IV.2.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Разработка вопросов дисгармонического развития личности, приводящего к нарушениям социально-психологической адаптации, была начата и продолжается как одно из направлений так называемой «малой психиатрии»1. В 1835 г. Причардом были описаны случаи «морального слабоумия». Это такие состояния, которые позже были обозначены термином «психопатия». Одним из первых описал психопатическую личность Морел (1857). Он указал на склонность к неправильному социальному поведению при сохранности умственных способностей. В 1877 г. Модели ввел понятие «патологическое развитие» применительно к ряду состояний психики, которые, по его мнению, не будучи собственно психическими расстройствами, являются пограничными состояниями. В 1845 г. немецкий клиницист Грайзингер описал типичное для людей с дисгармоническим складом личности поведение: «Живые блестящие умы, но поверхностные и неспособные к усидчивому труду... то нетерпеливы и вспыльчивы, не выносят противоречий, относятся враждебно к другим, то избегают психических впечатлений, холодно замыкаются в самих себя... и оттуда презрительно смотрят на мир, считая себя слишком выше его»2. Начало учения о психопатиях относится к 80 —90-м гг. XIX в. и связано с именами Х.Кандинского, В.М.Бехтерева, Е.Коха, С. С. Корсакова, Е. Крепелина. Последний предложил классификацию психопатий, включающую 7 типов, таких, как возбудимые, импульсивные, неустойчивые, «чудаки», патологические лгуны, враги общества, конфликтные. В 1921 г. появилась конституциональная типология Э. Кречмера. Он связывал тип строения тела с особым характером. Заболевания, по его мнению, являются своего рода «карикатурами определенных типов личности». Им было выделено три основных типа строения тела: астенический тип. Это обычно худой и тонкий человек, кажущийся из-за этого выше, чем он есть. Женщины этого типа худы,
Более подробно о формах детско-подростковой дезадаптации и проблемах психологической коррекции см.: Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993; Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой. — М., 1999. ' Психиатрия малая, или пограничная — раздел психиатрии, изучающий пограничные нервно-психические расстройства, неврозы, неврозоподобные состояния, психопатии и реактивные состояния непсихотического уровня. 2 Цит. по: Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М., 1987.-С. 21.
часто малорослы, узки в плечах, имеют тонкую кожу, слаборазвитую мускулатуру; атлетический тип. Это обычно человек среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой; пикнический тип. Это человек, как правило, среднего роста, с короткой шеей, склонный к ожирению, со слаборазвитыми мышцами. Типы конституции, а также их сочетание дают, по Э.Кречме-ру, два противоположных типа патологических личностей: маниакально-депрессивные (циркулярные) и шизофренические. К развитию по первому типу предрасполагает пикническое строение, а по второму — астеническое и атлетическое, в сочетании с некоторой «непропорциональностью телосложения». Личности пограничные Кречмер называл шизоидными (стоящие ближе к шизофреническим) и циклоидными (отражающие основные симптомы маниакально-депрессивных психозов). Дальнейшее развитие учения о психопатиях шло, с одной стороны, в направлении уточнения и дифференциации клинических типологий (П. Б. Ганнушкин, О. В. Кербиков, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев), а с другой стороны, было направлено на разработку учения о личностях, имеющих пограничный (акцентуированный) характер (К.Леонгард, А.Е.Личко). Последнее направление дало толчок исследованиям по созданию системы психолого-педагогических методов профилактики, выявления и коррекции данных состояний (Э.М.Александровская, С.А.Беличева, И.Н.Гильяшева, И. А. Коробейников и др.). IV.2.3. ПРИЧИНЫ ДИСГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ТИПОЛОГИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРОВ Решающее значение в происхождении психопатий придается врожденной биологической предрасположенности к ее развитию. Однако уже П. Б. Ганнушкин в 1933 г. писал, что «учение о психопатиях имеет не только узкомедицинское, но и социальное значение». В МКБ-10 (см. приложение 1 к разд. I) данные нарушения представлены в рубрике «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском возрасте» (F90 —F98). В настоящее время по происхождению можно выделить следующие виды психопатий: Ядерные, или конституциональные. Лица с данным видом психопатии обладают конституциональной (наследственной) предрасположенностью в виде неблагоприятного сочетания отдельных свойств нервной системы. Такие психопатии, называемые истинными, проявляются уже в раннем детстве в виде «трудного» темперамента и других эмоционально-волевых нарушений. Уровень умственного развития при этом первично не страдает. В зависимости от формирующейся доминирующей диспозиции1 личности соответственно формируются разные формы психопатий: возбудимые, неустойчивые и т.