Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 10 Формы развития знания



1. Проблема и ее роль в познании.

2. Гипотеза как форма развития знания. Построение гипотезы и этапы ее развития. Доказательство и опровержение гипотез.

3. Понятие теории. Значение теоретического знания в процессе обучения, самообразования, профессионального становления.

Литература:

основная:

1. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник для студентов вузов/ – М.: Дело, 2005.–264 с.– (Серия «Российское право: теория и практика»)

2. Кириллов В.И. Упражнения по логике: учебное пособие / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. - М.: Проспект, 2006. - 184 с.

дополнительная:

1. Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. - 3-е изд., испр. - М.: ОМЕГА-Л, 2006. - 416 с. - (Высшее юридическое образование)

2. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие / А.А. Тер-Акопов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Омега-Л, 2006. - 256 с.


Методические рекомендации по изучению дисциплины

 

Указанная дисциплина «Логика» изучается на протяжении 1 семестра и завершается сдачей экзамена. В ходе данного периода обучения основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы логики как науки, категории логики, их актуальность, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, решения логических задач, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также возможности их применения в юридической практике.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

- изучить рекомендованную литературу;

- дополнить конспекты лекций;

- изучить и законспектировать первоисточники по теме;

- подготовить ответы на все вопросы семинара;

- выработать и обосновать собственную точку зрения по дискуссионным вопросам.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) по проблемам логики согласуется с преподавателем ведущим курс в ходе индивидуальных консультаций.

 

 


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы для студентов очной и заочной форм обучения

 

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса логики осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса, решения логических задач или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено около 78 % часов от объема учебных занятий выделять на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы.

В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных источников. Выделить непонятные логические термины, найти их значение в словарях.

Самостоятельная работа студентов состоит, прежде всего, в их подготовке к семинарским занятиям. Усвоение материала по конкретной теме и подготовку по ней к семинарскому занятию целесообразно осуществлять поэтапно. Можно выделить следующие этапы усвоения материала и подготовки к семинарским занятиям.

Этап 1. Необходимо внимательно изучить лекционный материал по теме занятия, обратив особое внимание на подчеркнутые определения, выделенные понятия и проблемы, а также те положения лекции, которые показались в процессе заслушивания лекции непонятными, недостаточно аргументированными или спорными. После прочтения лекционного материала полезно обратиться к учебникам (учебным пособиям) и изучить рекомендованные в списке литературы главы и параграфы. Хорошо владея лекционным материалом, студент сможет расширить и углубить свои теоретические знания с помощью учебной литературы.

Этап 2. Получив необходимые теоретические знания, нужно просмотреть документальные источники (задачи), приведенные в рекомендуемой литературе. Нет необходимости в постатейном и построчном изучении источников, большинство из которых весьма объемны и требуют для изучения много сил, времени и знаний. Но иметь общее представление о содержании источников, рекомендованных к занятиям, необходимо.

Этап 3. После получения определенного объема информации по конкретной теме полезно ее систематизировать и проверить, насколько глубоко усвоен материал. Для этого нужно повторить основные положения и определения темы.

Этап 4. По изучаемой теме необходимо приобрести практические навыки по изложению основной проблематики, для чего следует составить план – конспект устного выступления в аудитории, возможно также собственное составление логических задач.

Вузовский опыт показывает, что особое внимание необходимо уделять категориально-понятийному аппарату. И с этой целью желательно вести конспект лекций, а также словарь понятий в одной тетради, что создает удобство в работе над учебным материалом.

 

Студент должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем обозначенным в методическом пособии вопросам. Непроясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради – это способствует более полному запоминанию учебного материала.

Каждый студент заочной формы обучения должен выполнить контрольную работу. Она выполняется в соответствии с требованиями. Изложенными в методической разработке «Контрольная работа студента: структура и оформление». – М., Российская академия правосудия, 2004. Студент по согласованию с преподавателем может предложить свою тему контрольной работы в рамках настоящей программы.


Примерная тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения

 

ВАРИАНТ 1

Задание 1.Составьте конспект 1 учебной темы.

Задание 2. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующие суждения:

На этом острове много птиц. – На этом острове обитает всего два вида птиц.

Задание 3. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Закон. Законность. Свод законов. Уголовный кодекс. Конституция России.

Задание 4. Произведите обобщение понятия "Тайное похищение личного имущества граждан".

Задание 5. Произведите ограничение понятия "Населенный пункт".

Задание 6. Заключено ли в следующем примере деление понятий? Установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.

Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.

Задание 7. Является ли правильным следующее определение:

Состав преступления, как и содержание любого понятия, составляют признаки предметов, в данном случае признаки социально-правовых явлений (деяний), отражаемых составом преступления.

Задание 8. Преобразуйте следующие суждения путем превращения:

Москва – столица России.

Большинство из нас хорошо учится.

Задание 9. Является ли правильным следующее умозаключение:

Если на хлебоприемном пункте систематически создается неучтенный резерв зерна, то на нем имеет место хищение зерна. На хлебоприемном пункте имеет место хищение зерна. Следовательно, на хлебоприемном пункте систематически создается неучтенный резерв зерна.

Задание 10. Обосновано ли вывод в следующем умозаключении:

Преступление может быть совершено путем действия или путем бездействия. Это преступление не совершено путем действия. Следовательно, это преступление совершено путем бездействия.

Задание 11. Можно ли сделать выводы из следующих посылок, если можно, то какой? Проверьте правильность вывода с помощью круговых схем:

Все планеты вращаются вокруг Солнца. земля вращается вокруг Солнца. Следовательно…

Задание 12. Сделайте логический вывод и проверьте правильность полученного силлогизма:

Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин А. контрабандой не занимался. Следовательно…

Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителя ми сторон в суде. Гражданин П. может быть представителем сторон на суде. Следовательно…

Задание 13. Может ли быть получено следующее заключение при помощи полной индукции?

Ни один студент группы не является неуспевающим.

