Теоретические основы реализации принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.Стр 1 из 11Следующая ⇒
КУРСОВАЯ РАБОТА
Реализация принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми среднего дошкольного возраста
Автор курсовой работы ___________________________________ Н.Ю.Артюшкина Специальность 031100.00 «Педагогика и методика дошкольного образования» с дополнительной специальностью «Физическая культура» Руководитель работы ________________________________________Ю.Г.Ширяева
Саранск 2013 Содержание.
Введение.
Умственное воспитание - целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей. Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно – как-то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности. Методологической основой умственного воспитания является философская теория познания, которая гласит, что путь познания реального мира осуществляется таким образом: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания объективной реальности». Первая ступень познания - живое созерцание, в процессе которого осуществляется непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте чувственное восприятие является основным источником знаний детей об окружающем, первой ступенью познания ими реального мира. Таким образом, умственное развитие ребенка начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего (педагогическое требование наглядности обучения) Вторая и высшая ступень познания - абстрактное мышление. Чувственное восприятие постоянно обогащает мышление конкретными, реальными, «живыми» образами, фактами, а абстрактное мышление на основе этих фактов дает возможность проникнуть в такие свойства и отношения вещей, которые недоступны живому созерцанию. Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи раскрываются ребенку благодаря мышлению. Абстрактное мышление позволяет экономно расходовать умственные силы ребенка, создавать я его памяти целые совокупности представлений, которыми ребенок пользуется по аналогии, изучая новые предметы, явления. Мыслительные операции, которыми постепенно овладевает ребенок: анализ, обобщение, классификация, решение - являются примером экономной работы человеческого мозга. Теоретическое обоснование принципу наглядности впервые было дано чешским педагогом Я.А. Коменским, который выдвинул требование учить детей познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них. Русский педагог К.Д. Ушинский указывал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих; формами, звуками, красками, ощущениями. Наглядное обучение, по словам К. Д. Ушинского; строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком [31, 45] Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление. Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала. Таким образом, дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой. Принцип наглядности, по выражению Я. А. Коменского, является; золотым правилом дидактики;. [20, 25] Он требует сочетания наглядности и мысленных действий, наглядности и слова. Вредным является как недостаточное, так и избыточное применение средств наглядности. Их недостаток приводит к формальным знаниям, а избыток может затормозить развитие логического мышления, пространственного представления и воображения. Встречаются примеры нетрадиционного применения принципа наглядность. Данная тема является актуальной и современной, т.к. принцип наглядности в обучении и его осуществление на занятиях в детских дошкольных учреждениях, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в воспитании дошкольников. Целью написания данной работы является исследование возможности наиболее эффективного использования наглядности на занятиях. Объектом являются средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе воспитания. Предметом исследования выступают особенности реализации принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с детьми 4-5 лет. Гипотеза исследования– использование принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе для повышения мыслительных способностей детей 4-5 лет будет эффективным при наборе следующих педагогических условий: · необходимых знаний об дидактических принципах обучения детей дошкольного возраста; · учет индивидуальных особенностей детей среднего дошкольного возраста при использовании принципа наглядности; · учет индивидуального поведения ребенка в процессе воспитания и обучения. Задачи: · изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; · раскрыть сущность понятия наглядности в дошкольном образовании; · определить роль наглядности в воспитательном процессе дошкольников; · выделить дидактичные условия эффективности использования наглядности в процессе изучения учебного материала на занятиях в детском саду; · рассмотреть методику использования наглядности в воспитательном процессе дошкольников; · проанализировать состояние исследуемой проблемы в Муниципальном образовательном учреждении «Детский сад №99 комбинированного вида» городского округа Саранск; · выполнить сравнительный анализ практической значимости исследования результатов работы с применением наглядности и без нее. Теоретическую основу исследования составляют труды: Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.К.Крупской, С.Т.Шацкого, Л.С.Выготского, С.Н.Лысенкова и др. Методы исследования -анализ научной литературы, синтез теоретических знаний, анализ состояния реализации принципа наглядности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №99 комбинированного вида» г. о. Саранск в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.
Теоретические основы реализации принципа наглядности в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|