Тема 11. Простой категорический силлогизм
Простой категорический силлогизм. Состав категорического силлогизма: меньший, средний и больший термины. Содержание и форма силлогизма. Фигуры силлогизма. Модусы категорического силлогизма. Общие правила терминов и посылок. Особые правила фигур. Проверка правильности силлогизма. Контрпример. Графический способ исследования силлогизмов через построение совмещенной круговой схемы. Энтимема силлогизма; способы образования и восстановления энтимем. Полисиллогизмы.
Тема 12. Недедуктивные умозаключения Общая характеристика недедуктивных умозаключений. Умозаключения по аналогии. Структура и виды умозаключений по аналогии. Строгая и нестрогая аналогия. Функции аналогии в познании. Индуктивные умозаключения и опытные обобщения. Обратная дедукция. Методы индуктивных умозаключений. Методы установления причинных связей между явлениями: единственного сходства, единственного различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений и остатков. Особенности применения методов установления причинных связей в познании. Обобщающая индукция: нестатистическая и статистическая, полная и неполная, научная и популярная. Методы повышения достоверности выводов посредством обобщающей индукции в познании.
Тема 13. Доказательство и опровержение Логические и методологические основы аргументации и критики. Аргументация и логическое доказательство. Критика и опровержение. Содержание и структура доказательства: тезис, аргументы и их виды, демонстрация. Формы обоснования тезиса: дедуктивная, индуктивная или по аналогии. Прямое и косвенное доказательство. Виды косвенных доказательств: апагогическое и разделительное. Этапы апагогического доказательства. Логические правила доказательства. Правила, относящиеся к тезису. Правила по отношению к аргументам. Правила демонстрации для различных видов умозаключений. Опровержение как логическая операция. Способы опровержения: критика тезиса (прямая или косвенная); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации.
Тема 14. Искусство спора Спор как частный случай аргументации. Эристика. Участники спора. Разновидности спора. Общие требования к спору. Корректные приемы спора. Допустимые психологические уловки. Некорректные приемы спора. Недопустимые психологические уловки.
ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Предмет и значение логики План 1. Мышление как предмет изучения логики. 2. Логическая форма и логический закон. 3. Значение логики. Литература Брюшинкин, В.Н. Логика: учебник для вузов / В.Н. Брюшинкин. – М.: Гардарики, 2001. Гетманова, А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. – М.: Омега-Л, 2010. – 415 с.* Кириллов, В.И. Логика: учебник / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. – М.: Проспект, 2011. – 233 с.* Михалкин, Н.В. Логика и аргументация для юристов: учебное пособие / Н.В. Михалкин. – М.: Юрайт, 2011. – 363 с.*
Тема 2. Понятие как форма мышления План 1. Общая характеристика понятий. 2. Объем понятий. 3. Содержание понятий. Литература 1.Брюшинкин, В.Н. Практический курс логики для гуманитариев / В.Н. Брюшинкин. – М.: Новая школа, 1996. 3. Гетманова, А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. – М.: Омега-Л, 2010.* 4. Кириллов, В.И. Логика: учебник / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. – М.: Проспект, 2011.* 5. Михалкин, Н.В. Логика и аргументация для юристов: учебное пособие / Н.В. Михалкин. – М.: Юрайт, 2011.*
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|