ВАРИАНТ 2

Задание 1. Составьте конспект 2 учебной темы.

Задание 2. Объясните, в чем заключается ошибка следующего рассуждения:

Мне нравится все зеленое. Эта картина зеленая. Мне нравится эта картина.

Задание 3. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующая пара суждений:

Все слушатели группы подготовлены к семинару. – Некоторые слушатели группы не подготовлены к семинару.

Задание 4. Установите, в каких отношениях находятся следующие понятия:

Орудие преступления. Огнестрельное оружие. Пистолет. Нож.

Задание 5. Произведите обобщение понятия "Тайное похищение личного имущества граждан".

Задание 6. Правильно ли произведено следующее отрицание? Исправьте допущенные ошибки:

Иванов хорошо учится и он прекрасный спортсмен. – Иванов учится плохо и он плохой спортсмен.

Задание 7. Могут ли быть одновременно истинными суждения каждой из следующих пар?

Все протоколы составлены. – Некоторые протоколы составлены.

Все вещественные доказательства собраны. – Не все вещественные доказательства собраны.

Задание 8. Является ли правильным следующее умозаключение:

Если понятые не приглашены, то процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Понятые не приглашены. Процессуальный порядок следственного действия не соблюден.

Задание 9. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма, установите, следуют ли полученные выводы с необходимостью:

Все курсанты вузов МВД РФ изучают логику. Иванов не курсант вуза МВД РФ. Следовательно…

Задание 10. Сделайте логический вывод и проверьте правильность полученного силлогизма.

Административное правонарушение – антиобщественное деяние. Административное правонарушение не является преступлением. Следовательно…

Некоторые преступления являются умышленными. Неосторожное тяжкое телесное повреждение – преступление. Следовательно…

Задание 11. Определите метод умозаключения:

Дикое животное в неволе пользуется хорошим уходом и питанием, но болеет. Следовательно, причина болезни – неволя.

Задание 12. Какие суждения предполагает постановка следующего вопроса:

Кто одержал победу в сражении при Бородино в 1812 году?

 

ВАРИАНТ 3

Задание 1. Составьте конспект 3 учебной темы.

Задание 2. Нарушены ли законы формальной логики в следующем рассуждении?

Иванов хорошо выполняет свои обязанности. – Иванов достоин повышения в должности.

Задание 3. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Пистолет. Оружие. Орудие. Патроны. Огнестрельное оружие.

Задание 4. Проверьте правильность следующего обобщения:

Учебник – Новый учебник – Книга – Печатное издание.

Задание 5. Проверьте правильность следующих ограничений понятий:

Преступление – должностное преступление – халатность – получение взятки.

ГУВД – отделение милиции – 12-е отделение милиции.

Задание 6. Заключено ли в следующих примерах деление понятий? В делениях установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание
деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.

Гражданский кодекс РФ состоит более чем из четырех сотен статей.

Сделки бывают односторонние и двусторонние.

Задание 7. Являются ли следующие высказывание определением? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены.

Паспортный режим есть важное средство наведения порядка в обществе.

Задание 8. Произведите отрицание следующего сложного суждения:

Если просыпать соль, то произойдет несчастье.

Задание 9. Преобразуйте следующее суждение путем обращения:

Некоторые дни в феврале достаточно теплые для этого времени года.

Задание 10. Является ли правильным следующее условно-категорическое умозаключение?

Если в магазине при ревизиях систематически обнаруживаются одни и те же безучетные запчасти, то в данном магазине реализуются похищенные запчасти. В магазине при ревизиях не обнаруживаются одни и те же безучетные запчасти. Следовательно, в данном магазине не реализуются похищенные запчасти.

Задание 11. Соблюдены ли общие правила силлогизма в следующем примере? Проверьте выводы с помощью круговых схем:

Все люди с повышенной температурой – больные. Этот человек не имеет повышенной температуры. Следовательно, он не болен.

Задание 12. Правильно ли построен следующий силлогизм? Выясните допущенные ошибки, если они есть:

Русские изобрели радио. Попов – русский. Следовательно, Попов изобрел радио.

Задание 13. В какой ложной посылке выражается некорректность следующего вопроса:

"Вы за справедливость или за строгое наказание лиц, совершивших хищения в особо крупных размерах?"

 

ВАРИАНТ 4

Задание 1. Составьте конспект 4 учебной темы.

Задание 2. Требование какого формально-логического закона нарушено в следующем рассуждении?

Некоторые слушатели нашей группы Андреев и Владимиров плохо подготовились к экзамену по логике и не сдали его. Совершенно очевидно, что они не сдадут и экзамена по истории Отечества.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Автомобиль. Механизм. Карбюратор. Легковой автомобиль. Модель автомобиля.

Задание 4. Ограничьте понятия "Особо опасный преступник".

Задание 5. Проверьте правильность следующего объявления с помощью операции умножения понятий:

Безбилетный проезд и бесплатный провоз багажа наказывается штрафом.

Задание 6. Улучшите стиль речи:

Милиционер, сержант милиции П., прошел лечение в госпитале и приступил к службе.

Задание 7. Является ли правильным следующее определение:

Прекрасное есть закон в его ограниченном временем, пространством и конкретной исторической формой проявлении.

Задание 8. Правильно ли произведено превращение?

Всякое конъюнктивное суждение можно разложить на совокупность простых. – Ни одно конъюнктивное суждение не относится к таким суждениям, которые нельзя было бы разложить на совокупность простых суждений.

Задание 9. Могут ли быть одновременно ложными оба суждения в каждой из пар?

Каждое гражданское дело имеет свои особенности. – Некоторые гражданские дела никаких особенностей не имеют.

Преступник не может не оставить следов. – Преступник может не оставить следов.

Задание 10. Можно ли сделать однозначный вывод из следующих посылок:

Если Икс совершил преступление, то он был на месте преступления. Икс был на месте преступления.

