Здавалка
Главная | Обратная связь

журавлиный журавлиная журавлиное



клин стая перо

караван песня курлыкание

крик шея гнездо

клюв голова яйцо

хвост нога крыло

8. Упражнение в употреблении синонимов — "Скажи иначе"журавли караваномлетят — стаей;

на солнце темный лес зарделпокраснел;

после зимней стужи—холода;

запел в лазурижаворонок — в голубом небе;

журавли курлычуткричат;

ласточка щебечет—поет, заливается;

жаворонок летает—порхает, кружит, парит;

красивая птичка— прекрасная,очаровательная,хорошенькая

смелая пташка храбрая, отважная, бесстрашная, героическая.

9. Распространение предложений — "Скажи дальше"

Журавли летят.

Журавли караваном летят.

С юга журавли караваном летят.

С юга в родные края журавли караваном летят.

Жаворонок запел.

Жаворонок запел песню.

Песню раннюю запел жаворонок звонкий.

Песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.

Бегут ручьи.

По полям бегут ручьи.

По полям бегут звонкие ручьи.

По полям бегут и журчат звонкие ручьи, и т.д.

10. Выделение из стихов (см. п. 1) слов на

а) свистящие звуки;

б) шипящие звуки;

в) Р, Р', Л, Л'.

11. Иллюстрации к изученным стихам.

Занятия 127-130

 

1. Закрепление правильного звукопроизношения в стихах рус­ских поэтов

А.А. Фет "Весна"

И.А. Бунин "Все темней и кудрявей..."

А.А. Блок "На лугу"

2. Заучивание стихов наизусть.

3. Приметы весны в этих стихах.

4. Спряжение в настоящем времени

- Слушать пение соловья на рассвете.

Любоваться пушистой раскидистой вербой. Восхищаться звонкими соловьиными трелями.

5. Распространение предложений

Лес зеленеет.

Березовый лес зеленеет.

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет.

Колокольчики цветут. Колокольчики ландышей цветут. Колокольчики ландышей в чаще цветут. Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут.

Соловьи поют.

Соловьи до рассвета поют.

Весной соловьи до рассвета поют.

Теплом и черемухой веет.

6. Родственные слова

луг—

соловей—

7. Признаки и действия к предметам (лес, верба, соловей)

8. Подбор предметов к признакам

лесной лесная лесное

соловьиный соловьиная соловьиное

9. Образование и употребление сравнительной степени при­лагательных и наречий

лес вдали видно— еще виднее; синиенебеса— еще синее; зеленыйлес— еще зеленее; чернаяполоса— еще чернее; голос звонкий—еще звонче; верба пушистая—еще пушистее; воздух душистый— еще душистее. -

10. Выделение из стихотворений, печатание, составление схем

а) слов на свистящие звуки;

б) на шипящие;

в) на Р, Р', Л, Л'.

11. Припоминание названий деревьев — образование отно­сительных прилагательных от названий деревьев — игры "Какой лист?", "Какие листья?", "Какой ствол?", "Ка­кая ветка?", "Какое полено?", "Узнай дерево по листу (стволу)".

12. Иллюстрации к стихам (см. п. 1).

Занятия 131-132

 

1. Закрепление произношения свистящих, шипящих звуков и соноров Р, Р' в стихотворении С.А. Есенина "Черемуха".

2. Заучивание стихотворения.

3. Выделение слов на свистящие, шипящие, Р, Р' из стихо­творения, выборочное печатание, составление схем слов.

4. Подбор признаков и действий

Ручей

маленький течет

серебряный бежит

струящийся льется

шумящий шумит

журчащий струится

поющий журчит

Черемуха

красивая расцветает

(нарядная, роскошная) пахнет

цветущая (благоухает)

душистая радует (пахучая, благоухающая) и т.д.

5. Распространение предложений

Черемуха расцвела. Черемуха душистая расцвела. Черемуха душистая с весною расцвела.

Черемуха стоит.

Черемуха душистая стоит.

Черемуха душистая, развесившись, стоит.

Бежит ручей. Бежит, струится ручей.

Бежит, струится маленький серебряный ручей. В траве, между корней, бежит, струится маленький се­ребряный ручей.

Зелень горит.

Зелень на солнышке горит.

Зелень золотистая на солнышке горит.

Ручей поет.

Ручей поет песенки.

Ручей поет песенки черемухе.

Ручей вкрадчиво поет песенки черемухе.

Ручей вкрадчиво под кручею поет песенки черемухе.

6. Беседа по содержанию стихотворения.

Какое время года описано Сергеем Александровичем Есениным в стихотворении "Черемуха"?

Как, чем вы можете доказать, что это весна ? Кто, кому и где поет песенки ?

Какие слова из стихотворения говорят о любви поэта к рус­ской природе, черемухе,ручью?

7. Иллюстрация к стихотворению.

 

Занятие 133

 

1. Закрепление правильного звукопроизношения (в основном Р, Р') в стихотворении Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза".

2. Заучивание стихотворения наизусть.

3. Распространение предложений:

Гром грохочет.

Весенний, первый гром грохочет.

Весенний, первый гром грохочет в небе.

Весенний, первый гром грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты.

