родительного падежа множественного числа существительных — составление предложений со словом мно­го по предметным картинкам (конь, окно, венок, двойка, пион) но образцу

В табуне много коней.

7. Развитие внимания и памяти — шра с шестью картинками "Отгадай указанную картинку" (венок, пион, книги, дубок, ного­ток, кит).

 

Занятие 17

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук и буква С.

Артикуляционная поза звука С. рассматривание профиля: губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком со щелью, кончик языка за нижними зубами,

воздушная струя холодная, направленная вниз — свист длительный.

3. Автоматизация звука С в слоге са

са-са-са— медленно и длительно

са-са— са-са— са-са са-са-са— са-са-са— са-са-са са-са — са-са-са са-са-са— са-са

4. Введение слога са в слова сад, сани

са-са-са— сад, сад, сад;

са-са-са— сани, сани, сани (Саня).

5. Автоматизация звука С в словах сад, сани

а) игры "Много — нет", "1-2-5-9";

б) проговаривание предложений

У Сани сад. Саня идет в сад. Саня поливает сад. Саня в саду.

 

Занятие 18

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С — С - С (длительно свистеть).

3. Автоматизация в слогах са, сы и словах с ними

а ) са-са-са— самбо сы-сы-сы— сын

са-са-са— сапоги сы-сы-сы— сыт

са-са-са— самокат сы-сы-сы— сыпать

са-са-са— самоходка сы-сы-сы— сынок

б) игра "1-2-5-9" со словами сапоги, самокат, сын, сынок, самоходка, сад, сани.

4. Развитие внимания и памяти — игра "Запомни, повтори":

са-са-сы сы-са-са

са-сы-сы сы-сы-са

са-сы-са сы-са-сы

сад — сани — сапоги — самокат

сани — сапоги — самокат — сад (менять порядок слов).

5. Звуковой анализ слов сын, сам.

 

Занятие 19

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С — С — С (длительно свистеть).

3. Слоги и слова

са-са-са — оса, коса, касса

сы-сы-сы— бусы, осы, усы, косы

4. Игра "Запомни, повтори"

оса — косы — касса — усы (менять порядок слов).

" При отсутствии деффекта произношения звука Л'.

5. Определение места звука С (см. п. 4).

6. Заучивание чистоговорки

Са-са-са — у Сани сад, са-са-са — в саду оса, сы-сы-сы— у Сани бусы, сы-сы-сы— у осы усы.

7. Припоминание названий деревьев, словообразование от­носительных прилагательных от названий деревьев — игра "Какой лист?", "Какая ветка?"0

у клена— кленовый,кленовая у липы — у дуба — у тополя — у калины —

8. Рисование листьев по контуру карандашом, штриховка.

 

Занятие 20

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С - С — С (длительно свистеть).

3. Автоматизация в слогах и словах

со-со-со — сом, сок, Соня, сода, песок, носок;

су-су-су — суп, сук, сумка, сундук, несу, посуда.

4. Воспроизведение слоговых рядов и рядов слов

а) са-со-су-сы со-су-сы-са су-сы-са-со сы-са-со-су

б) сом — суп — песок — посуда (менять порядок слов).

5. Упражнение в согласовании количественных числительных м существительных — игра "1-2-5-9": 1 сом— 2 сома— 5 сомов— 9 сомов (сумка, сундук, носок).

6. Проговаривание предложений

У Сони сок. Соня пьет сок. У Сони сумка. В сумке посуда.

7. Заучивание скороговорки

Са-са-са— Соня идет в сад,

са-са-са— в саду оса,

со-со-со— оса пьет сок,

су-су-су— Соня видит осу,

сы-сы-сы — у осы усы.

 

Занятие 21

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С - С - С (длительно свистеть).

3. Автоматизация в обратных слогах и словах с ними

а) ас-ас-ас — ас-ас— ас-ас-ас

б) ас-ас-ас— квас

ос-ос-ос— ос-ос— ос-ос-ос ос-ос-ос — нос

ус-ус-ус— ус-ус— ус-ус-ус ос-ос-ос— кокос

ыс-ыс-ыс— ыс-ыс— ыс-ыс-ыс ус-ус-ус — фокус

ес-ес-ес— ес-ес— ес-ес-ес ыс-ыс-ыс— кумыс

4. "Запомни, повтори"

а) кактус— автобус— ананас— квас (менять порядок слов)

б) ас-ос-ус-ыс ос-ус-ыс-ас ус-ыс-ас-ос ыс-ас-ос-ус

5. Проговаривание и заучивание чистоговорки, выделение слое со звуком С

Ас-ас-ас— у нас дома квас,

ас-ас-ас — у нас дома ананас,

ос-ос-ос— в саду много ос,

ус-ус-ус— у Сони кактус,

ус-ус-ус— у Сани новый автобус,

ыс-ыс-ыс— Денис пьет кумыс.

 

Занятие 22

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С - С - С (длительно свистеть).

3. Слоги и слова (проговаривание и определение места звука С

ста-ста-ста — стакан, станок, стадо, стадион, капуста, паста, невеста;

сто-сто-сто— место, тесто, пусто, густо, стон;

сту-сту-сту стук, ступка, ступеньки, пастух; сты-сты-сты — кусты, мосты, хвосты, аисты.

4. Воспроизведение слоговых рядов

ста-сто-сту-сты сто-сту-сты-ста сту-сты-ста-сто сты-ста-сто-сту

5. Согласование местоимений мой, моя, мое, мои с существи­тельными (см. слова из п. 3) — игра "Эхо"

логопед: ребенок: и наоборот логопед: ребенок:

стакан — мой мой — станок

капуста— моя моя — невеста

стадо — мое мое — место

и т.д.

6. Рисование "Листопад".

7. Подготовка к постановке звука Л'.

Упражнения "Улыбка", "Лопатка", "Болтушка", "Барабан", "Накажем непослуш­ный язык".

 

Занятие 23

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С — С — С (длительно свистеть).

3. Слоговые ряды, припоминание слов и проговаривание ско­роговорок из занятий 18-22.

4. Звуковой анализ, преобразование слогов, слов

ас-са-со-ос-ус-су-си-ис ус -су -суп -сук -сух ос-со-сок-сох

5. Упражнения с разрезной азбукой (см. п. 3).

6. Печатание слогов и слов

УС-СУ-СУП-СУК ОС-СО-СОК.

Отработка произношения слогов и слов

а) аст-аст-аст— наст

ост-ост-ост— мост

ост-ост-ост— хвост

уст-уст-уст— куст

 

Ноябрь

Постановка и автоматизация звуков С, Ц, 3, 3". С ноября артикуляционная и пальчиковая гимнастика прово­дится во время режимных моментов по 3-5 раз в день.