Задание 11. При помощи "логического квадрата" выведите суждения, противоположные и подчиненные данному:

Ни один курсант нашей группы не курит.

Задание 12. Определите состав и фигуру следующего силлогизма:

Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее. Слушатель изучал логику, следовательно, он ее знает.

Задание 13. Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм:

Данное решение суда не является оправдательным, так как оно требует увольнения от должности.

Задание 14. Какие суждения предполагает постановка следующего вопроса:

Является ли логика вашей любимой учебной дисциплиной?

 

ВАРИАНТ 5

Задание 1. Составьте конспект 5 учебной темы.

Задание 2. Какой методологический принцип формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Профессор, обращаясь к аудитории, говорит: " Перед вами череп обезьяны очень редкой разновидности. Таких черепов у нас всего два, один - в Национальном музее, другой - у меня.

Задание 3. С помощью логических кругов покажите отношения между следующими двумя группами понятий:

Уголовное право. Право. Гражданское право.

Получение взятки. Незаконное изготовление спиртных напитков. Вооруженное ограбление. Преступление.

Задание 4. Проверьте правильность следующих обобщений понятий:

Огнестрельное оружие – оружие – орудие преступления – орудие.

Столица – большой город – город – населенный пункт.

Задание 5. Улучшите стиль речи:

После восстановления вступили в строй школы, больницы, учебные заведения.

Задание 6. Заключено ли в следующих примерах деление понятий? В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.

Взятки проявляются в форме денег, продуктов питания, ценных подарков и различных услуг.

Акт экспертизы состоит из введения, исследования и заключения.

Задание 7. Являются ли следующие высказывания определениями? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены.

Конституция – свод законов, являющихся основными в конкретном обществе.

Законопослушный гражданин – человек, не уличенный в совершении противоправных действий.

Задание 8. Признав первое суждение в каждой из пар ложным, определите, что может быть сказано при этом условии относительно истинности (или ложности) второго суждения той же пары.

Все виды лжи заслуживают порицания. – Некоторые виды лжи не заслуживают порицания.

Некоторые граждане не соблюдают паспортный режим. – Все граждане соблюдают паспортный режим.

Задание 9. Определите качество и количество следующих суждений. Выразите соотношение между терминами с помощью круговых схем:

Цыгане шумною толпою по Бессарабии кочуют.

Не все то золото, что блестит.

Задание 10. Могут ли быть одновременно ложными оба суждения в следующих парах суждений?

Каждая юридическая норма относится к определенному институту права. – Ни одна юридическая норма не относится к определенному институту права.

Некоторые правовые акты не являются нормативными. – Все правовые акты являются нормативными.

Задание 11. Можно ли сделать правильный вывод из следующих посылок:

Кончил дело - гуляй смело. Иванов гуляет. Следовательно ...

Задание 12. Проверьте правильность силлогизма:

Все преступления осуждаются общественностью. Данное деяние не преступление. Следовательно, оно не осуждается общественностью.

Задание 13. Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм:

Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, так как получение взятки - должностное преступление.

Задание 14. Определите вид вопроса, его логическое строение, правильность:

Вы за справедливость или за строгое наказание лиц, совершивших хищение в особо крупных размерах?

 

ВАРИАНТ 6

Задание 1. Составьте конспект 6 учебной темы.

Задание 2. Какой методологический принцип формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Вор не желает ничего дурного. Приобретение хорошего - дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

Задание 3. С помощью логических кругов покажите отношения между следующими группами понятий:

Понятие. Абстрактное понятие. Общее понятие. Единичное понятие. Содержание понятия.

Правонарушение. Преступность. Кража. Хищение государственного имущества. Понятие кражи.

Задание 4. Проверьте правильность следующих обобщений:

Криминология – юридическая наука – наука.

Одиночный выстрел – выстрел – залп.

Задание 5. Проверьте правильность следующих ограничений:

Техника – аудиотехника – видеотехника – магнитофон – видеомагнитофон.

Время – время года – весна – май – май 1999 года.

Задание 6. Является ли правильным следующие определения:

Логика ¾ это наука о логическом в мышлении.

Философ ¾ это человек, разрабатывающий научную методологию.

Задание 7. Правильно ли произведены следующие отрицания? Исправьте допущенные ошибки:

Иванов хорошо учится и он прекрасный спортсмен. – Иванов учится плохо и он плохой спортсмен.

Колумб открыл Америку, а Магеллан первым совершил кругосветное плавание. – Или Колумб не открыл Америку, или Магеллан совершил не первым кругосветное плавание.

Задание 8. Сделайте логический вывод, если это возможно, путем обращения и путем превращения каждого из суждений:

Все сотрудники занимаются огневой подготовкой.

Некоторые государства не являются федеративными.

Задание 9. Является ли правильным следующее умозаключение:

Если не зафиксировано изъятие следов преступной деятельности в протоколе, то процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Следовательно, изъятие следов преступной деятельности не зафиксировано в протоколе.

Задание 10. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделано заключение? Если нет, то какое именно правило силлогизма нарушено?

Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин Н. не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он хулиганского поступка не совершал.

Статья 181 УК РФ распространяется на лиц, давших заведомо ложные показания. Свидетель К. заведомо ложных показаний не давал, следовательно, на него указанная статья УК РФ не распространяется.

Задание 11. Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм:

Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, так как получение взятки ¾ должностное преступление.

Задание 12. В какой ложной посылке выражается некорректность следующего вопроса:

"Как Вы можете выступать за сохранение смертной казни, если сами не согласились бы привести смертный приговор в исполнение?

 

ВАРИАНТ 7

Задание 1. Составьте конспект 7 учебной темы.

Задание 2. Какой методологический принцип формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Собакевич, характеризуя чиновников губернского города, отзывается о прокуроре так: "...Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья".

Задание 3. Содержание какого понятия богаче в следующей паре понятий:

Тихий океан. Часть земной поверхности, покрытая водой.