д. (см ниже). При данной этиологии психопатии внешние факторы активируют, запускают имеющееся предрасположение (В. Morel, 1857). Краевые, или приобретенные. Возникают под влиянием неблагоприятных факторов психологического и социального характера, таких, как неправильное воспитание, жестокость родителей, сильные эмоциональные потрясения. Ряд авторов (Е.Блейлер, М.О.Гуревич, В.А.Гиляровский, О. В. Кербиков) доказывали возможность психогенных изменений характера, которые принимают характер психопатий. В современной литературе в качестве такого психологического состояния, обусловливающего резкое снижение и искажение адаптивных возможностей детского организма на всех уровнях его функционирования, описывается дистресс или посттравматическое стрессовое расстройство — ПТСР (Н. В. Вострокнутов). Дистресс — это состояние эмоционального напряжения, которое возникает при конфликтных, кризисных ситуациях и превышает по своей интенсивности и длительности индивидуальные адаптивные возможности ребенка. Проявляется в эмоционально-поведенческих расстройствах, трудностях социализации, что вызывает как трудности социального взаимодействия, так и обучения. Органические. Развиваются как следствие воздействия на организм ребенка в возрасте до трех лет различных вредностей (тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, мозговые инфекции, длительные истощающие соматические заболевания и т.п.). От общего числа психопатий составляют до 30%. Имеют благоприятную почву для возникновения при других дизонтогениях, связанных с поражениями головного мозга (при умственной отсталости, задержке психического развития церебрально-органического генеза, детском церебральном параличе). Однако, не отрицая все изложенное выше, следует помнить, что патологический характер, как правило, является результирующей нескольких неблагоприятных факторов: биологических (в виде конституции или органической патологии), и средовых (в виде неблагоприятных условий воспитания). По ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы, различают следующие группы психопатий (О. В. Кербиков). Диспозиция (предиспозиция) — система многочисленных черт, обусловливающих специфические поведенческие реакции человека на внешние воздействия. Возбудимые — для них характерна высокая возбудимость, сочетающаяся с выраженной экстравертированностью, подозрительностью, гневливостью, упрямством и педантичностью. В поведении склонны к жестокости, мстительности, крайне требовательны к окружающим. Поведенческий ролевой репертуар достаточно скуден. Неустойчивые — им свойственна повышенная эмоциональная неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности. Чувства, достигая большой интенсивности, склонны к быстрому угасанию. Обладают повышенной внушаемостью, склонны к фантазированию. и нереалистической, основанной на эмоциях, оценке событий. Тормозимые (астенические) — характеризуются повышенной утомляемостью и истощаемостью, общей вялостью. Впечатлительны, ранимы, нерешительны, мнительны, обидчивы. В общении уступчивы, не стремятся к отстаиванию своей позиции. Особенно большой дискомфорт испытывают при общении с малознакомыми людьми, плохо привыкают к новому коллективу. Психастенические — для них характерно сочетание черт астенической личности с повышенной склонностью к самоанализу и самобичеванию. Постоянно испытывают разнообразные страхи, сомнения относительно принятия решения, в связи с возложенной на них ответственностью. Склонны к созданию различных ритуалов в поведении, боятся любых изменений. Шизоидные — им свойственны патологическая замкнутость, слабость эмоциональных привязанностей вплоть до черствости, выраженные трудности в налаживании неформального общения. В формальном общении более продуктивны, следуя предписанной роли. Мозаичные — представляют собой сочетание нескольких. На основании уже упомянутых классификаций типов психопатий, типологий применительно к детскому и подростковому возрасту (F.Homburger, H.Stutte, Г.Е.Сухарева), а также на основании классификации типов акцентуаций личности, разработанной К.Леонгардом, отечественным клиницистом А. Е.Личко была предложена классификация типов психопатий и акцентуаций характера подросткового возраста (текст 4). Текст 4 «В отношении акцентуаций существуют две классификации типов. Первая предложена К.Леонгардом в 1968 г., вторая разработана нами в 1977 г. Сопоставление с нею, сделанное нами, приводится ниже.