 

Занятие 29

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Повторение звука С

а) слоговые ряды;

б) припоминание слов со звуком С

в начале слова в конце в середине;

в) проговаривание чистоговорок на С (см. занятия 19, 20, 21, 24, 25).

3. Мягкий звук С (многократное и длительное произнесе­ние, наблюдение за положением артикуляционных орга­нов, особенно языка).

4. Слоги

ся-ся— ся-ся-ся

се-се— се-се-се

сю-сю— сю-сю-сю

си-си— си-си-си

сё-сё— сё-сё-сё

5. Слоговые ряды

ся-се-сю-си сю-си-ся-се

се-сю-си-ся си-ся-се-сю

6. Слова

сядь ясень гуси

гусята осень такси

лисята лесенка сидеть

семь песенка Максим

восемь сито носить

сено синий косить

сети осина весить

7. Игра "Запомни, повтори" с выделенными словами.

8. Заучивание скороговорки, выделение слов со звуком С

Мы сидим на лесенке, И поем мы песенки. Все поют, и я пою Песню новую свою.

9. Словообразование по образцу относительных прилагатель­ных (словосочетаний с ними) — игра в мяч

осень— осенний день

(лист, ясень, дуб, липа, погода, небо).

10. Закрепление образования и употребления относительных прилагательных от слов осина, ясень — игра "Какой лист, какая ветка, какое полено?"

 

Занятие 30

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С (мягкий) (многократное и длительное произнесение)

3. Слоговые ряды

вся-все-всю-вси все-всю-вси-вся всю-вси-вся-всв вси-вся-все-всю

4. Заучивание чистоговорок "Васенька", "Котята"

Непоседа Васенька не сидит на месте, Непоседа Васенька всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, на усах сединки, Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

На скамейке семь котят, Все котята есть хотят. В миску мы Kucejib нальем — Вот вам миска с киселем. Под скамейкой семь котят Есть из миски не хотят. (Обратить внимание на скрытый смысл).

5. Упражнения с деформированной фразой

Васенька место сидит не— Васенька не сидит на месте.

котята хотеть семь есть—

гуси Люся лес пасти в —

пастись гусята гуси с вместе —

есть лисята хотеть —

кисель семь не котята есть хотеть—

скамейка миска на синяя стоит кисель в —

6. Договаривание предложений (косвенные падежи количест­венного числительного и существительного)

На скамейке сидят семь котят.

Мы любуемся...

Вася заботится о...

Максим дает миску с киселем...

На скамейке нет...

7. Иллюстрация к одной из чистоговорок.

 

Занятие 31

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук С (многократное и длительное произнесение).

3. Слоговые ряды

ась-ось-усь-ись ось-усь-ись-ась усь-ись-ась-ось ись-ась-ось-усь

4. Слова

гусь тесьма боюсь

весь восьмой моюсь

авось письмо умываюсь

авоська письма одеваюсь

моська Васька (кот) письменный

5. Заучивание отрывка из стихотворения 3. Александровой "Мой мишка"

Ты не бойся: это гусь.

Я сама его боюсь.

Выделение слов со звуком С (гусь, бойся, боюсь).

6. Звуковой анализ слова гусь (гуси).

7. Родственные слова к слову гусь

гусь (гуси)— гусенок (гусята),гусыня,гусак,гусиный.

8. Преобразование деформированной фразы:

лес гусь в пастись —

гусь гусенок у есть маленький —

гусыня лесок гусята идти с —

Люся гуси гусята с пасти —

Вася пух мягкий нести гусиный -

 

Занятие 32

1. Звук С (многократное и длительное произнесение).

2. Слоговые ряды

стя-сте-стю-сти асть-ость-усть-исть

сте-стю-сти-стя ость-усть-исть-асть

стю-сти-стя-сте усть-исть-асть-ость

сти-стя-сте-стю исть-асть-ость-усть

3. Слова

стена кости кость

степь гости гость

стихи вести весть

Степан напасти напасть

4. Повторение знакомых чистоговорок на звук С (см. занятия 29, 30, 31).

5. Заучивание новой чистоговорки

Вместе с мамой я встаю,

Сам постель свою стелю,

Умываюсь, одеваюсь,

С мамой в детский сад иду.

6. Припоминание слов на звук С

в начале слова в конце в середине

_____________ ____________ _______________

_____________ _____________ _______________

_____________ _____________ _______________

7. Составление и заучивание рассказа по сюжетной картинке "Осень" с использованием опорных слов: осень, осенний, ясень, осина, листопад, листья, Сима, Сеня, Вася.

8. Рисование "Лес в осеннем уборе".

 

Занятие 33

1. Постановка звука Ц (по подражанию, от ТС).

2. Автоматизация в обратных слогах

ац-ац— ац-ац-ац иц-иц— иц-иц-иц

оц-оц— оц-оц-оц ец-ец— ец-ец-ец

уц-уц— уц-уц-уц яц-яц— яц-яц-яц

3. Введение звука Ц в слова с обратными слогами

ац-ац-ац— бац ец-ец-ец—удалец

ец-ец~ец— боец ец-ец-ец— беглец

ец-ец-ец—леденец ец-ец-ец—палец

ец-ец-ец—пехотинец ец-ец-ец— танец

ец-ец-ец— отец ец-ец-ец— мизинец

ец-ец-ец— гонец ец-ец-ец— наконец

ец-ец-ец— конец ец-ец-ец— кузнец

ец-ец-ец— певец яц-яц-яц— заяц

4. "Запомни, повтори" — упражнение на развитие внимания и памяти (слова см. п. 3).

5. Упражнение с разрезной азбукой — составление и преоб­разование слогов

ац-оц-уц-иц-ыц

6. Печатание буквы Ц;

печатание слогов АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ, ЫЦ.

7. Проговаривание предложений

Заяц сидит под кустом.

У Сони отец— пехотинец.

А у Сани отец — певец.

Певец исполняет веселую песню.

Наконец Васе дали леденец.

Собака кусает за палец, особенно за мизинец.

 

Занятие 34

1. Звук Ц (многократное произнесение).