Задание 4. Проверьте правильность следующего обобщения:

Високосный год – год – часть столетия – столетие.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основа ние деления. В неправильных делениях укажите, какие правила нарушены:

Учебник логики состоит из двенадцати глав.

Углы бывают тупые, острые и вертикальные.

Задание 6. Выясните, являются ли следующее высказывание определением.

Праздность – мать всех пороков.

"Человек ¾ смеющееся животное" (Аль-Фараби).

Задание 7. Сделайте логический вывод путем обращения и путем превращения следующего суждения:

Ни один сотрудник правоохранительных органов не имеет права заниматься частной коммерческой деятельностью.

Задание 8. Произведите отрицания следующего сложного суждения:

Птицы появились над морем – близко земля.

Задание 9. Определите логическую структуру следующего умозаключения. Проверьте правильность вывода.

Если убийство совершено с целью сокрытия другого преступления, оно признается совершенным при отягчающих обстоятельствах. Убийство гражданина Н. не является преступлением, совершенным с целью сокрытия другого преступления. Значит, оно не может быть признано совершенным при отягчающих обстоятельствах.

Задание 10. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделан вывод? Если нет, то какое именно правило нарушено?

Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Следовательно, данное доказательство не имеет юридической силы, так как оно получено с нарушением закона.

Задание 11. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. Установите, следует ли вывод с необходимостью:

Все адвокаты имеют высшее юридическое образование. Иванов имеет высшее юридическое образование. Следовательно ...

Задание 12. Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм:

Признаком горения является наличие пламени, поэтому окисление не является горением.

Задание 13. Носят ли выводы в следующих умозаключениях по аналогии логически правильный характер, если нет, то почему?

Слово "мышление" имеет такое же строение, как и слово "крушение". В слове "крушение" ударение падает на второй слог. Следовательно, в слове "мышление" ударение тоже падает на второй слог.

 

ВАРИАНТ 8

Задание 1. Составьте конспект 8 учебной темы.

Задание 2. Какой методологический принцип формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, надо принимать как можно больше лекарств.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Европа. Европейская страна. Англия. Франция. Столица Франции.

Задание 4. Проверьте правильность следующего обобщения:

Учебник – новый учебник – книга – печатное издание.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильном делении укажите, какие правила нарушены:

Леса делятся на лиственные, хвойные, смешанные, еловые и сосновые.

Год делится на двенадцать месяцев.

Задание 6. Произведите отрицания следующих сложных суждений:

Много будешь знать – скоро состаришься.

Или на тело не действует сила, или оно не движется с ускорением.

Задание 7. Выясните, являются ли следующее высказывание определением.

Кобра – очковая змея, водится в Южной Азии; очень ядовитая.

Задание 8. Сделайте логический вывод, если это возможно, путем обращения и путем превращения каждого из следующих суждений:

Не имеющие аттестата зрелости не могут быть приняты в институт.

Некоторые правонарушения являются проступками.

Задание 9. Восстановите следующие высказывания до условно-категорических умозаключений в утверждающем и отрицающем модусах:

Внезапно стало темно, значит, затмение солнца наступило.

Если он не решил эту задачу, то логику он не знает.

Задание 10. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделано заключение? Если нет, то какое именно правило силлогизма нарушено?

Лица, совершившие должностной подлог, привлекаются к уголовной ответственности. Гражданин Т. привлекается к уголовной ответственности. Следовательно, он совершил должностной подлог.

Задание 11. Определите правильность следующего силлогизма:

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, не действительна. Данная доверенность недействительна. Следовательно, в данной доверенности не указана дата ее совершения.

Задание 12. Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм:

Данный силлогизм не является правильным, так как в нем не соблюдены правила фигур.

Задание 13. Какие суждения предполагает постановка следующего вопроса:

На каком расстоянии от Земли кончается земное притяжение?

 

ВАРИАНТ 9

Задание 1. Составьте конспект 9 учебной темы.

Задание 2. Нарушено ли требование закона достаточного основания в каком-либо из следующих суждений?

Д. не занимался спекуляцией, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Это правонарушение не является умышленным, значит, оно относится к неосторожным правонарушениям.

Человек в театре видит, что место впереди него имеет номер 22, поэтому он решает, что его место тоже номер 22.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Движение. Скорость. Ускорение. Вращение. Медленное движение.

Задание 4. Проверьте правильность следующих ограничений понятий:

Отрезок – отрезок прямой линии – прямая линия.

Предмет – учебный предмет – логика – раздел логики.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила нарушены:

Понятия делятся на единичные, общие, абстрактные, конкретные, положительные и отрицательные.

Земной шар делится на западное и восточное полушария.

Задание 6. Какое суждение являются отрицанием следующего суждения:

Все задачи, заданные на дом, трудны.

Задание 7. Сделайте логический вывод, если это возможно, путем обращения и путем превращения каждого из следующих суждений:

Состав преступления при квалификации противоправного деяния имеется в полном объеме.

Некоторые свидетели не дают правдивых показаний.

Задание 8. При помощи "логического квадрата" выведите суждения, противоположные и подчиненные данному:

Слова могут быть разделены на слоги.

Задание 9. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру силлогизма. Правильно ли сделан вывод? Если нет, то какие правила силлогизма нарушены?

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Гражданин Д. от уголовной ответственности освобожден. Следовательно, гражданин Д. не является лицом, совершившим преступление в состоянии опьянения.

Задание 10. Определите логическую структуру следующих умозаключений; если необходимо, сделайте вывод. Проверьте его правильность.

Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может сообщить источник своей осведомленности. Фактические данные, сообщаемые свидетелем, в данном случае могут служить доказательством. Следовательно…

Умышленные преступления совершаются с прямым или косвенным умыслом. В данном преступлении не обнаружено прямого умысла. Следовательно…

Задание 11. Какие суждения предполагает постановка следующего вопроса:

Много ли книг в Вашей домашней библиотеке?