Тип акцентуации характера по А.Личко Истероидный Психастеничный Эпилептоидный
Гипертимный Циклоидный Лабильный Лабильный Сензитивный Гипертимно-конформный Шизоидный Сензитивный — Неустойчивый — Конформный — Астено-невротический В классификации К.Леонгарда отсутствуют довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астено-невротический. Дистимический тип в его классификации соответствует конституционально-депрессивному типу по П. Б. Ганнушки-ну (1933), а также застревающий тип — паранойяльному, оба они в подростковом возрасте практически не встречаются». (Яичко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1983. — С. 80 — 81.) Остановимся на более подробной характеристике основных 11 типов акцентуаций по классификации А. Е.Личко, характерных для подросткового возраста: 1.Гипертимный тип. Этот тип относится к кругу «возбудимых» и 2.Циклоидный тип. Был выделен в качестве основного типа еще 3.Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, при 4.Астенический тип. А. Е. Личко пишет, что это тот тип лично 5.Сензитивный тип. При попытке разделить всех людей на ши ' Неврозы — нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате длительного перенапряжения нервной системы, реакция на нарушение значимых жизненных отношений человека. 2 Неврастения характеризуется сочетанием повышенной раздражительности с повышенной утомляемостью и истощаемостью.
чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. В детстве такие дети часто боятся темноты, одиночества, животных, незнакомых людей. Они производят впечатление замкнутых и застенчивых. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных игр. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Провоцирующий фактор— расширение сферы социальных контактов, необходимость адаптации к новым требованиям, ситуации повышенной ответственности, эмоциональном отвержении подростка и т.п. 6. Психастеничный тип. Так же как астенический, данный тип 7. Шизоидный тип. Название данного типа было введено Э. Креч- Не умеют отстаивать свое мнение. При тяжелой психопатии наблюдается уход в мир фантазий. Провоцирующий фактор — при большом значении наследственности усугубить данное состояние может необходимость включения подростка в широкое социальное взаимодействие с незнакомыми людьми, эмоциональное отвержение со стороны значимых людей. Распространенность среди подростков — 9%. 8. Эпилептоидный тип. Название этого типа связывают с осо 9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, 10. Неустойчивый тип. При сходстве с лабильным отмечается, любым, без разбора, а также к безделью и праздности. Они отличаются слабой волей, отсутствием каких-либо серьезных, в том числе профессиональных, интересов. Они почти совсем не думают о своем будущем. Истинной привязанности к близким, как правило, не испытывают, окружающие для них — лишь источник получения наслаждений. Происхождение данного типа может быть различным — от конституционального и органического до социального. Провоцирующий фактор — социальная и педагогическая запущенность, попустительство. Распространенность среди подростков — 21%. 11. Конформный тип. Данный тип встречается только в виде акцентуации. Главная черта — во всем следовать правилам микросреды. Поэтому они демонстрируют бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку. Предпочитают известное, стабильное окружение, с недоверием и неприязнью относятся к представителям другой микросреды. Провоцирующий -фактор — ломка привычного образа жизни. Распространенность среди подростков — 3%. Кроме описанных выше типов могут наблюдаться смешанные типы в виде сочетания близких и сочетаемых типов, например гипертимно-неустойчивые, лабильно-сензитивные, шизоидно-психастенические и т. п. IV. 2.4. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ1 Учитывая, что патологический и акцентуированный характер в конечном счете складывается под влиянием воспитания, необходимо как можно раньше установить возможное направление искажений в личностном и социальном развитии. Имея такие данные, следует организовать среду воспитания и развития ребенка таким образом, чтобы были учтены его слабые и сильные стороны. Главная задача — обходя провоцирующие факторы, нивелировать проявление слабых сторон и путем целенаправленного воспитания' усилить сильные стороны, имеющиеся у каждого человека. ' Поскольку в характеристику носителей каждого типа дисгармонического развития входило описание их личностных, социальных и частично познавательных возможностей, в данном разделе отсутствует описание познавательного и личностного развития подростков с акцентуациями и психопатиями. Для педагога основным методом в данном случае является изучение социальной ситуации развития подростка, наблюдение за его проявлениями в различных ситуациях, требующих по разным поводам социального взаимодействия с различными представителями социума (решение учебной задачи, конфликтная ситуация, распределение обязанностей, игровое взаимодействие и т.