Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



Уральский филиал

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ЛОГИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

 

Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

 

 

Челябинск

Автор:

Клементьев А.А., кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

Рецензенты:

Липский В.И., канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой философии ГОУ ВПО ЧГПУ, В.А. Шумаков, канд. филос. наук, доцент кафедры философии ЧГПУ

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 1 от 30 августа 2012 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 01 от 06 сентября 2012 г.).

 

© Российская академия правосудия,

Уральский филиал, 2012.

© Клементьев А.А., 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Наименование раздела Стр.
Введение
Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план на базе среднего (полного) общего образования
Тематический план на базе среднего профессионального образования
Программа дисциплины
Планы лекционных занятий
Планы семинарских (практических) занятий
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Примерные контрольные задания
Тематика рефератов
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля
Литература
Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации
Примерные практические задания для промежуточной аттестации

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Логика» предназначен для реализации требований, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 030900 Юриспруденция.

Учебная дисциплина «Логика» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла (ГСЭ.В.01). Она предполагает знакомство с частными формальными науками – математикой, информатикой – и является методологической и общетеоретической базой для изучения других дисциплин основной образовательной программы.

Дисциплина «Логика» занимает важное место в системе подготовки будущих бакалавров. Главной цельюнастоящего курса является формирование у студентов логической культуры, развитие у будущих юристов правильного результативного мышления. Это подразумевает, во-первых, систематическое усвоение теоретических положений, лежащих в основе логического инструментария; во-вторых, приобретение практических навыков логического мышления. Для достижения цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:

- изучить основные формы абстрактного мышления;

- освоить важнейшие логические операции с понятиями, суждениями, умозаключениями;

- познакомиться с законами формальной логики;

- овладеть эффективными приемами аргументации, построения доказательства и опровержения.

Процесс изучения дисциплины «Логика» направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- мировоззренческие и методологические основы юридического мышления;

- основные формы абстрактного мышления, ключевые принципы формальной логики, важнейшие требования к правильному мышлению;

- основные характеристики понятия как формы абстрактного мышления;

- структуру и разновидности суждений, основные характеристики простых и сложных суждений;

- основные характеристики различных видов умозаключений, способы построения умозаключений и получения достоверных выводов;

- основные формы развития знания: проблему, гипотезу, судебно-следственную версию, теорию;

уметь:

- совершать логические операции с понятиями;

- определять логическую структуру и истинность суждений;

- совершать правильные дедуктивные и индуктивные умозаключения;

- различными способами выстраивать доказательные рассуждения и убедительные опровержения;

- применять знания логики в вопросно-ответных ситуациях;

владеть:

- основными законами формальной логики;

- универсальными приемами точного, последовательного, непротиворечивого и обоснованного мышления;

- правилами проведения логических операций с понятиями, механизмами проведения логических операций с суждениями и построения правильных умозаключений;

- приемами логической аргументации и критики.

В структуре изучаемого курса выделяется шесть основных разделов: «Предмет и значение формальной логики», «Понятие», «Суждение», «Законы логики», «Умозаключение», «Основы теории аргументации».

Специфика данной учебной дисциплины определяется ее практической направленностью. Посредством решения логических задач и упражнений студенты овладевают приемами точного, последовательного, непротиворечивого и обоснованного мышления. Знакомство с основными формами мышления и законами логики повышает результативность познавательной деятельности студентов при изучении других учебных дисциплин, готовит их к самостоятельной научно-исследовательской работе, следовательно, способствует росту профессионализма будущих выпускников высшей школы. Логика как наука не только описывает мыслительные процессы, но и имеет нормативный характер, предъявляет к мыслительным процедурам определенные требования, учит человека правильным и, как следствие, эффективным рассуждениям.

Программой курса предусмотрено проведение лекционных и семинарских занятий с применением технических и аудиовизуальных средств обучения. В рамках лекционного курса изучаются теоретические вопросы, семинарские занятия предполагают применение полученных теоретических знаний для решения практических логических задач. Самостоятельная работа студентов нацелена на подготовку к семинарским занятиям и к выполнению контрольных работ по основным модулям курса.

Дисциплина «Логика» изучается в течение одного семестра. Работа над курсом завершается зачетом, который включает ответ на теоретический вопрос и решение нескольких разновидностей практических заданий.

 

 


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
На базе среднего (полного) общего образ-я     На базе СПО На базе высшего образ-я
Зачетные единицы - общая трудоемкость   2 з.е – 72 ч. 2 з.е – 72 ч. 2 з.е – 72 ч.
Переаттестация - -
Всего аудиторных занятий из них: -
Лекции   -
Семинарские (практические) занятия -
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС -
Форма итогового контроля   Зачет

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования

 

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Практи-ческие занятия СРС
1. Предмет и значение логики - -
2. Понятие как форма мышления
3. Виды понятий. Отношения между понятиями
4. Логические операции с понятиями
5. Суждение как форма мышления. Простые суждения
6. Сложные суждения
7. Законы логики - -
8. Умозаключение как форма мышления
9. Умозаключения логики суждений
10. Непосредственные силлогизмы
11. Простой категорический силлогизм
12. Недедуктивные умозаключения
13. Доказательство и опровержение
14. Искусство спора
  Итого

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего профессионального образования

 

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Практи-ческие занятия СРС
1. Предмет и значение логики - -
2. Понятие как форма мышления
3. Виды понятий. Отношения между понятиями
4. Логические операции с понятиями
5. Суждение как форма мышления. Простые суждения
6. Сложные суждения
7. Законы логики - -
8. Умозаключение как форма мышления
9. Умозаключения логики суждений
10. Непосредственные силлогизмы
11. Простой категорический силлогизм
12. Недедуктивные умозаключения
13. Доказательство и опровержение
14. Искусство спора
  Итого

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.