Задание 12. Подвергните критике следующую аналогию:

И. Кеплер писал о том, что Земля подобно человеку имеет внутреннюю теплоту, в этом убеждает нас вулканическая деятельность. Соответственно сосудам живого тела на земле имеются реки. Существует еще целый ряд соответствий. Но человек одушевлен. Следовательно, по мнению И. Кеплера, Земля тоже имеет душу.

 

ВАРИАНТ 10

Задание 1. Составьте конспект 10 учебной темы.

Задание 2. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными следующие суждения:

Каждый человек получает удовольствие от жизни. – Только некоторые люди получают удовольствие от жизни.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите их с помощью круговой схемы:

Окно. Оконная рама. Оконный проем. Створка оконной рамы.

Задание 4. Проверьте правильность следующих обобщений понятий:

Морской хищник – хищник Арктики – хищник – морское животное.

Животноводство – отрасль сельского хозяйства – сельское хозяйство.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила нарушены:

Отношения между людьми бывают доброжелательными и недоброжелательными.

Первый курс делится на три учебные группы.

Задание 6. Является ли правильным следующее определение:

Бочка – сосуд для хранения жидкостей и сыпучих веществ.

Задание 7. Правильно ли произведены следующие преобразования суждений путем обращения? Если обращение неправильное, укажите ошибки и выполните преобразование суждения правильно:

Паук – не насекомое. – Некоторые насекомые не являются пауками.

Силлогизм есть вид умозаключений. – Некоторые умозаключения не являются силлогизмами.

Задание 8. Составьте схему умозаключения и проверьте его логическую правильность. Если допущены ошибки, укажите, в чем они состоят:

Он или не купил билет, или опоздал к началу сеанса. Он опоздал к началу сеанса. Следовательно, он купил билет.

Задание 9. Сделайте логический вывод и проверьте правильность полученного силлогизма:

Лица, занимающиеся изготовлением и сбытом наркотиков, совершают преступление. Гражданин К. изготовлением и сбытом наркотиков не занимался. Следовательно…

Задание 10. Определите состав, фигуру и модус следующего силлогизма; найдите вывод, термины, большую и меньшую посылки. Изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем.

Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее. Иванов изучал логику, следовательно, он ее знает.

Задание 11. Определите логическую структуру следующего умозаключения; если необходимо, сделайте вывод. Проверьте его правильность.

Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным. Приговор суда по делу гражданина Р. является обвинительным.

Задание 12. Какие суждения предполагает постановка следующих вопросов:

К какому виду придаточных предложений относится выделенная часть предложения?

Насколько способствует напряженное чтение возрастанию остроты зрения?


Примерный перечень вопросов для проведения рубежного контроля

Предмет логики.

2. История возникновения и развития логики.

3. Логика и логическая культура.

4. Особенности отношения логики к мышлению.

5. Логические термины.

6. Общая характеристика понятия.

7. Виды понятий.

8. Виды отношений между понятиями.

9. Операции с понятиями.

10. Определения и их виды.

11. Правила определений.

12. Приемы, сходные с определением.

13. Деление и классификация.

14. Общая характеристика суждения.

15. Виды и свойства сложных суждений.

16. Модальные операторы.

17. Отрицание суждений.

18. Общая характеристика умозаключений. Дедукция и индукция.

19. Категорический силлогизм и его состав.

20. Общие правила категорического силлогизма.

 

 


Примеры тестовых заданий

 

1. Законы мышления – это…

а) выведение нового знания

б) наблюдение фактов действительности

в) необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения

 

2. Коньюнкция имеет обозначение:

а) V

б) Λ

в) →

 

3. Квантор существования:

а)

б)

 

4. Закон исключенного третьего:

а) а есть а, или p→p

б) неверно, что а и не – а, или ù (pΛù p)

в) а есть либо b, либо не b, или p Λù p

г) если есть b, то есть и его основание а, или p→q

 

5.Понятие «ответственность»:

а) конкретное

б) абстрактное


Литература

Основная литература:*

3. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник для студентов вузов/ – М.: Дело, 2005.–264 с.– (Серия «Российское право: теория и практика»)

4. Кириллов В.И. Упражнения по логике: учебное пособие / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. - М.: Проспект, 2006. - 184 с.

Дополнительная литература*

3. Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. - 3-е изд., испр. - М.: ОМЕГА-Л, 2006. - 416 с. - (Высшее юридическое образование)

4. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие / А.А. Тер-Акопов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Омега-Л, 2006. - 256 с.


Вопросы для подготовки к экзамену

1. Логика и ее предмет.

2. Логическая форма, формализация мышления.

3. Язык как знаковая система. Виды языков.

4. Имена и принципы их употребления в науке.

5. Семантические категории и логическая символика.

6. Общая характеристика понятия. Содержание и объем понятия.

7. Понятие. Виды понятия.

8. Понятие. Виды отношений между понятиями.

9. Понятие. Операции с понятиями.

10. Общая характеристика суждения.

11. Структура и виды атрибутивных суждений.

12. Общая характеристика суждения. Виды и свойства сложных суждений.

13. Понятие логического закона.

14. Закон тождества.

15. Закон исключенного третьего.

16. Закон не противоречия.

17. Закон достаточного основания.

18. Определение и его виды.

19. Приемы, сходные с определением.

20. Правила явных определений.

21. Деление и классификация.

22. Общая характеристика умозаключений и их классификация.

23. Силлогизм, его строение и общие правила.

24. Фигуры силлогизма. Правила фигур.

25. Умозаключения, основанные на свойствах сложных суждений.

26. Индуктивные умозаключения, их виды и характеристика.

27. Методы выявления причинной зависимости.

28. Аргументация и доказательство. Правила и ошибки аргументации.

29. Критика и опровержение. Правила и ошибки критики.

30. Виды споров и их уловки.


Перечень практических заданий экзамена

 

Вариант № 1

Задание 1.Составьте конспект 1 темы рабочей программы.

Задание 2. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующие суждения:

На этом острове много птиц. – На этом острове обитает всего два вида птиц.