Гремят раскаты молодые.

Гремят раскаты молодые в небе голубом.

Бежит поток.

Бежит поток проворный.

С горы бежит поток проворный.

Не молкнет гам.

Не молкнет птичий гам.

В лесу не молкнет птичий гам.

4. Выделение слов на Р, Р', печатание, составление схем

5. Вслушаться, пронаблюдать, догадаться, при помощи чего поэт передает ощущение грозы, громыхание грома.

6. Родственные слова

гром— солнце—

7. Подбор признаков и действий {гром, солнце)

8. Подбор предметов к признакам

весенний весенняя весеннее

9. Спряжение в настоящем времени

прислушиваться к грозным раскатам грома бояться грозного громыхания грома.

10. Счет 1-10{раскаты грома).

11. Иллюстрация к стихотворению.

 

Занятия 134-135

 

1. Закрепление произношения свистящих и шипящих звуков в стихотворении А.К. Толстого "Колокольчики"и рассказе М. Пришвина "Золотой луг".

2. Припоминание названий дикорастущих (степных, лесных) цветов, печатание, схемы слов.

3. Подбор признаков и действий (колокольчик, ландыш, василек, одуванчик)

колокольчик голубой звенит

красивый качает головой

степной цветет

цветущий растет

4. Спряжение в настоящем времени

собирать в степи васильки любоваться степными колокольчиками рассматривать цветущие колокольчики.

5. Счет 1<-»10(звенящий колокольчик, желтый цветущий одуванчик)

6. Заучивание стихотворения наизусть.

7. Иллюстрация к нему.

8. Чтение и пересказ рассказа М. Пришвина "Золотой луг".

9. Иллюстрация к рассказу.

10. Повторение стихов о весне Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, И.С. Никитина, И.А. Бунина, А.А. Фета, С.А. Есенина, В. А. Жуковского, АН. Плещеева.

11 Узнавание стихов о весне по предложенной строчке.

12. Беседа о весне — развитие диалогической речи, составле­ние, придумывание вопросов к логопеду, закрепление про­изношения звуков в свободной речи.

 

 

Май

Закрепление правильного звукопроизношения в сказках и рассказах.

Занятия 136-140

 

Закрепление правильного звукопроизношения в связной и спонтанной речи на материале сказок А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке","Сказка о царе Салтане".

1. Чтение сказок по цепочке (логопед, дети).

2. Заучивание отрывков наизусть (по выбору).

3. Беседа по содержанию (развитие диалогической спонтан­ной речи)

а) ответы на вопросы логопеда;

б) составление, придумывание вопросов детьми (отвеча­ют логопед или другие дети).

4. Лексико-грамматические упражнения

а) Подбор признаков и действий (рыбка, старик, старуха, царевна-лебедь, князь Гвидон, сватья баба-бабариха и т.д.);

б) подбор предметов к признакам

прекрасный прекрасная прекрасное

чудесный чудесная чудесное

грозный грозная грозное

в) родственные слова

чудо чудный, чудесный, чудесница, причудливый, причуды,

чудеса; старик — старец, старуха, старый, постареть, состариться;

г) упражнение в употреблении сложноподчиненных пред­ложений

Старуха хотела, чтобы...

Старуха осталась у разбитого корыта, потому что... Ничего не сказала старику рыбка, потому что... На море вздулись сердитые волны, потому что... Старик закинул в море невод, чтобы...

— Кабы я была царица,— говорит одна девица,— то...

Кабы я была царица,— говорит ее сестрица,— то...

— Кабы я была царица— третья молвила сестрица— то...

33 богатыря выходят из моря, чтобы... "И нет стражи той надежней, ни храбрее, ни прилеж­ней ", потому что... "Белку холят, берегут ", потому что... 5. Иллюстрация к сказкам.

Занятия 141-150

 

Русские народные сказки "Лиса и журавль","Царевна-лягушка","Хаврошечка","Гуси-лебеди".

Сказки Ш. Перро "Красная шапочка",

Братьев Гримм "Горшочек каши","Бременские музыканты",

Г.Х. Андерсена "Дюймовочка", "Гадкий утенок".

РассказыВ. Бианки,М. Пришвина "Еж", "Журка",

Л. Толстого "Лев и собачка", "Пожарные собаки",

М. Горького "Воробьишко".

1. Чтение, детьми и логопедом (по цепочке) — формирование навыков чтения, закрепление правильного звукопроизно-шения в процессе чтения.

2. Беседа по прочитанному — взаимные вопросы (обучение умению составлять и задавать вопросы, правильно отве­чать на поставленные вопросы, закрепление произноси­тельных навыков в спонтанной речи).

3. Рассказывание сказок, рассказов детьми.

4. Отгадывание сказки по иллюстрации или по рассказанно­му эпизоду.

5. Рисование иллюстраций к прочитанной сказке, рассказу.

 

 

Июнь

 

Закрепление правильного звукопроизношения в свободной речи.

Занятия 151-160

Экскурсии, развлечения, игры (дидактические, сюжетно-ро-левые, лексические, настолько-печатные, подвижные...).

Закрепление фонетически чистой, грамматически правиль­ной и лексически развитой речи в свободном общении детей.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.