2. Слоговые ряды

ац-оц-уц-иц оц-уц-иц-ац уц-иц-ац-оц иц-ац-оц-уц

3. Слоги и слова

ца-ца-ца — птица цы-цы-цы — птицы

ца-ца-ца — куница цы-цы-цы — куницы

ца-ца-ца — лисица цы-цы-цы — лисицы

ца-ца-ца — улица цы-цы-цы — улицы

ца-ца-ца — мельница цы-цы-цы — мельницы

ца-ца-ца — мыльница цы-цы-цы — мыльницы

ца-ца-ца — станица цы-цы-цы — станицы

ца-ца-ца — певица цы-цы-цы — певицы

ца-ца-ца — теплица цы-цы-цы — теплицы

ца-ца-ца — овца цы-цы-цы — овцы

ца-ца-ца — водица цы-цы-цы — водицы

ца-ца-ца — больница цы-цы-цы — больницы

ца-ца-ца — умница цы-цы-цы — умницы

ца-ца-ца — пуговица цы-цы-цы — пуговицы

ца-ца-ца — синица цы-цы-цы — синицы

ца-ца-ца — девица цы-цы-цы — девицы

ца-ца-ца — спица цы-цы-цы — спицы

ца-ца-ца — колесница цы-цы-цы — колесницы

4. Игра "Запомни, повтори" (слова см. п. 3).

5. Заучивание потешки

Выбегает девица на улицу по водицу, А водица далека, а бадейка велика. Ты, девица, не ходи, ты, девица, посиди.

6. Игра "И я тоже" — упражнение в словообразовании суще­ствительных женского рода по образцу

умник — умница воспитатель — писатель — охотник— садовник — модник-затейник —

7. Рисование красками "Птицы улетают на юг".

 

Занятие 35

1. Звук Ц (многократное произнесение).

2. Слоги и слова

цо-цо-цо— лицо це-це-це— цепь

цо-цо-цо— яйцо це-це-це— оценка

цо-цо-цо— кольцо це-це-це— цены

цо-цо-цо— письмецо це-це-це— зацепка

3. Слоговые ряды:

ца-цо~цу-цы цо-цу~цы~ца цу-цы-ца-цо цы-ца-цо-цу

4. "Запомни, повтори"

лицо— цепь— яйцо— кольцо (менять порядок слов).

5. Игра "Эхо" — словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ц-, -иц-, -ец-

логопед: ребенок: логопед: ребенок:

тело — тельце здание — зданьице

дело — задание —

село — письмо —

сало — объявление—

мыло — знание —

пальто — объяснение —

6. Заучивание потешки "Цыплятки"

Цып-цып-цып! Цыплятки! Вот бегут цыплятки —

Есть водица в кадке. Не боятся Натки.

Кто меня боится, Возле кадки блюдце—

Тому не дам водицы. Все они напьются.

 

Задание 36

1. Звук Ц (многократное произнесение).

2. Слоговые ряды

цма-цмо-цму-цмы ацм-оцм-уцм-ыцм

цмо-цму-цмы-цма оцм-уцм-ыцм-ацм

цму-цмы-цма-цмо уцм-ыцм-ацм-оцм

цмы-цма-цмо-цму ыцм-ацм-оцм-уцм

3. Повторение потешек и скороговорок на Ц.

4. Заучивание чистоговорки "Метелица".

Пусть метет метелица,

Легким снегом стелется.

Зайцы бегали в лесу, Т

ам заметили лису,

На сосне сидит синица,

Под сосной стоит лисица.

5. Припоминание слов на звук Ц — игра в мяч.

6. Игра "1-2-5-9" со словами (картинками)

заяц, цапля, яйцо, птенец, птица, овца, цыпленок, боец, улица, мыльница, пуговица, хлебница, гиацинт, певец.

7. Родственные слова (по образцу)

хлеб — хлебный, хлебница

суп — суповой, супница

салфетка— салфетница конфета — конфетный, конфетница лист — лиственный, лиственница мыло — мыльный, мыльница

8. Преобразование предложений (упражнение в употребле­нии притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-)\

У Сони хлебница. — Это Сонина хлебница.

У Сани салфетница. —

У Васи в саду лиственница. —

У Симы стеклянная конфетница.—

У Люси синяя пуговица.—

У Ас и фаянсовая супница. —

9. Иллюстрация к чистоговорке "Метелица".

 

Занятие 37

1. Звуки С - Ц (попеременное произнесение).

2. Повторение звука С: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

3. Повторение звука Ц: слоговые ряды, слова, чистоговорки, потешки.

4. Сопоставление звуков С — Ц — игра "Наоборот"

а) в слогах

са-са-са— ца-ца-ца ас-ас-ас— ац-ац-ац

со-со-со— ос-ос-ос —

су -су -су— ус -ус -ус —

сы-сы-сы— ыс-ыс-ыс —

б) в словах

цок— сок цвет —

цели — цапля —

бац — цветик —

цена — бутсы —

5. Звуко-слоговой анализ, составление схем слов цок, сок, бац, бас.

6. Упражнения с разрезной азбукой (составление, преобразо­вание слов — см. п. 5).

7. Печатание слов ЦОК, СОК, БАЦ, БАС

8. Родственные слова: свет-цвет—

9. Игра "Закончи слово"

насо., пехотине., бое., пылесо., но., зая., кузне., пё., ледене., ква., анана., оте., коне., подно., птене., автобу..

Занятие 38

1. Звуки С — Ц (попеременное произнесение) .

2. Слоговые ряды

ас-ас-ац ац-ац-ас ца~ца-са са-са-ца

ас-ац-ац ац-ас-ас ца-са-са са-ца-ца

ас-ац-ас ац-ас-ац ца-са-ца са-ца-са

3. Упражнения с картинками на С, Ц

а) отбор картинок на оба звука типа солнце;

б) отбор картинок на С,

в) отбор картинок на Ц

(картинки: спица, пылесос, лестница, солнце, сосна, сцена, цве­ты, птенец, колесница, певец, песцы, станция, овца, акация, куст, маска, скамейка, гиацинт).

4. Игры "Что изменилось?", "Отгадай картинку", "Запомни, назови" с картинками на оба звука (см. п. За).

5. Звуко-слоговой анализ, схемы слов цепи, овца.

6. Повторение чистоговорок на С, Ц.

 

Занятие 39

1. Звуки С - Ц (попеременное произнесение).

2. Слоговые ряды

ста-ста-цта цта-цта-ста ацт-ацт-аст аст-аст-ацт ста-цта-цта цта-ста-ста

ацт-аст-аст аст-ацт-ацт ста-цта-ста цта-ста-цта ацт-аст-ацт аст-ацт-аст

3. Сопоставление звуков С — Ц — игра "Наоборот" (см. занятие 37, п. 4).

4. Игра "Закончи слово" (см. занятие 37, п. 9).

5. Игра с картинками "1-2-5-9" (см. занятие 38, п. 3).

6. Договаривание предложений по этим картинкам

Это Сонин (Сонино) ... Это Санин (Санина, Санино) ... Это Светин (Светина, Светино) ...

 

Занятие 40

1. Звук 3 — по подражанию, аналогии со звуком С,

с так­тильно-вибрационным контролем (рука на горле).