Задание 3. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Закон. Законность. Свод законов. Уголовный кодекс. Конституция России.

Задание 4. Произведите обобщение понятия "Тайное похищение личного имущества граждан".

Задание 5. Произведите ограничение понятия "Населенный пункт".

Задание 6. Заключено ли в следующем примере деление понятий? Установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.

Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.

Задание 7. Является ли правильным следующее определение:

Состав преступления, как и содержание любого понятия, составляют признаки предметов, в данном случае признаки социально-правовых явлений (деяний), отражаемых составом преступления.

Задание 8. Преобразуйте следующие суждения путем превращения:

Москва – столица России.

Большинство из нас хорошо учится.

Задание 9. Является ли правильным следующее умозаключение:

Если на хлебоприемном пункте систематически создается неучтенный резерв зерна, то на нем имеет место хищение зерна. На хлебоприемном пункте имеет место хищение зерна. Следовательно, на хлебоприемном пункте систематически создается неучтенный резерв зерна.

Задание 10. Обосновано ли вывод в следующем умозаключении:

Преступление может быть совершено путем действия или путем бездействия. Это преступление не совершено путем действия. Следовательно, это преступление совершено путем бездействия.

Задание 11. Можно ли сделать выводы из следующих посылок, если можно, то какой? Проверьте правильность вывода с помощью круговых схем:

Все планеты вращаются вокруг Солнца. Земля вращается вокруг Солнца. Следовательно…

Задание 12. Сделайте логический вывод и проверьте правильность полученного силлогизма:

Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин А. контрабандой не занимался. Следовательно…

Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителя ми сторон в суде. Гражданин П. может быть представителем сторон на суде. Следовательно…

Задание 13. Может ли быть получено следующее заключение при помощи полной индукции?

Ни один студент группы не является неуспевающим.

Вариант №2

Задание 1. Составьте конспект 2 темы рабочей программы.

Задание 2. Объясните, в чем заключается ошибка следующего рассуждения:

Мне нравится все зеленое. Эта картина зеленая. Мне нравится эта картина.

Задание 3. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующая пара суждений:

Все слушатели группы подготовлены к семинару. – Некоторые слушатели группы не подготовлены к семинару.

Задание 4. Установите, в каких отношениях находятся следующие понятия:

Орудие преступления. Огнестрельное оружие. Пистолет. Нож.

Задание 5. Произведите обобщение понятия "Тайное похищение личного имущества граждан".

Задание 6. Правильно ли произведено следующее отрицание? Исправьте допущенные ошибки:

Иванов хорошо учится и он прекрасный спортсмен. – Иванов учится плохо и он плохой спортсмен.

Задание 7. Могут ли быть одновременно истинными суждения каждой из следующих пар?

Все протоколы составлены. – Некоторые протоколы составлены.

Все вещественные доказательства собраны. – Не все вещественные доказательства собраны.

Задание 8. Является ли правильным следующее умозаключение:

Если понятые не приглашены, то процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Понятые не приглашены. Процессуальный порядок следственного действия не соблюден.

Задание 9. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма, установите, следуют ли полученные выводы с необходимостью:

Все курсанты вузов МВД РФ изучают логику. Иванов не курсант вуза МВД РФ. Следовательно…

Задание 10. Сделайте логический вывод и проверьте правильность полученного силлогизма.

Административное правонарушение – антиобщественное деяние. Административное правонарушение не является преступлением. Следовательно…

Некоторые преступления являются умышленными. Неосторожное тяжкое телесное повреждение – преступление. Следовательно…

Задание 11. Определите метод умозаключения:

Дикое животное в неволе пользуется хорошим уходом и питанием, но болеет. Следовательно, причина болезни – неволя.

Задание 12. Какие суждения предполагает постановка следующего вопроса:

Кто одержал победу в сражении при Бородино в 1812 году?

Вариант № 3

Задание 1. Составьте конспект 3 темы рабочей программы.

Задание 2. Нарушены ли законы формальной логики в следующем рассуждении?

Иванов хорошо выполняет свои обязанности. – Иванов достоин повышения в должности.

Задание 3. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Пистолет. Оружие. Орудие. Патроны. Огнестрельное оружие.

Задание 4. Проверьте правильность следующего обобщения:

Учебник – Новый учебник – Книга – Печатное издание.

Задание 5. Проверьте правильность следующих ограничений понятий:

Преступление – должностное преступление – халатность – получение взятки.

ГУВД – отделение милиции – 12-е отделение милиции.

Задание 6. Заключено ли в следующих примерах деление понятий? В делениях установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание
деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.

Гражданский кодекс РФ состоит более чем из четырех сотен статей.

Сделки бывают односторонние и двусторонние.

Задание 7. Являются ли следующие высказывание определением? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены.

Паспортный режим есть важное средство наведения порядка в обществе.

Задание 8. Произведите отрицание следующего сложного суждения:

Если просыпать соль, то произойдет несчастье.

Задание 9. Преобразуйте следующее суждение путем обращения:

Некоторые дни в феврале достаточно теплые для этого времени года.

Задание 10. Является ли правильным следующее условно-категорическое умозаключение?

Если в магазине при ревизиях систематически обнаруживаются одни и те же безучетные запчасти, то в данном магазине реализуются похищенные запчасти. В магазине при ревизиях не обнаруживаются одни и те же безучетные запчасти. Следовательно, в данном магазине не реализуются похищенные запчасти.

Задание 11. Соблюдены ли общие правила силлогизма в следующем примере? Проверьте выводы с помощью круговых схем:

Все люди с повышенной температурой – больные. Этот человек не имеет повышенной температуры. Следовательно, он не болен.

Задание 12. Правильно ли построен следующий силлогизм? Выясните допущенные ошибки, если они есть:

Русские изобрели радио. Попов – русский. Следовательно, Попов изобрел радио.