д.). Не менее важно использовать все данные, которые предоставляет опрос родителей и самого подростка, оценивая стиль семейного воспитания, его адекватность индивидуальным и типологическим особенностям ребенка, а также адекватность самого ребенка в разных проявлениях жизнедеятельности. Целесообразно включить в содержание опроса следующие темы: раннее развитие, включая соматическое и психологическое здоровье ребенка, наиболее тяжелые события, перенесенные ребенком, и реакции на них; реакция на смену обстановки и необходимое время адаптации к ней (поступление в детский сад, школу, изменение состава семьи и т.п.); отношения с различными социальными группами (сверстниками, близкими взрослыми, чужими взрослыми); отношение к учебной деятельности (общий знак отношения, любимые и нелюбимые предметы, значимость учебных достижений и неудач); интересы, увлечения, планы на будущее, сексуальные проблемы, касающиеся первых влюбленностей, связанных с ними переживаний в аспекте оценки своей привлекательности. Подобная беседа может разворачиваться только на фоне доверительного контакта с подростком. При отсутствии такого контакта не следует настаивать, а отложить разговор и обследование, продумав его построение на будущее. Психологическое давление, оказываемое на подростка, может привести к ухудшению психического состояния и углублению дез-адаптивных расстройств. Необходимо быть очень внимательным ко всем поведенческим проявлениям ребенка: контактности или замкнутости, эмоциональным проявлениям, включая мимику, жесты, преобладающий фон настроения и его изменения при затрагивании различных тем. Можно использовать и различные стандартные анкеты и опросники для родителей по выявлению наличия и степени выраженности дезадаптивных расстройств у детей и подростков. В частности, можно назвать «Опросник Т. М.Аххенбаха для родителей, имеющих детей 4—18 лет»; «Методику изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения»; «Па-тохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО)», разработанный А.Е.Личко и служащий для определения типов акцентуаций характера и психопатий в подростковом и юношеском возрасте (от 14 до 18 лет); «Подростковый опросник Леонгарда —Шмишека» для определения акцентуаций характера (в соответствии с типологией К.Леонгарда) и некоторые другие1. При своевременном распознании предпосылок личностного неблагополучия возможно предотвратить развитие психопатий (смягчить выраженность дезадаптивных проявлений, разработать пути оптимальной адаптации в социуме с учетом индивидуальных и типологических особенностей, а также специфики социальной ситуации развития). Отечественный ученый и педагог В. П. Кащенко разделил все методы коррекционной помощи по отношению к «трудным детям» на две группы: педагогические и психотерапевтические. В число педагогических воздействий он фактически включал и психологические методы, такие, как коррекция страхов, самокоррекция. По отношению к подростку в психокоррекционном процессе взрослый реализует следующие функции: воспитательная — восстановление положительных качеств личности; компенсаторная — нахождение области оптимальной реализации возможностей подростка; стимулирующая — активизация значимости социально одобряемой деятельности, формирование заинтересованного отношения к оценкам; корректирующая — работа по преодолению негативных, вызывающих дезадаптацию качеств личности подростка; регулирующая — стимуляция процессов саморегуляции и самокоррекции. В зависимости от типа личностных изменений целесообразно использовать различные виды психокоррекционного воздействия: индивидуальные и групповые, обращенные к сознанию и подсознательным механизмам поведения, развивающие рефлексию или, наоборот, способность к быстрому принятию решений и т. п. Контрольные вопросы и задания 1.Определите, что такое характер и как он может быть связан с дис 2.Объясните, в чем отличие психопатии от акцентуации характера. 3.Опишите принципы построения типологии личности Э.Кречмера. 4.Перечислите возможные формы психопатий по этиологии возник 5.Назовите основные клинические подходы к выделению групп пси 6.Опишите классификацию акцентуаций характера и психопатий при 1 См.: Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой. — М., 1999. 7.Вчем отличие классификации А. Е.Личко от классификации К.Ле- 8.Охарактеризуйте основные подходы к выявлению акцентуаций ха 9.Охарактеризуйте основные подходы к коррекции дисгармоническо Литература Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С.А.Беличевой. - М., 1999. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001. Лебединская К. С., Райская М.М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. — М., 1988. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов, 1997. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1983. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я.Рай-городский. — Самара, 1997. Стр. 372 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|