Здавалка
Главная | Обратная связь

Глобальные проблемы современности: противоречия и перспективы развития



 

3.16.1 Вопросы семинарского занятия

1 Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем в мировой цивилизации.

2 Характерные черты и особенности глобализации в современном мире: противоречия и пути их решения

3 Роль философии и науки в преодолении современных глобальных кризисов.

4 Методология исследования глобальных процессов. Этика и ответственность ученого.

 

3.16.2 Задания для СРСП

Контрольные вопросы

1 Что такое глобализация?

2 В чем заключается антропогенный характер глобальных проблем?

3 Назовите характерные примеры глобальных проблем.

4 Глобалисты и антиглобалисты: кто прав?

5 Существуют ли «пределы роста»?

 

3.16.3 Темы рефератов

1 Иерархия глобальных проблем: приоритетные условия их решения.

2 Технический характер глобальных проблем.

3 Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму?

4 Экологический кризис как глобальная проблема.

5 Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.

6 Причины возникновения глобальных проблем.

 

3.16.4 Основные понятия

Глобализация, глобальные проблемы, антиглобализм, альтерглобализм, «пределы роста», политическая интеграция, экономическая интеграция, «демографический взрыв», футурология.

3.16.5 Задания для СРС

Составить кроссворд по теме: Глобальные проблемы современности. Расставьте проблемы в соответствии со способами их решения в таблице 15.

Таблица 14 –Глобальные проблемы современности

 

  Возрождение духовной культуры, развитие науки и образования, этическое воспитание, формирование нового одухотворенного мировоззрения.
  Ограничение производства и распространения оружия массового поражения. Постепенное сокращение арсеналов, запрещение производства, хранения и использования ОМП
  Ограничение потребления ресурсов, освоение новых источников энергии, восстановление запасов биосферы, разработка технологий получения новых материалов, освоение природных ресурсов космоса (Солнечной системы и т.д.)
  Политическая и экономическая интеграция государств, помощь развитых стран странам третьего мира.
  Создание глобальной (планетарной) системы слежения за околоземным космическим пространством и системы кометно-метеоритной защиты планеты с применением ядерного и лазерного оружия.
  Научные исследования причин массовых заболеваний, разработка новых лекарственных средств и технологий лечения, создание глобальной системы профилактики массовых заболеваний, популяризации здорового образа жизни.

 

Продолжение таблицы 14

 

  Выработка единых правовых стандартов для всех государств, повышение роли ООН в урегулировании локальных конфликтов, более тесное сотрудничество правоохранительных систем различных государств, устранение культурных, экономических и политических причин терроризма, расширение межкультурного диалога.
  Разработка и внедрение безотходных экологических технологий, строительство очистных сооружений, переход на экологически безопасные источники энергии, ужесточение правовой ответственности за неэкологическое природопользование.
  Регулирование прироста населения в регионах демографического «взрыва», стимулирование рождаемости в «стареющих» странах, равномерное распределение населения по территории планеты.
  Сокращение выбросов фреона и углекислого газа в атмосферу, запрещение испытаний ядерного оружия на Земле, перемещение населения из неблагоприятных, потенциально опасных климатических зон.
  Запрещение испытаний ядерного оружия на Земле, развитие технологий раннего оповещения о сейсмической опасности, строительство зданий и сооружений с учетом сейсмического фактора, развитие спасательных служб.

 

Массовые заболевания, духовный кризис, увеличение сейсмической активности планеты, угроза мировой войны с применением оружия массового поражения, истощение природных ресурсов, демографическая проблема, неравномерное социально-экономическое развитие стран и регионов, потенциальная опасность кометных и метеоритных разрушений, рост терроризма, углубление экологического кризиса, глобальное изменение климата.

 

3.16.6 Тестовые задания для контроля знаний

1 Термин «глобализация» получил широкое распространение в

А) конце 70-х годов ХХ века

В) в начале ХХ1 века

С) в 90-ые годы ХХ века

D) в Х1Х веке

Е) в начале ХХ века

2 Какой характер носят глобальные проблемы?

А) национальный

В) региональный

С) антропогенный

D) религиозный

Е) территориальный

3 Демографическая и продовольственная проблемы относятся к проблемам

А) национальным

В) глобальным

С) локальным

D) региональным

Е) территориальным

4 Что является наиболее перспективным для человечества в ХХ1 веке?

А) агрессивные взаимоотношения

В) социально-культурный изоляционизм

С) общецивилизационное единство при сохранение социо-культурного разнообразия

D) диалог «локальных культур»

Е) развитие идей равенства

5 Естественный закон «абсолютного перенаселения» был открыт в ХУШ веке

А) Контом

В) Мальтусом

С) К.Марксом

D) Ф.Энгельсом

Е) Л.Фейербахом

6 Что не относится к основным методам научного прогнозирования глобальных проблем?

А) экстраполяция

В) гипотеза

С) аналогия

D) компьютерное моделирование

Е) экспертная оценка

7 Какая из перечисленных проблем не является глобальной?

А) продовольственная проблема

В) проблема занятости

С) проблема народонаселения

D) cохранение мира

Е) проблема сырья

8 Идея и идеал прогресса истории, охватывающие все земное человечество, сформировались

А) в античную эпоху

В) в средневековье

С) в эпоху Просвещения

D) в эпоху Возрождения

Е) в ХХ веке

9 Теория «пределов роста» появилась

А) в начале 70-х годов ХХ века

В) в начале ХХ века

С) в начале ХХ1 века

D) в Х1Х веке

Е) в середине ХХ века

10 Какой показатель не входит в «индекс устойчивого экоразвития»?

А) продолжительность жизни

В) валовой национальный продукт на душу населения

С) грамотность взрослого населения

D) количество людей с высшим образованием

Е) количество добываемых нефти и газа

11 Термин «футурология» введен в философии

А) в середине ХХ века

В) в эпоху Возрождения

С) в Новое время

D) в эпоху Просвещения

Е) в ХХ1 веке

12 Слова «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с вместе они не сойдутся» принадлежат

А) А.Швейцеру

В) Р.Тагору

С) Р.Киплингу

D) Шакариму

Е) Н.Бердяеву

13 Название известной работы С.Хантингтона

А) «Конец истории»

В) «Футурошок»

С) «Экоспазм»

D) «Столкновение цивилизаций»

Е) «Человеческие качества»

14 Идея периодизации истории как синтетической версии (линейность и цикличность) принадлежит

А) А.Блаженному

В) О.Шпенглеру

С) Л.Гумилеву

D) К.Ясперсу

Е) Н. Данилевскому

15 Как называется учение (в принципе религиозное) о конце мира?

А) онтологический монизм

В) аксиология

С) креационизм

D) фидеизм

Е) эсхатология

 

3.16.7 Литература

1 Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990

2 Глобализация: противоречия, проблемы и перспективы/ Мат. м/н ч. 1,2 У-Кам. 2004

3 Диалог цивилизаций. Восток-Запад / Вопросы философии № 6, 1993

4 Иноземцев Н.Н. Глобальные проблемы современности. М., 1981

5 Исингарин Н. Глобализация: за и против // Саясат. Политика. – 2001. - № 12

6 Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. М., 2001

7 Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000

8 Соколенко В.Г. Глобальное управление. Эпоха выживания Homo Sapiens М., 2000

9 Социальная философия. Учебник. Под ред. И.А. Гобозова. М., 2003

10 Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2002

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.