Здавалка
Главная | Обратная связь

Культура СССР в 1941 - 1985 гг.

С началом Великой Отечественной войны культура Советского государства в корне изменилась — отныне её главной задачей являлось поднятие боевого духа, воспитание и укрепление патриотических настроений у населения. Все достижения культуры, науки и техники были поставлены на службу победе. Несмотря на то, что многие деятели искусства уходили добровольцами на фронт (М. Шолохов, А. Твардовский, В. Василевская и прочие), правительство стремилось «сохранить» их, эвакуируя вглубь страны (С. Прокофьев, В. Немировичем-Данченко, И. Грабарь и другие).

Эвакуированы были и многие учебные заведения, оказавшиеся в оккупации. Образование переживает во время войны тяжёлые времена: сокращается общее число вузов, количество студентов, был свёрнут взятый ранее курс на всеобщее среднее образование. Тем не менее, школы и вузы продолжали работать даже в тылу врага, а для обучения молодёжи без отрыва от производства, расширяются сети вечерних семилетних и средних школ. Ближе к концу войны были сделаны некоторые преобразования (раздельное обучение по гендерному признаку, введены некоторые экзамены, золотые и серебряные медали), открываются 56 новых высших учебных заведений.

Работа научных институтов и вузов была перестроена в связи с нуждами военного времени и эвакуации в глубокий тыл (за Волгу, на Урал, в Сибирь). Основной акцент в научных исследованиях делался на разработку новых видов вооружения: тяжёлый танк ИС и средний танк; установки реактивной артиллерии – «Катюши»; самолёты А. Туполева (в том числе ТУ-2); начинаются работы по созданию атомной бомбы под руководством И. Курчатова; др.

Хотя в каждом подразделении в армии и в тылу ситуацию отслеживали партийные контролирующие структуры и работала цензура (приветствующая произведения, возвеличивающие роль Сталина) в военные годы несколько ослабло идеологическое давление. Кроме того, что тема защиты Отечества становится ведущей в литературе, она приобретает яркий публицистический характер (А. Сурков, И. Эренбург, К. Симонов, др.). Особое значение приобретает исторический роман (А. Толстой «Иван Грозный», А. Твардовский «Василий Тёркин», А. Фадеев «Молодая гвардия» [исправленная], др.).

С самого начала войны советский кинематограф был так же призван работать на нужды фронта и тыла: операторы участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в самолетах и танках. Был пересмотрен план производства художественных фильмов: из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме защиты Родины. В эти годы работают над созданием короткометражных художественных кинокартин, объединенных в «Боевые киносборники», и полнометражных (И. Пырьев «Секретарь райкома», Ф. Эрмлер «Она защищает Родину», В. Петров «Кутузов», проч.).

В период Великой Отечественной войны родилось много музыкальных произведений, помогавших народу переносить лишения и невзгоды (22-я симфония Н. Мясковского, 7-я симфония Д. Шостаковича, песни «Священная война», «Тёмная ночь», др.)

На театральных сценах в годы войны зрители познакомились с рядом новых драматических работ («Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова, др.). Бригады крупнейших театров страны выезжали на передовую.

Стоит также отметить, что с началом войны государственная политика становится более лояльной по отношению к церкви, которая активно включилась в патриотическое движение: власть разрешила восстановить патриархию, создать Священный синод, открыть богословские академии и семинарии, издавать религиозную литературу. Вскоре также регулируются отношения и с другими конфессиями.

Послевоенная культура развивалась под воздействием «демократического импульса войны», который заставлял людей мыслить творчески, действовать самостоятельно, принимать на себя ответственность – всё это давало надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Война проломила тот железный занавес, которым страна была отгорожена от остального, «враждебного» ей мира, появились возможности для развития и укрепления культурных контактов с ним.

Однако с лета 1946 г. в СССР развернулось широкое наступление под руководством А. Жданова на отечественную культуру, против «западного влияния» на неё. По существу речь шла о восстановлении партийно-политического контроля над интеллигенцией.

