Сформулируйте и докажите тезис с помощью аргументов, используя индуктивное рассуждение.
Сформулируйте и докажите тезис с помощью аргументов, используя рассуждение по аналогии. Определите способ доказательства (прямое или косвенное, апагогическое или разделительное). Запишите схему доказательства. а) «Пусть р – касательная к окружности с центром О, А – точка касания. Докажем, что касательная р перпендикулярна к радиусу ОА. Предположим, что это не так. Тогда радиус ОА является наклонной к прямой р. Так как перпендикуляр, проведенный из точки О к прямой р, меньше наклонной ОА, то расстояние от центра О окружности до прямой р меньше радиуса. Следовательно, прямая р и окружность имеют две общие точки. Но это противоречит условию: прямая р – касательная. Таким образом, прямая р перпендикулярна к радиусу ОА». б) «Докажем, что если прямая проходит через конец радиуса, лежащий на окружности, и перпендикулярна к этому радиусу, то она является касательной. Из условия теоремы следует, что данный радиус является перпендикуляром, проведенным из центра окружности к данной прямой. Поэтому расстояние от центра окружности до прямой равно радиусу, и, следовательно, прямая и окружность имеют только одну общую точку. Но это и означает, что данная прямая является касательной к окружности». Сформулируйте и докажите тезис при помощи прямого доказательства. Сформулируйте и докажите тезис при помощи косвенного апагогического доказательства. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Основные этапы формирования логической науки. 2. Формальная логика и диалектическая логика. 3. Значение логики для юристов. 4. Естественные и искусственные языки. 5. Специфика правовых понятий. 6. Классификация и ее роль в правовом познании. 7. Проблема формально-логической истинности норм права. 8. Вопросно-ответные ситуации в правовом познании. 9. Законы логики и их роль в деятельности юристов. 10. Умозаключения в правовом познании и деятельности юриста. 11. Содержание, структура и разновидности доказательств. 12. Опровержение как логическая операция. 13. Логические основы аргументации и критики. 14. Спекулятивные приемы ведения аргументации и способы противодействия им. 15. Формы развития научного знания. 16. Выдвижение и обоснование судебно-следственных версий. 17. Принятие решений в деятельности юристов. ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ Тема 1. Логика как наука и ее роль в деятельности юристов В структуре познавательной деятельности выделяют два уровня: чувственное познание и абстрактное мышление В отличие от чувственного познания абстрактное мышление отражает внутренние свойства предметов отдельные внешние стороны предметов опосредованно и обобщенно непосредственно и конкретно существенные свойства предметов Знаковая система, позволяющая фиксировать, передавать, анализировать мысли, называется язык «Формальный» в логике означает поверхностный искусственный строгий правильный ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|