2. Слоги

за-за— за-за-за зо-зо— зо-зо-зо зу-зу— зу-зу-зу зы-зы— зы-зы-зы

3. Слоги и слова

за-за-за — зайка зы-зы-зы— тазы

за-за-за — закат зы-зы-зы — возы

за-за-за — запах зы-зы-зы — язык

за-за-за— завод зы-зы-зы— козы

за-за-за— замок зы-зы-зы— вазы

за-за-за— забава зы-зы-зы— музыка за-за-за — загадка за-за-за— ваза

зо-зо-зо— Зоя зу-зу-зу— зубы

зо-зо-зо— зонт зу-зу-зу— зубок

зо-зо-зо— зов зу-зу-зу— зубной

зо-зо-зо— зонтик зо-зо-зо— газон зо-зо-зо— возок

4. Слоговые ряды

за-зо-зу-зы зо-зу-зы-за зу-зы-за-зо зы-за-зо-зу

5. Игры с картинками на 3 "Запомни, назови, положи", "1-2-5-9"

(фазан, незабудки, мимоза, зонт, знамя, звезда).

6. Буква 3.

7. Упражнение с разрезной азбукой по следам анализа {тазы, козы), составление схем этих слов.

8. Печатание слов ТАЗЫ, КОЗЫ, ТАЗ, КОЗА.

9. Заучивание шутки

За-за-за— у Зои коза,

зо-зо-зо— у Зои зонт,

зу-зу-зу— Зоя под зонтом пасет козу,

зы-зы-зы— у Зои нет ни зонта, ни козы.

 

Занятие 41

1. Звук 3 (длительное произнесение).

2. Слоговые ряды: зда-здо-зду-зды здо-зду-зды-зда зду-зды-зда-здо зды-зда-здо-зду

3. Повторение шутки о Зое и козе.

4. Заучивание новой шутки о Зое, зайке и козе

Зайка не спит, Зою зовет, Зайке коза спать не дает. Возьмите козу, замкните козу, И заинька мой заснет в тазу. Зайка зевнет— и Зоя зевнет. .Зайка заснет— и Зоя заснет: Зоя — зайки на хозяйка, Спит в тазу у Зои зайка.

5. Выделение слов на звук 3 из этой шутки.

6. Игра "Назови ласково" — закрепление употребления умень­шительно-ласкательных суффиксов -ок, -ек, -ик, знаком­ство с правописанием сомнительных согласных

таз— тазик насос —

воз— покос—

обоз — квас —

7. Иллюстрация к прослушанной сказке И.Соколова-Мики-то ва "Листопадничек"

 

Занятие 42

1. Звук 3 (длительное произнесение).

2. Слоговые ряды

зна-зно-зну-зны азн-озн-узн-ызн

зно -зну-зны -зна озн -узн - ызн -азн

зну-зны-зна-зно узн-ызн-азн-озн

зны-зна-зно-зну ызн-азн-озн-узн

3. Слова

знать бездна заноза

знания белизна звезда

знамя казна звездолет

знакомый зной звездопад

знак знойный нефтебаза

4. Спряжение (без II лица единственного числа) а) в будущем времени

познакомиться с Зоей в поезде; а) в настоящем времени

узнавать знакомые звезды в бездне неба.

5. Употребление предлогов за, из-за, из-под — упражнения с деформированной фразой

зайка куст сидит за (под) —

зайка куст выглянуть из-за (из-под) —

зайка куст вылезть из-за —

незабудки Лиза за посадить изба —

Зоя сосна стоять за—

Зоя сосна выглянуть из-за —

Зоя сосна выходить из-за —

коза пастись лес за —

зонт спина Лиза у за —

зонт спина Лиза вынимать из-за —

6. Игра "Закончи слово" (правописание сомнительных сог­ласных)

та., но., во., насо., обо., коко., ква., вя., у., анана., наво., ее., не'., поко., автобус, Кама., га...

7. Повторение слов на звук 3 — игра в мяч или прыжки со скакалкой.

8. Повторение шуток, потешек на звук 3.

9. Звуко-слоговой анализ, печатание и схема слова зонт.

10. Подготовка к постановке звука Ш. Упражнения "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Индюк", "Фокус", "По­греем руки".

 

Занятие 43

1. Звук 3' (мягкий) — вызывается по подражанию.

2. Слоговые ряды

зя-зе-зю-зи зе-зю-зи-зя зю-зи-зя-зе зи-зя-зе-зю

3. Слова

газета зяблик изюм

музеи бузина обезьяна

землянка бензин позёмка

земляника магазин зябнуть

вазелин зима хозяин

 

4. Преобразование предложений по образцу

У Зины газета. — Это Зинина газета. У Зины земляника. — У Зины зяблик. — У Зины вазелин. — У Зины изюм. —

5. "Запомни, повтори" (см. подчеркнутые слова из задания 4).

6. Звуко-слоговой анализ, упражнение с разрезной азбукой, составление схем слов и печатание: Зина, зима. Правописание большой буквы в именах.

7. Заучивание стихотворения-шутки "Зеленая песенка"

В зеленом, зеленом, зеленом лесу Зеленый листок земляники ъесу. Зеленая ветка под елью не спит, Зеленая музыка где-то звенит, Зеленый козленок в зеленой листве, Поет он зеленую песенку мне.

8. Выделение слов со звуком 3' (мягким) из "Зеленой пе­сенки".

9. Упражнение в согласовании прилагательного зеленый, зеле­ная, зеленое с существительными — игра "Эхо"

логопед: ребенок: логопед: ребенок:

банан — зеленый яблоко —зеленое

листва — кузнечик —

лист — земляника —

пальто — зяблик —

панама — дерево —

скамейка — ясень —

змея — липа —

10. Постановка звука Ш.

 

Занятие 44

1. Звук 3' (мягкий) (длительное многократное произнесение).

2. Слоговые ряды

зля-зле-злю-зли азль-озль-узль-изль

зле-злю-зли-зля озль-узль-изль-азль

злю-зли-зля-зле узль-изль-азль-озль

зли-зля-зле-злю изль-амь~озль-узль

зня-зне-зню-зни азнь-ознь-узнь-изнь

зне-зню-зни-зня ознь-узнь-изнь-азнь

зню-зни-зня-зне узнь-изнь-азнь-ознь

зни-зня-зне-зню изнь-азнь-ознь-узнь

3. Припоминание слов на 3' — игра в мяч.

4. Повторение "Зеленой песенки".

5. Родственные слова

зима — зимний, озимые, зимовать, зимовка, озимь.