Задание 13. В какой ложной посылке выражается некорректность следующего вопроса:

"Вы за справедливость или за строгое наказание лиц, совершивших хищения в особо крупных размерах?"

 

Вариант № 4

Задание 1. Составьте конспект 4 темы рабочей программы.

Задание 2. Требование какого формально-логического закона нарушено в следующем рассуждении?

Некоторые слушатели нашей группы Андреев и Владимиров плохо подготовились к экзамену по логике и не сдали его. Совершенно очевидно, что они не сдадут и экзамена по истории Отечества.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Автомобиль. Механизм. Карбюратор. Легковой автомобиль. Модель автомобиля.

Задание 4. Ограничьте понятия "Особо опасный преступник".

Задание 5. Проверьте правильность следующего объявления с помощью операции умножения понятий:

Безбилетный проезд и бесплатный провоз багажа наказывается штрафом.

Задание 6. Улучшите стиль речи:

Милиционер, сержант милиции П., прошел лечение в госпитале и приступил к службе.

Задание 7. Является ли правильным следующее определение:

Прекрасное есть закон в его ограниченном временем, пространством и конкретной исторической формой проявлении.

Задание 8. Правильно ли произведено превращение?

Всякое конъюнктивное суждение можно разложить на совокупность простых. – Ни одно конъюнктивное суждение не относится к таким суждениям, которые нельзя было бы разложить на совокупность простых суждений.

Задание 9. Могут ли быть одновременно ложными оба суждения в каждой из пар?

Каждое гражданское дело имеет свои особенности. – Некоторые гражданские дела никаких особенностей не имеют.

Преступник не может не оставить следов. – Преступник может не оставить следов.

Задание 10. Можно ли сделать однозначный вывод из следующих посылок:

Если Икс совершил преступление, то он был на месте преступления. Икс был на месте преступления.

Задание 11. При помощи "логического квадрата" выведите суждения, противоположные и подчиненные данному:

Ни один курсант нашей группы не курит.

Задание 12. Определите состав и фигуру следующего силлогизма:

Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее. Слушатель изучал логику, следовательно, он ее знает.

Задание 13. Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм:

Данное решение суда не является оправдательным, так как оно требует увольнения от должности.

Задание 14. Какие суждения предполагает постановка следующего вопроса:

Является ли логика вашей любимой учебной дисциплиной?

 

Вариант № 5

Задание 1. Составьте конспект 5 темы рабочей программы.

Задание 2. Какой методологический принцип формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Профессор, обращаясь к аудитории, говорит: " Перед вами череп обезьяны очень редкой разновидности. Таких черепов у нас всего два, один - в Национальном музее, другой - у меня.

Задание 3. С помощью логических кругов покажите отношения между следующими двумя группами понятий:

Уголовное право. Право. Гражданское право.

Получение взятки. Незаконное изготовление спиртных напитков. Вооруженное ограбление. Преступление.

Задание 4. Проверьте правильность следующих обобщений понятий:

Огнестрельное оружие – оружие – орудие преступления – орудие.

Столица – большой город – город – населенный пункт.

Задание 5. Улучшите стиль речи:

После восстановления вступили в строй школы, больницы, учебные заведения.

Задание 6. Заключено ли в следующих примерах деление понятий? В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.

Взятки проявляются в форме денег, продуктов питания, ценных подарков и различных услуг.

Акт экспертизы состоит из введения, исследования и заключения.

Задание 7. Являются ли следующие высказывания определениями? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены.

Конституция – свод законов, являющихся основными в конкретном обществе.

Законопослушный гражданин – человек, не уличенный в совершении противоправных действий.

Задание 8. Признав первое суждение в каждой из пар ложным, определите, что может быть сказано при этом условии относительно истинности (или ложности) второго суждения той же пары.

Все виды лжи заслуживают порицания. – Некоторые виды лжи не заслуживают порицания.

Некоторые граждане не соблюдают паспортный режим. – Все граждане соблюдают паспортный режим.

Задание 9. Определите качество и количество следующих суждений. Выразите соотношение между терминами с помощью круговых схем:

Цыгане шумною толпою по Бесарабии кочуют.

Не все то золото, что блестит.

Задание 10. Могут ли быть одновременно ложными оба суждения в следующих парах суждений?

Каждая юридическая норма относится к определенному институту права. – Ни одна юридическая норма не относится к определенному институту права.

Некоторые правовые акты не являются нормативными. – Все правовые акты являются нормативными.

Задание 11. Можно ли сделать правильный вывод из следующих посылок:

Кончил дело - гуляй смело. Иванов гуляет. Следовательно ...

Задание 12. Проверьте правильность силлогизма:

Все преступления осуждаются общественностью. Данное деяние не преступление. Следовательно, оно не осуждается общественностью.

Задание 13. Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм:

Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, так как получение взятки - должностное преступление.

Задание 14. Определите вид вопроса, его логическое строение, правильность:

Вы за справедливость или за строгое наказание лиц, совершивших хищение в особо крупных размерах?

 

Вариант № 6

Задание 1. Составьте конспект 6 темы рабочей программы.

Задание 2. Какой методологический принцип формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Вор не желает ничего дурного. Приобретение хорошего - дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

Задание 3. С помощью логических кругов покажите отношения между следующими группами понятий:

Понятие. Абстрактное понятие. Общее понятие. Единичное понятие. Содержание понятия.

Правонарушение. Преступность. Кража. Хищение государственного имущества. Понятие кражи.

Задание 4. Проверьте правильность следующих обобщений:

Криминология – юридическая наука – наука.

Одиночный выстрел – выстрел – залп.

Задание 5. Проверьте правильность следующих ограничений:

Техника – аудиотехника – видеотехника – магнитофон – видеомагнитофон.

Время – время года – весна – май – май 1999 года.

Задание 6. Является ли правильным следующие определения:

Логика ѕ это наука о логическом в мышлении.

Философ ѕ это человек, разрабатывающий научную методологию.

