Здавалка
Главная | Обратная связь

Педагогический потенциал принципа наглядности во всестороннем развитии личности ребенка 4-5 лет.



Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение воспитанниками знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности

и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение.

В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности

как общепедагогического принципа.

Метод обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение задач обучения. Также можно добавить, что это еще и сердцевина учебного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом (с греч. - буквально: путь к чему- либо). [20, 2]

В двустороннем характере метода обучения нужно уметь различать методы преподавания, которые выполняют информативные и управляющие функции (педагог объясняет, показывает, инструктирует), и методы учения (дошкольник слушает, наблюдает.).

Так, закрепляя материал, ребенок выполняет ряд упражнений, предложенных педагогом, в то же время педагог анализирует действия воспитанника, разбирает ошибки, организует новые упражнения для закрепления успехов, контролирует результаты.

Устное изложение как метод обучения содержит в себе не только информацию педагога, это одновременно и деятельность дошкольника, направленная на восприятие, осмысление материала.

Метод обучения всегда включает в себя деятельность ведущего и ведомого. В этом заключается его своеобразие. Своеобразие заключается и в том, что воспитатель, управляя деятельностью ребенка, должен видеть внешнюю и внутреннюю стороны метода обучения.

Процесс познания, совершаемый дошкольником, зачастую скрыт от преподавателя, внешняя сторона его деятельности (ребенок наблюдает, слушает) еще не раскрывает самого процесса познания, качественной его стороны. Одинаково выражаемая внешне деятельность ученика, внутренне,

по своей качественной характеристике может быть совершенно иной.

Так, наблюдая, ребенок может преследовать лишь цель усвоения готовой информации, но это может быть и поисковая деятельность, направленная на решение познавательной задачи. Знания, приобретенные в поисковой

деятельности, более осознаны, прочны, подвижны. Ребенок легче применяет их

на практике. [20, 12]

Открытие знаний стимулирует развитие его мышления, воображения, творчества. Таким образом, педагогическая ценность метода определяется внутренней, часто скрытой стороной познавательного процесса, а не внешней формой его выражения.

Своеобразие методов обучения состоит также в том, что они не статичны, они развиваются. Развитие метода сопряжено с изменением позиции ребенка в учебном процессе. Задача эта решается педагогом в процессе управления обучением дошкольника.

Современная дидактика пока не имеет единой общепризнанной

классификации методов. Чаще всего прибегают к классификации методов

по источникам знаний, согласно которой все методы обучения делятся на:

· наглядные (демонстрация, иллюстрация, экскурсии),

· словесные (живое слово воспиателя, беседа, работа с книгой) и практические (упражнения, творческие работы, лабораторные, графические).

Эта классификация не вскрывает тех внутренних процессов, которые составляют сущность метода.

В группе методов организации и осуществления учебных действий

и операций можно выделить подгруппы:

· перцептивных методов, в которую входят методы словесной передачи

и слухового восприятия учебной информации (сокращенно называют их словесными методами: рассказ, лекция, беседа и т.д.);

· методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной

информации (сокращенно название – наглядные методы: иллюстрации,

демонстрации, и др.);

· методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного восприятия (сокращенное - практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др. [14, 33]

Вывод.

Познание всегда начинается из непосредственного созерцания, из наблюдения вещей, явлений, то есть из непосредственного взаимодействия ребенка с выучиваемыми предметами с помощью органов чувств. Чтобы познать неизвестный предмет, ребенок должен его со всех сторон осмотреть, определить форму, цвет, твердость, вкус, запах и тому подобное. Изученный так фактический материал становится основой для дальнейшей умственной его обработки. Всякое мышление осуществляется только на основе данных, приобретенных в результате непосредственного или опосредствованного ознакомления с предметами, явлениями, процессами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.