6. Согласование прилагательных зимний, зимняя, зимнее с суще­ствительными — игра "Эхо" (по образцу)

логопед: ребенок: логопед: ребенок:

костюм — зимний небо-

пальто — вьюга —

одежда — солнце-

день— метель-

воздух— ветер-

погода — сказка —

7. Составление и заучивание рассказа "Зима" по опорным словам

зима, снег, сад, санки, Зоя, Зина, Лиза, Сима, возить, Тузик, снеговик, сделать, зовут, взяли, зимний.

8. Заучивание четверостишья "Зима"

Зябнет нос, идет зима. В зимней сказке лес, дома. Все позёмкой занесет: Землю, степи и завод.

9. Рисование свечой "Зимняя сказка".

Занятие 45

1. Звуки С — 3 (попеременное произнесение).

2. Повторение звука С, слогов, слоговых рядов, слов, чисто-говорок, потешек, шуток.

3. Повторение звука 3, слогов, слоговых рядов, слов, чисто-говорок, стишков, шуток.

4. Слоговые ряды

са-са-за за-за-са

са-за-за за-са-са

са-за-са за-са-за

5. Преобразование слогов, слов — игра "Наоборот"

а) ста— зда зма— сма

сто— змо—

сту— зму—

сты — змы— и т.д.

б) Зоя— соя зуб-коза— Лиза— зайка —

6. Группировка картинок — игра "Подарим картинки Зое и Соне"

Зое на 3 Соне на С

(собака, замок, ваза, зонт, сумка, носки, коляска, капуста, коза, незабудки, скамейка, пыгесос, азбука, соска, мимоза, мозаика).

7. По результатам п. 6 составление и преобразование словосо­четаний (предложений) с притяжательными прилагатель­ными по образцу

У Зои зонт. — Это Зоин зонт.

У Сони капуста. — Это Сонина капуста.

8. Звуко-слоговой анализ, упражнения с разрезной азбукой, схемы и печатание слов косы— козы, коса— коза.

9. Спряжение в настоящем времени (без II лица единствен­ного числа)

любоваться листопадом в осеннем лесу любоваться снегопадом в зимнем саду наблюдать за звездопадом в темном небе.

10. Постановка звука Ш.

 

Занятие 46

1. Звуки С — 3 (попеременное произнесение).

2. Повторение материала занятия 45 п.п. 2-9.

3. Слова

засуха заносы сазан

засов засада сказать

завеса засыпать сказка

занавеска записать созвать

4. Игра "1-2-5-9" (знакомая сказка, увлекательная сказка).

5. Рисование или аппликация "Снегопад".

 

Занятие 47

1. Звуки С - 3' (попеременное произнесение).

2. Повторение звука С, слогов, слоговых рядов, слов, чисто-говорок.

3. Повторение звука 3', слогов, слоговых рядов, слов, чисто-говорок.

4. Слоговые ряды

ся-ся-зя сля-сля-зля сня-сня-зня

ся-зя-зя сля-зля-зля сня-зня-зня

ся-зя-ся сля-зля-сля сня-зня-сня

зя-зя-ся зля-зля-сля зня-зня-сня

зя-ся-ся зля-сля-сля зня-спя-сня

зя-ся-зя зля-сля-зля зня-сня-зня

аснь-аснь-азнь асль-асль-азль асчь-асмь-азмь

аснь-азнь-азнь асль-азль-азль асмь-азмь-азмь

аснь-азнь-аснь асль-азль-асль асмь-азмь-асмь

азнь-азнь-аснь азль-азль-асль азмь-азмь-асмь

азнь-аснь-аснь азль-асль-асль азмь-асмь-асмь

азнь-аснь-азнь азль-асль-азль азмь-асмь-азмъ

5. Преобразование слогов — игра "Наоборот"

зя-зя-зя— ся-ся-ся стя-стя-стя— здя-здя-здя

зе-зе-зе— сте-сте-сте— зде-зде-зде

зю-зю-зю— стю-стю-стю— здю-здю-здю

зи-зи-зи — сти-сти-сти— зди-зди-зди

зё-зё-зё— стё-стё-стё— здё-здё-эдё

6. Группировка картинок — игра "Подарим картинки"

Симе Зине

(листья, снеговик, зяблик, апельсин, магазин, газета, музей, васшек, гусь, письмо, земляника).

7. Упражнение в употреблении притяжательных прилагатель­ных Симин, Симина, Симино, Зинин, Зимина, Зининос картин­ками (см. п. 6).

8. Повторение четверостишия и рассказа "Зима" (см. занятие 44).

9. Выделение из них слов на звуки С, 3'.

10 Аппликация "Зина и Сима слепили снеговика"

11. Подготовка к постановке звука Л.

Декабрь

Постановка и автоматизация звуков III, Л.

Занятие 48

1. Звук Ш — рассматривание положения артикуляционных органов, «убы слегка вытянуты и округлены, зубы "забор­чиком со щелью",язык поднят вверх, воздух теплый, струя направлена вверх.

2. Слоги и слова

ша-ша-ша — шапка шо-шо-шо— шов

ша-ша-ша— шаль шо-шо-шо— шёпот

ша-ша-ша— шахматы шо-шо-шо — шок

ши-ши-ши~ шина шу-шу-шу — шуба

ши-иш-ши — шипы шу-шу-шу— шутка

ши-ши-ши~ шиповник шу-шу-шу— шум

3. Слоговые ряды

ша-шо-шу-ши шу-ши-ша-шо

шо-шу-ши-ша ши-ша-шо-шу

4. Слова и предложения

а) Маша наши Даша ваши наша уши каша шея

б) Маша под душем моет шею и уши. Наша Маша nor душем моет шею и уши. Даша под душем моет шею и уши.

5. Буква Ш.

6. Работа с разрезной азбукой по следам анализа, чтение и печатание слогов и слов

ша — каша, Маша, Наташа;

ши — уши, наши, мыши.

Правило нравоописания ши

Большая буква в именах.

7. Припоминание слов со звуком Ш — игра в мяч.

8. 'Запомни, повтори": шапка— шуба— и.иповник— шепот (менять порядок слов).

9. Заучивание скороговорки

Тише, мыши, тише, мыши. Кот сидит и еле дышит.

Занятие 49

1. Звук Ш (длительное и многократное произнесение).

2. Слоги и слова

аш-аш-аш— ваш уш-уш-уш~ мушка

аш-аш-аш — наш уш-уш-уш~ ушки

аш-аш-аш— башня уш-уш-уш— пушка

аш-аш-аш — кашка иш-иш-иш— мишка

ош-ош-ош— кошка ыш-ыш-ыш— мышка

ош-ош-ош— мошка ыш-ыш-ыш— пышка

3. Слоговые ряды

аш -ош -уш - ыш уш - ыш-аш -ош

ош-уш-ыш-аш ыш-аш~ош-уш

4. Упражнения с разрезной азбукой — преобразование слов

кашка— Пашка— пушка— мушка Машка мышка мошка кошка.