Задание 7. Правильно ли произведены следующие отрицания? Исправьте допущенные ошибки:

Иванов хорошо учится и он прекрасный спортсмен. – Иванов учится плохо и он плохой спортсмен.

Колумб открыл Америку, а Магеллан первым совершил кругосветное плавание. – Или Колумб не открыл Америку, или Магеллан совершил не первым кругосветное плавание.

Задание 8.Сделайте логический вывод, если это возможно, путем обращения и путем превращения каждого из суждений:

Все сотрудники занимаются огневой подготовкой.

Некоторые государства не являются федеративными.

Задание 9. Является ли правильным следующее умозаключение:

Если не зафиксировано изъятие следов преступной деятельности в протоколе, то процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Следовательно, изъятие следов преступной деятельности не зафиксировано в протоколе.

Задание 10. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделано заключение? Если нет, то какое именно правило силлогизма нарушено?

Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин Н. не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он хулиганского поступка не совершал.

Статья 181 УК РФ распространяется на лиц, давших заведомо ложные показания. Свидетель К. заведомо ложных показаний не давал, следовательно, на него указанная статья УК РФ не распространяется.

Задание 11. Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм:

Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, так как получение взятки ѕ должностное преступление.

Задание 12. В какой ложной посылке выражается некорректность следующего вопроса:

"Как Вы можете выступать за сохранение смертной казни, если сами не согласились бы привести смертный приговор в исполнение?

Вариант № 7

Задание 1. Составьте конспект 7 темы рабочей программы.

Задание 2. Какой методологический принцип формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Собакевич, характеризуя чиновников губернского города, отзывается о прокуроре так: "...Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья".

Задание 3. Содержание какого понятия богаче в следующей паре понятий:

Тихий океан. Часть земной поверхности, покрытая водой.

Задание 4. Проверьте правильность следующего обобщения:

Високосный год – год – часть столетия – столетие.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила нарушены:

Учебник логики состоит из двенадцати глав.

Углы бывают тупые, острые и вертикальные.

Задание 6. Выясните, являются ли следующее высказывание определением.

Праздность – мать всех пороков.

"Человек ѕ смеющееся животное" (Аль-Фараби).

Задание 7. Сделайте логический вывод путем обращения и путем превращения следующего суждения:

Ни один сотрудник правоохранительных органов не имеет права заниматься частной коммерческой деятельностью.

Задание 8. Произведите отрицания следующего сложного суждения:

Птицы появились над морем – близко земля.

Задание 9. Определите логическую структуру следующего умозаключения. Проверьте правильность вывода.

Если убийство совершено с целью сокрытия другого преступления, оно признается совершенным при отягчающих обстоятельствах. Убийство гражданина Н. не является преступлением, совершенным с целью сокрытия другого преступления. Значит, оно не может быть признано совершенным при отягчающих обстоятельствах.

Задание 10. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделан вывод? Если нет, то какое именно правило нарушено?

Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Следовательно, данное доказательство не имеет юридической силы, так как оно получено с нарушением закона.

Задание 11. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. Установите, следует ли вывод с необходимостью:

Все адвокаты имеют высшее юридическое образование. Иванов имеет высшее юридическое образование. Следовательно ...

Задание 12. Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм:

Признаком горения является наличие пламени, поэтому окисление не является горением.

Задание 13. Носят ли выводы в следующих умозаключениях по аналогии логически правильный характер, если нет, то почему?

Слово "мышление" имеет такое же строение, как и слово "крушение". В слове "крушение" ударение падает на второй слог. Следовательно, в слове "мышление" ударение тоже падает на второй слог.

Вариант № 8

Задание 1. Составьте конспект 8 темы рабочей программы.

Задание 2. Какой методологический принцип формальной логики нарушен в следующем высказывании:

Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, надо принимать как можно больше лекарств.

Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:

Европа. Европейская страна. Англия. Франция. Столица Франции.

Задание 4. Проверьте правильность следующего обобщения:

Учебник – новый учебник – книга – печатное издание.

Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильном делении укажите, какие правила нарушены:

Леса делятся на лиственные, хвойные, смешанные, еловые и сосновые.

Год делится на двенадцать месяцев.

Задание 6. Произведите отрицания следующих сложных суждений:

Много будешь знать – скоро состаришься.

Или на тело не действует сила, или оно не движется с ускорением.

Задание 7. Выясните, являются ли следующее высказывание определением.

Кобра – очковая змея, водится в Южной Азии; очень ядовитая.

Задание 8. Сделайте логический вывод, если это возможно, путем обращения и путем превращения каждого из следующих суждений:

Не имеющие аттестата зрелости не могут быть приняты в институт.

Некоторые правонарушения являются проступками.

Задание 9. Восстановите следующие высказывания до условно-категорических умозаключений в утверждающем и отрицающем модусах:

Внезапно стало темно, значит, затмение солнца наступило.

Если он не решил эту задачу, то логику он не знает.

Задание 10. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделано заключение? Если нет, то какое именно правило силлогизма нарушено?

Лица, совершившие должностной подлог, привлекаются к уголовной ответственности. Гражданин Т. привлекается к уголовной ответственности. Следовательно, он совершил должностной подлог.

Задание 11. Определите правильность следующего силлогизма:

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, не действительна. Данная доверенность недействительна. Следовательно, в данной доверенности не указана дата ее совершения.

Задание 12. Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм:

Данный силлогизм не является правильным, так как в нем не соблюдены правила фигур.

Задание 13. Какие суждения предполагает постановка следующего вопроса:

На каком расстоянии от Земли кончается земное притяжение?

 

Вариант № 9

Задание 1. Составьте конспект 9 темы рабочей программы.

Задание 2. Нарушено ли требование закона достаточного основания в каком-либо из следующих суждений?

Д. не занимался спекуляцией, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Это правонарушение не является умышленным, значит, оно относится к неосторожным правонарушениям.

Человек в театре видит, что место впереди него имеет номер 22, поэтому он решает, что его место тоже номер 22.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.