Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 4. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ



 

1. Охарактеризуйте умозаключение как форму мышления. Структура умозаключений.

2. Раскройте понятие дедуктивного умозаключения. Определение простого категорического силлогизма, фигуры, модусы и правила простого категорического силлогизма.

3. Охарактеризуйте логическую природу индуктивных умозаключений. Индуктивные методы установления причинных связей.

4. Охарактеризуйте умозаключения по аналогии.

 

ЗАДАЧИ

 

1. Определите вид умозаключения, сделайте заключение. Напишите схему, формулу данного умозаключения, проверьте правильность умозаключения: «Правонарушения делятся на преступления или проступки. Данное правонарушение – проступок».

 

2. Сделай полный разбор силлогизма: приведите его к правильной логической форме, укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Проверьте правильность силлогизмов:

а) Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на образование. Новиков – гражданин Российской Федерации. Следовательно, Новиков имеет право на образование.

б) Свидетели обязаны давать правдивые показания. Иванов – свидетель. Следовательно, …

 

3. Восстановите силлогизм из энтимемы:

а) Курение заслуживает наказания, потому что оно – порок.

б) Рабов не следует держать в неволе, потому что они люди.

 

4. Укажите умозаключения полной и неполной индукции:

а) Для выступления с докладами на научной конференции подготовились пять студентов: Иванов, Петров, Фролова, Шашурина, Стрелкова. Студент Иванов выступил на пленарном заседании. Студенты Петров, Фролова, Шашурина, Стрелкова выступили с докладами на секциях. Таким образом, все студенты, подготовившие доклады, выступили на конференции.

б) Русские юристы последней трети XIX в. Александров и Спасович были выдающимися судебными ораторами. То же можно сказать и о юристах этого периода Андреевском, Арсеньеве, Плевако, Карабачевском, Урусове. Следовательно, все русские юристы последней трети XIX в. были выдающимися судебными ораторами.

 

5. Являются ли данные утверждения умозаключениями по аналогии:

а) Во втором классе Наташа Филатова будет учиться столь же хорошо, как и в первом, потому что она прилежная ученица.

б) Новый приключенческий роман В.Кузнецовой будет пользоваться таким же успехом, как и предыдущий, потому что читатели с нетерпением ждут от нее новых остросюжетных приключений.

в) В конце слова «ночь» пишется мягкий знак, потому что он пишется в окончании именительного и винительного падежей единственного числа всех существительных женского рода, после шипящих ж, ч, ш, щ.

 

ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

 

1. Раскройте сущность закона тождества.

2. Дайте понятие закона непротиворечия и раскройте его сущность.

3. Раскройте основное требование закона исключенного третьего.

4. Охарактеризуйте закон достаточного основания.

 

ЗАДАЧИ

1. Определите, есть ли противоречие в следующих утверждениях или в них нарушен принцип тождества:

а) Я в Бога не верю, однако он есть.

б) Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории (Н.В.Гоголь).

в) Если трава зеленая, то она зеленая.

 

2. Определите, нарушен ли принцип непротиворечивости мышления в утверждении «Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ).

 

3. В каких из следующих высказываний нарушен принцип исключенного третьего:

а) Все грибы являются съедобными (А) или же ни один гриб не является съедобным (В).

б) Аристотель умер в 322 году до н.э. или он не умер в этом году.

 

4. Является ли последующая мысль достаточным основанием для первой:

1) студент Петров вряд ли решит задачи по логике,

2) студент Петров не может решать задачи по логике,

3) студент Петров не может, как правило, решать задач по логике?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.