1 августа 1946 г. было принято решение об издании нового журнала «Партийная жизнь», призванного осуществлять идеологический контроль, а чуть позже приняты постановления о журналах «Ленинград» (выговор) и «Звезда» (закрыт), за публикацию «антисоциалистических» сочинений А. Ахматовой и М. Зощенко.

Начинается борьба с «безыдейными» фильмами («Большой жизнью» Л. Лукова, «Адмиралом Нахимовым» В. Пудовкина, второй серией «Ивана Грозного» С. Эйзенштейна) и постановками зарубежных пьес.

В конце 1947 – начале 1948 гг. жёсткой идеологической критике подверглись советские композиторы – так называемые «формалисты» (С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Н. Мясковский, В. Мурадели и др).

С конца 1948 г. начинается преследование «безродных космополитов», то есть «непатриотов». Критика космополитизма приобрела откровенно антисемитский характер: были запрещены культурные и общественные еврейские организации, закрыты периодические издания, представители еврейской интеллигенции арестовываются, а некоторые расстреляны (например, лидер Еврейского антифашистского комитета артист С. Михоэлс). В январе 1953 г. был «раскрыт» «заговор убийц в белых халатах» – врачей еврейского происхождения, работавших в кремлёвской больнице (Василенко, Виноградов, Раппопорт, Вовси и др.) и «виновных» в смерти А.А. Жданова в 1948 г.

В 1955 г. было принято решение «Об устранении излишеств в архитектуре и строительстве», после которого возводимые типовые здания становятся похожими друг на друга.

Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей партии и государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 годах: характер указаний по форме во многом отличался от жёсткого идеологического давления в сталинский период. Культурное развитие общества после смерти Сталина, с лёгкой руки писателя И. Эренбурга, называют периодом «оттепели».

Резким диссонансом возникшим надеждам прозвучало в мае 1956 г. самоубийство первого секретаря Союза писателей СССР А. Фадеева, который в предсмертном письме называет партийностью идеологическое запугивание. Примером такого запугивания в конце 1950-х гг. стала кампания против поэта Б. Пастернака. Роман «Доктор Живаго» был назван «политическим пасквилем», а его автор «внутренним эмигрантом» и «предателем». В 1959 г. на III съезде писателей СССР Хрущёв осудил «очернителей» и «лакировщиков» советской действительности. Тем не менее, в 1962 г. было разрешено опубликовать повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой содержались сведения о режиме и порядках в советских концлагерях, считавшиеся тогда секретными.

В культуре 1964-1985 гг. ещё сохранялось какое-то время вольнодумство хрущёвской эпохи (был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), но постепенно оно придавливалось властями. Вновь набрало силу искажение истины в угоду властям. Любимым жанром властей был производственный роман, где описывались будни советской экономики, когда возникающие проблемы решаются мудрым партийным руководством. Был объявлен крупным писателем Брежнев, за которого были написаны его мемуары. Те, кто не был членом Союза писателей, почти не могли издаваться.

Но период «застоя» вовсе не был таковым для литературы: она продолжала развиваться в именах В. Распутина, В. Астафьева, Б. Васильева, В. Ерофеева, Л. Петрушевской, А. Вампилова и многих других. Но стоит отметить, что со многими произведениями «официально», а не благодаря «самиздату», можно было познакомиться лишь в 1980-е. Лауреатами Нобелевской премии становятся И. Бродский и А. Солженицын. Окрепло движение поэтов-бардов (Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Визбор), воспевавших общечеловеческие ценности. Достиг расцвета кинематограф (комедии Э. Рязанова и Л. Гайдая, философские картины А. Тарковского, детские фильмы), театр (режиссёры Г. Товстоногов, А. Эфрос, Ю. Любимов).

В 1975 г. было введено обязательное 8-летнее образование. Слабой была специализация в школе, зарплата учителей – низкой. Но в целом уровень образования, как высшего, так и среднего, был высоким по мировым стандартам.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.