Судебно-следственные версии и гипотезы
Формы развития знания: проблема, гипотеза, судебно-следственная версия, теория. Вопросно-ответные ситуации. Понятие вопроса. Виды вопросов. Виды ответов. Проблема и ее роль в познании. Гипотеза как форма развития знания. Виды гипотез. Понятие рабочей гипотезы. Построение гипотезы и этапы ее развития. Доказательство и опровержение гипотез. Судебно-следственная версии и гипотезы. Виды судебно-следственных версий и гипотез, способы их выдвижения. Понятие теории. Значение теоретического знания в процессе обучения и самообразования, в профессиональном становлении сотрудников судебной системы. Планы семинарских занятий Семинарское занятие 1 Тема: «Логика как наука и ее роль в деятельности юристов» Цель занятия: 1. Дать представление о роли и месте дисциплины в общем поле культуры и цивилизации, о значении логической составляющей профессиональной культуры. Учебно-методическое обеспечение 1. Учебная доска
Изучить основные понятия логики: Мышление, абстрактное мышление, логика, объективная и субъективная логика, логическая форма мышления, логический закон, теоретическое и практическое значение логики.
Содержание занятия и методика его проведения Вступительная часть.Проверка наличия и готовности студентов к занятию, заполнение журнала, объявление темы, цели и плана проведения занятия. Основная часть. Логика как наука о формах и законах правильного мышления. Изучение вопроса осуществляется путем устного обсуждения студентами. Особенно важно понять, что логика, как наука о строении мыслей, связях между мыслями, а также о наиболее общих закономерностях мира мышления, изучает специфические стороны и особенности мышления. Мышление как предмет изучения логики. Логическая культура. С помощью устного обсуждения раскрыть понятие мышления. Акцентировать внимание курсантов на значение логической культуры. Задачи формализации мышления. Логическая форма мышления. Охарактеризовать теории познания в современном естествознании. Исследовать различные формы мысли. Рассмотреть логические законы. Основные исторические этапы развития логики. С помощью устного обсуждения раскрыть истории зарождения логики. Исследовать процесс зарождения логики, дать характеристику основным этапам развития логики.
Практические упражнения: Вариант 1. Упражнение 1. Выявите логическую форму следующего утверждения: Некоторые студенты являются спортсменами. Упражнение 2. Выявите логическую форму сложного высказывания без учета внутренней структуры простых высказываний: Если у человека есть склонность к абстрактному мышлению, то он способен хорошо освоить логику, а если такой склонности у него нет, то хорошо освоить логику такой человек не способен. Упражнение 3. Запишите логическую форму следующего рассуждения. Проверьте его правильность с помощью метода подстановки. Некоторые участники этого преступления опознаны потерпевшим. Ни один из членов семьи Петровых не опознан потерпевшим. Следовательно, некоторые члены семьи Петровых не является участниками этого преступления. Вариант 2. Упражнение 1. Выявите логическую форму следующего утверждения: Некоторые студенты –отличники. Упражнение 2. Выявите логическую форму сложного высказывания без учета внутренней структуры простых высказываний: Поскольку каждый человек, находящийся в здравом уме, может изучить логику, Иванов может изучить логику. Упражнение 3. Запишите логическую форму следующего рассуждения. Проверьте его правильность с помощью метода подстановки. Некоторые экономисты не являются философами. Следовательно, некоторые философы не являются экономистами. Вариант 3. Упражнение 1. Выявите логическую форму следующего утверждения: Ни одна звезда не является обитаемой. Упражнение 2. Выявите логическую форму сложного высказывания без учета внутренней структуры простых высказываний: Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, то это не значит, что он болен. Упражнение 3. Запишите логическую форму следующего рассуждения. Проверьте его правильность с помощью метода подстановки. Все студенты нашей группы – юристы. Все студенты нашей группы пишут рефераты по логике. Следовательно, все пишущие рефераты логике – юристы.
Заключительная часть. - разбор ошибок -ответы на вопросы - подведение общих итогов занятия - выставление оценок Литература: основная: 1. Грядовой Д.И. Логика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Д.И. Грядовой. – 3-е изд., перераб. и доп. — Электрон. дан. (21,2 MB). – М. : Юнити-Дана, 2011. – 1 электрон. отп. диск (CD-ROM). – Гл.1. 2. Ивлев Ю.В. Логика для юристов [Текст] : учебник / Ю.В. Ивлев ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2010. – 272 с. – Гл.1. 3. Карпов В.Н. Систематическое изложение логики [2011] : Текст / В.Н. Карпов. – 2-е изд. — М. : Либроком, 2011. – 328 с. – (Из наследия мировой философской мысли: логика). – Гл.1. 4. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов [Текст] : учебное пособие / Н.В. Михалкин. – 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011. – 363 с. – (Основы наук). – Гл.1. дополнительная: 1. Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. - 3-е изд., испр. - М.: ОМЕГА-Л, 2006. - 416 с. - (Высшее юридическое образование). 2. Карпов В.Н. Систематическое изложение логики / В.Н. Карпов .— 2-е изд. — М. : Либроком, 2011 .— 328 с. — (Из наследия мировой философской мысли: логика). 3. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов: учебное пособие / Н.В. Михалкин .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011 .— 363 с. — (Основы наук). 4. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие / А.А. Тер-Акопов. - 2-е изд., стереотип. - М.: ОМЕГА-Л, 2006. - 256 с.
Задание для самостоятельного изучения к следующему занятию: 1. Язык как знакомая информационная система. Виды языков. 2. Нормативные принципы языка науки. 3. Семантические категории выражений языка. 4. Понятие о языке логики высказываний.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|