5. "Запомни, повтори"— упражнения с этими словами.

6. Заучивание скороговорки

Кошка в окошке шапку шьет, Мышка в сапожках избушку метет.

7. Спряжение в настоящем времени

шить шапку для кошки в окошке.

8. Заучивание рассказа "Кошка и мышка".

Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кош­ка видит мышку. Л мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. Л кошка — с окошка и за мышкой.

 

Занятие 50

 

1. Звук Ш (длительное и многократное произнесение).

2. Слоговые ряды

шка-шко-шку-шки ашк-ошк-ушк-ишк

шко-шку-шки-шка ошк-ушк-ишк-ашк

шку - шки - шка - шко ушк-ишк-ашк -ошк

шки-шка-шко-шку ишк-ашк-ошк-ушк

кша-кшо-кшу-кши акш-окш-укш-ыкш

кшо-кшу-кши-кша окш-укш~ыкш-акш

кшу-кши-кша-кшо укш-ыкш-акш-окш

кши-кша-кшо-кшу ыкш-акш-окш-укш

3. Повторение скороговорки про кошку и мышку.

4. Заучивание новых скороговорок о мышках

Тише, мышки, не шумите, Кошку Машку не будите.

Мышонку шепчет мышь:

— Ты все шумишь, шумишь. Мышонок шепнет мыши:

— Шуметь я буду тише.

5. Выделение из этих скороговорок слов на Ш.

6. Родственные слова

мышь— мышка, мышонок (мышата), мышиный, мышастик.

7.Звуко-слоговой анализ, составление из разрезной азбуки, печатание слов мыши, мышка, мышки.

8. Игра "1-2-5-9" {мышь, мышка, мышонок).

9. Спряжение в настоящем времени: дышать в ушко кошке Машке.

 

Занятие 51

 

1. Звук Ш (длительное и многократное произнесение).

2. Слоговые ряды

шта~што-шту-шты ашт-ошт-ушт-ышт

што~шту-шты-шта ошт-ушт-ышт-ашт

шту~шты-шта-што ушт-ышт-ашт-ошт

шты-шта-што-шту ышт-ашт-ошт-ушт

тша-тшо-тшу-тши атш-отш-утш-ытш

тшо-тшу-тши-тша отш-утш-ытш-атш

тшу-тши-тша-тшо утш-ытш-атш-отш

тиш-тша-тшо-тшу ытш-атш~отш-утш

3. Заучивание скороговорок о мишке

Плюшевому мишке Маша штопает штанишки.

У плюшевого мишки новые штанишки.

4. Выделение из этих скороговорок слов со звуком Ш.

5. Игра "1-2-5-9" {плюшевый мишка, пушистая кошка).

6. Спряжение в настоящем времени

шить штанишки плюшевому мишке штопать штанишки плюшевому мишке.

7. Звуко-слоговой анализ, схемы слов, печатание по следам анализа мишка, Машка, мышка.

8. Подбор предметов к признакам

плюшевый плюшевая плюшевое

пушистый пушистая пушистое

Проговаривание образованных словосочетаний.

9. Составление рассказа по опорным словам с использованием сюжетной картинки "Мишка"(Алеша, машина, шесть, ба­бушка, дедушка, мишка, плюшевый).

 

Занятие 52

1.Звук Ш (длительное и многократное произнесение).

2. Слоговые ряды (см. занятие 50 п. 2).

3. Игры "У кого кто?", "Кто с кем?"(мышка, лягушка, кукуш­ка) — подбор детенышей (кукушка с кукушонком...).

4. Родственные слова: кукушка — кукушонок, кукушата лягушка мышка ~

5. Заучивание чистоговорки "Кукушонок"

Кукушка кукушонку шьет новый капюшон.

Надень, кукушонок, капюшон

Как в капюшоне ты смешон.

6. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов — игра "Назови ласково"

воля— волюшка хлеб—

доля— изба —

дума хозяйка —

кума — штаны

зима — мать —

камень — тетя

солнце — дядя —

7. Повторение чистоговорок, потешек на звук Ш (см. занятия 48, 49, 50, 51).

8. Выделение слов со звуком Ш из чистоговорки "Кукушо­нок",деление их на слоги.

9. Иллюстрация к этой чистоговорке.

10. Подготовка к постановке звука Р. Упражнения "Чашеч­ка", "Лошадки", "Грибок", "Барабан", "Гармошка".

 

Занятие 53

 

1. Звуки С — Ш (попеременное произнесение).

2. Повторение звука С, слоговых рядов, слов, чистоговорок.

3. Повторение звука Ш, слоговых рядов, слов, чистоговорок.

4. Слоговые ряды

са-ша ша-са са-са-ша ша-ша-са

со-шо шо-со са-ша-ша ша-са~са

су-шу шу-су са-ша-са ша-са-ша

сы-иш ши-сы

5. Игра "Подарим картинки Сане и Маше"

(носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки, мешок, стакан, космонавт, подушка, спутник, кувшин, кукушка, сосна, пы\есос, шишка).

6. Игры на развитие внимания и памяти с этими картинками "Что изменилось?", "Отгадай указанную картинку".

7. Упражнение в согласовании — игра "1-2-5-6-7-8-9-10"с этими картинками.

8. Заучивание скороговорок

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

9. Звуковой анализ, упражнения с разрезной азбукой, печа­тание и составление схем слов шишка, шишки, сосны.

10. Спряжение в настоящем времени

сшибать шишки с сосны.

11. Рисование "Сосновые шишки".

12. Подготовка к постановке звука Р.Упражнения "Чашеч­ка"; "Лошадки", "Грибок", "Барабан", "Гармошка"

 

Занятие 54

 

1. Звуки С - Ш (попеременное произнесение).

2. Игра "Наоборот"

а) слоги: са-са-са— ша-ша-ша аш-аш-аш— ас-ас~ас

со-со-со— ош-ош-ош —

су-су ~су — уш-уш-уш

сы-сы-сы — иш-иш-иш —

б) слова: уши— усы вас— ваш

шутки — посол

кашка— масса

Машка— Сашка —

Мишка— саман—

шины — басня—

наш — мыс

3. Заучивание чистоговорки

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке, А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

4. Подбор признаков и действий на звуки С, Ш к предмету

Кошка большая спешит

пушистая дышит

смешная шалит

ушастая спит

плюшевая ест

5. Спряжение в настоящем времени

спешить к окошку с пушистой кошкой.

6. Упражнения с разрезной азбукой по следам анализа, чте­ние, печатание предложения, схема

Кошка дышит. Повторение правописания ши.

7. Игра "Отгадай слово"(пропущены С или Ш)

.апка .умка .оль .ум анана.

.анки .лем .умит .патъ камы.

.уба .ова .ок ду. компа.

.ом .айба .уп ква. мы.

8. Подготовка к постановке звука Л. Упражнения "Улыбка", "Лопатка", "Накажем непослушный язык".

 

Занятие 55

 

1. Звуки С — Ш (попеременное произнесение).

2. Слоговые ряды

сна-сно-сну-сны асн-осн-усн-ысн

сно-сну-сны-сна осн-усн-ысн-асн

сну-сны-сна-сно усн-ысн-асн-осн

сны-сна-сно-сну ысн-асн-осн-усн

шна-шно-шну-шны ашн-ошн-ушн-ышн

шно-шну-шны-шна ошн-ушн-ышн-ашн

шну-шны-шна-шно ушн-ышн-ашн-ошн

шны-шна-шно-шну ышн-ашн-ошн-ушн

сна-шна~шна шна-шна-сна

сна-сна-шна шна-сна-сна

сна-шна-сна шна-сна-шна

3. Проговаривание чисто- и скороговорок на С, Ш (см. заня­тия 53, 54)

4. Рассказ "Сосна"(заучивание или пересказ)

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке,— большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шиш­ки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доно­сится шум соснового леса.

5. Выделение из рассказа слов

а) со звуками С, Ш в одном слове;

б) со звуком С;

в) со звуком Ш.

6. Игра "1-2-5-6-7-8-9" со словосочетаниями

пушистая сосна сосновая шишка

7. Спряжение в настоящем времени

спешить в лес за сосновыми шишками спешить из леса домой с сосновыми шишками.

8. Рисование "Пушистая сосна".

9. Подготовка к постановке звука Л. Упражнения "Улыбка", "Лопатка", "Накажем непослушный язык".

 

Занятие 56

 

1. Звуки С - Ш (попеременное произнесение).

2. Слоговые ряды

сма-смо-сму-смы асм-осм-усм-ысм

смо-сму-смы-сма осм-усм-ысм-асм

сму-смы-сма-смо усм-ысм-асм-осм

смы-сма-смо-сму ысм-асм-осм-усм

шма-шмо-шму-шмы ашм-ошм-ушм-ышм

шмо-шму-шмы-шма ошм-ушм-ышм-ашм

шму-шмы-шма-шмо ушм-ышм-ашм-ошм

шмы-шма-шмо-шму ышм-ашм-ошм-ушм

сма-сма-шма асм-асм-ашм

сма-шма-шма асм-ашм-ашм

сма-шма-сма асм-ашм-асм

шма-шма-сма ашм-ашм-асм

шма-сма-сма ашм-асм-асм

шма-сма-шма ашм-асм-ашм

3. Проговаривание слов по картинкам: Саша, шесть, сушки, шоссе,

солнышко, машинист, шестнадцать, штепсель, шестьдесят, шах­матист, шестьсот, путешественник, пастушок, пастушка.

4. Игры на развитие внимания и памяти с этими картинками "Что изменилось?", "Запомни, повтори, положи", "Отга­дай указанную картинку".

5. Проговаривание предложений

Саша спешит по шоссе и несет сушки. Машинист спешит по шоссе и ест сушки. Путешественник спешит по шоссе и несет сушки Пастушок спешит по шоссе и ест сушки. Пастушка спешит по шоссе и ест сушки.

6. Игра "1-2-5-6-7-8-9-10"со словами сушка, шоссе, солнышко, машинист, штепсель, шахматист, путешественник, пастушок, пастушка.

7. Спряжение в настоящем времени

спешить по шоссе и есть сушки.

8. Упражнение в употреблении словосочетания пушистый хвост

У... пушистый хвост, (собака, кошка, лиса, белка)

9. Повторение чисто- и скороговорок на С и Ш.

10. Аппликация "Светит солнышко в ясный зимний день".

11. Постановка звука Л.

Занятие 57

 

1. Звуки С — Ш (попеременное произнесение).

2. Припоминание слов (картинок)

а) на звук С;

б) на звук Ш.

3. Деление этих слов на слоги — игра "Телеграф".

4. Повторение чисто- и скороговорок на С и Ш (см. занятия 53, 54).

5. Родственные слова

смешить— смех, смешок, смешинка, смешной, насмешка,

усмешка, смешно; спешить — спешка, поспешно, поспешный

6. Подбор предметов к признакам

смешной смешная смешное

душистый душистая душистое

бесшумный бесшумная бесшумное

7. Спряжение в настоящем и будущем времени

шептать на ушко бабушке смешной стишок шептать дедушке на ушко смешную сказку сушить пуховые подушки на солнышке.

9. Повторение правописания ши (упражнения с разрезной азбукой, печатание)

ши— шина— машина ши— шипы— шипит ши— дыши— дышит ши — уши — суши

10. Постановка звука Л.

 

Занятие 58

 

1. Звук Л - Л - Л (многократное произнесение). Артикуляционная поза:

Кончик языка прижат к альвеолам,

по бокам языка образуется щель, в которую проходит

воздух, губы открыты, зубы разомкнуты.

2. Слоги и слова (проговаривание по 3-5 раз)

ал-ал-ал бал— вал— мал— пал— зал

ол-ол-ол бол—вол—мол—пол—зол

у л-ул-ул бул— вул— мул— пул— зул

ыл-ыл-ыл был— выл— мыл— пыл— зыл

ил-ил-ил бил— вил— мил— пил— зил

ел-ел-ел бел— вел— мел— пел— зел

ял-ял-ял бял— вял— мял— пял— зял

3. Отработка произношения слов (перед зеркалом)

стул, Павел, забыл, пенал, пол.

4. Скороговорка

Ал-ал-ал— пенал на пол упал, ол-ол-ол — пенал упал на пол, ул-ул-ул — пенал упал на стул, ыл-ыл-ыл — Павел пенал забыл.

5. Игра "1-2-5-6-7-8-9-10"со словами пенал, стул, зал.

 

Занятия 59-60

 

1. Звук Л — Л — Л (многократное произнесение).

2. Слоговые ряды

ал-ол-ул-ыл ол-ул-ыл-ал ул-ыл-ал-ол ыл-ал-ол-ул

3. Слова

пал— палка укол бутылка

гал— галка бокал фиалка

бел— белка дятел косилка

пол— полка вокзал скакалка

бул— булка козел молния

вил— вилка футбол сеялка

бал— балкон пенал солдат

4. Игры "Эхо"(именительный падеж мн.числа), "1-2-5-6-7-8-9-10", "Что изменилось?", "Чего не стало?", "Запомни, назови", "Телеграф"(используются подходящие слова — см. п. 3).

5. Скороговорка

Ал-ал-ал— Павел днем не спал, ол-ол-ол— Павел видел футбол, ул-ул-ул— Павел сел на стул, ил-ил-ил— Павел гол забил, ыл-ыл-ыл— у нас суп остыл, ел-ел-ел— Павел суп не ел, ёл-ёл-ёл— Павел пол подмёл.

6. Выделение из скороговорки слов со звуком Л.

7. Буква Л.

8. Звуко-слоговой анализ, упражнения с разрезной азбукой, чтение, печатание, составление схем

бал — балка бел— белка бул— булка вил— вилка гал— галка пал— палка пол— полка

9. Скороговорка "Скакалка"

(адаптированный текст по сти­хотворению И.Демьянова "Скакалочка")

Очень любит Галка

Веселую скакалку.

Скок да скок, скок да скок!

Галке не жалко ног.

А бывает жалко

Веселую скакалку.

— Отдохни, скакалка,—

Еле шепчет Галка.

 

Занятие 61

 

1. Звук Л - Л — Л (многократное произнесение).

2. Слоги и слова

ла-ла-ла — лапы ло-ло-ло— лом

ла-ла-ла— лампа ло-ло-ло—лось

ла-ла-ла— лама ло-ло-ло—локоть

ла-ла-ла— лапша ло-ло-ло—лошадь

ла-ла-ла— юла ло-ло-ло—ложка

ла-ла-ла— пила ло-ло-ло—лото

ла-ла-ла— акула ло-ло-ло—лодка

ла-ла-ла— школа ло-ло-ло—мыло

ла-ла-ла халат ло-ло-ло— одеяло

ла-ла-ла— скала ло-ло-ло— калоши

лы-лы-лы— лыко лу-лу-лу — лук

лы-лы-лы— волы лу-лу-лу—луна

лы-лы-лы— столы лу-лу-лу— лупа

лы-лы-лы— вилы лу-лу-лу— колун

лы-лы-лы— полы лу-лу-лу— голубь

лы-лы-лы — малы лу-лу-лу— лукошко

лы-лы-лы— малыш лу-лу-лу— шалун

лы-лы-лы— скалы лу-лу-лу— тулуп

3. Игра "Телеграф"— деление слов на слоги (см. п. 2.).

4. Игра "Запомни, назови"(см. п. 2.).

5. Стихотворение "Зима"

Все бело, бело, бело. Много снегу намело. Вот веселые деньки — Все на лыжи и коньки!

6. Повторение скороговорок на звук Л (см. занятия 58, 59-60).

7. Аппликация "Зима".

Занятие 62

1. Звук Л — Л - Л (многократное произнесение).

2. Слоговые ряды

ал-ол-ул-ыл ла-ло-лу-лы

ол-ул-ыл-ал ло-лу-лы-ла

ул-ыл-ал-ол лу-лы-ла-ло

ыл-ал-ол-ул лы-ла-ло-лу

3. Игра "Раз-два-три"— припоминание картинок, слов на Л

в конце слова в середине слова в начале слова.

4. Повторение стихов и скороговорок на Л (см. занятия 58, 59-60, 61).

5. Заучивание новых скороговорок

Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, Белой белка не была.

— Заяц белый, заяц белый! Ты куда за лыком бегал? Заяц белый зашептал:

— Я не бегал, я скакал!

6. Слова на Л из скороговорки, деление их на слоги (игра "Телеграф")

7. Печатание по следам анализа 2-3 слов из скороговорки.

 

Занятие 63

 

1. Звук Л — Л - Л (многократное произнесение).

2. Слоговые ряды

кла-кло-клу-клы акл-окл-укл-ыкл

кло-клу-клы~кла окл-укл-ыкл-акл

клу-клы-кла~кло укл-ыкл-акл-окл

клы-кла-кло-клу ыкл-акл~окл-укл

лка-лко-лку-лкы алк-олк-улк-ылк

лко-лку-лкы-лка олк-улк-ылк-алк

лку-лкы-лка-лко улк-ылк-алк-олк

лкы-лка-лко-лку ылк-алк-олк-улк

3. Слова

Клава клок клык

класс клуб свекла

кладовка клумба Клаша

класть клубок клуша

клад клубника Фекла

клавиши клоун закладка

4. Игры с этими словами "Телеграф"(деление на слоги), "Запо­мни, повтори"(на внимание и память), "1-2-5-6-7-8-9-10"(счет без "3" и "4").

5. Составление и проговаривание словосочетаний со словами из п. 3 с притяжательным прилагательным Клавин

Это Клавин класс.

Это Клавина клумба и т.д.

6. Заучивание скороговорок

Клава клала лук на полку, Позвала к себе Николку.

Клава, Клава, глянь в окно, Сколько снегу намело, И в лесу, и в саду Сосны, елки все в снегу.

7. Спряжение

а) в настоящем и прошедшем времени

класть лук на полку;

б) в будущем и прошедшем времени

полоть гладиолусы на клумбе.

 

Занятие 64

 

1. Звук Л - Л — Л (многократное произнесение).

2. Слоговые ряды

сла-сло-слу-слы асл-осл-усл-ысл

сло-слу-слы-сла осл-усл-ысл-асл

слу-слы-сла-сло усл-ысл-асл-осл

слы-сла-сло-слу ысл-асл-осл-усл

лса-лсо-лсу-лсы алс-олс-улс-ылс

лсо-лсу-лсы-лса олс-улс-ылс-алс

лсу-лсы-лса-лсо улс-ылс-алс-олс-

лсы-лса-лсо-лсу ылс-алс-олс-улс

То же самое со звуком 3

(зла-зло-злу-злы азл-озл-узл-ызл и т.д.

лза-лзо-лзу-лзы алза-олза-улза-ылза и т.д.).

3. Слова

слон слово Слава

слоненок слоги сладкий

слонята весло сласти

слониха слух слабый

слоник слушать послать

слоновый заслуга злой

слоновник слышать узлы

4. Выделение и проговаривание родственных слов (см. п. 3).

5. Игра "1-2-5-6-7-8-9-10" со словами слон, слониха, слоненок, слоник.

6. Упражнения с разрезной азбукой, печатание слов, состав­ление схем по следам звуко-слогового анализа

слон, слоны, слоник. Ударение. Правописание безударной гласной.

7. Заучивание серии стишков о слонах

Слоны умны, слоны сильны,

Слоны спокойны, веселы.

Головой кивает слон —

Он слонихе шлет поклон.

Спит в углу моя слониха,

Двое маленьких слонят

Спать давным-давно хотят.

Спит спокойно сытый слон,

Стоя спать умеет он.

 

Занятие 65

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.