Здавалка
Главная | Обратная связь

Семинарское занятие 3



Тема: «Определение и классификация»

Цель занятия:

1. Дать представление о роли правильного построения определений и проведения классификации как слагаемых общеобразовательной и профессиональной культуры.

Учебно-материальное обеспечение

1. Учебная доска

Учебные вопросы Время, мин.
Вступительная часть 1.Общая характеристика определения. 2. Явные определения. 3. Неявные определения. 4. Правила явных определений. 5. Деление и его виды. 6. Классификация и ее виды. Заключительная часть.

 

Изучить основные понятия и категории:

Определение, явные определения, неявные определения, остенсивные определения, определения-иллюстрации, определение через род и видовое отличие, таксономическиое деление, мереологическое деление, искусственная классификация, классификация естественная.

Содержание занятия и методика его проведения

Вступительная часть.Проверка наличия и готовности студентов к занятию, заполнение журнала, объявление темы, цели и планы проведения занятий.

Основная часть.

Общая характеристика определения.

Изучение вопроса осуществляется путем устного обсуждения студентами. Акцентировать внимание на структуре определения. Охарактеризовать элементы структуры определения.

Явные определения.

С помощью устного обсуждения раскрыть структуру явных определений. Обратите внимание на освоение процедур, позволяющих уточнять логический смысл определений. Дать общую характеристику видов явных определений.

Неявные определения.

Определить основные особенности неявных определений. С помощью устного обсуждения определить приемы сходные с определениями. Рассмотреть условия истинности определений.

Правила явных определений.

Исследовать группы правил определений – практические и логические, указать особенности их применения в конкретныхситуациях.

Деление и его виды.

В ходе устного опроса обозначить виды делений. Дать определение мереологического и таксономического делений, указать особенности их использования.

Классификация и ее виды.

Дать определение классификации. Проанализируйте характерные приемы, свойственные классификации. Виды классификации.

Практические упражнения:

Вариант 1.

Упражнение 1. Выясните вид приема или определения:

"Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, ху­денький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях назы­вают пустейшими. Говорит и действует без всякого сообра­жения" (Гоголь Н. В. Ревизор).

Упражнение 2. Какие ошибки допущены в следующем определении?

Математика ¾ это то, чем занимаются математики.

Упражнение 3. Произведите деление следующего понятия, указав основание деления и члены деления:

Право.

Упражнение 4. Выясните, заключено ли в следующем примере деление понятий. Укажите вид деления. В неправильном делении определите, какие правила нарушены:

Леса делятся на лиственные, хвойные, смешанные, еловые и сосновые.

Вариант 2.

Упражнение 1. Выясните вид приема или определения:

Сегодняшний день — это первый день твоей оставшейся жизни.

Упражнение 2. Какие ошибки допущены в следующем определении?

Прекрасное есть закон в его ограниченном временем, пространством и конкретной исторической формой проявлении.

Упражнение 3. Определите одно из понятий, назовите вид приема или определения:

Цветок. Политика.

Упражнение 4. Выясните, заключено ли в следующем примере деление понятий. Укажите вид деления. В неправильном делении определите, какие правила нарушены:

Дети делятся на две категории — на невоспитанных и наших.

Вариант 3.

Упражнение 1. Выясните вид приема или определения:

Гордость относится к качествам и вещам более внеш­ним, нежели гордыня.

Упражнение 2. Какие ошибки допущены в следующем определении?

Стул — это символ цивилизации и символ взаимодействия человека с жизненной средой.

Упражнение 3. Произведите деление следующего понятия, указав основание деления и члены деления:

Административные правонарушения.

Упражнение 4. Выясните, заключено ли в следующем примере деление понятий. Укажите вид деления. В неправильном делении определите, какие правила нарушены:

Умы бывают трех родов: один все постигает сам; дру­гой может понять то, что постиг первый, третий сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Пер­вый ум — выдающийся, второй — значительный, третий — негодный (Николо Макиавелли).

 

Заключительная часть.

- разбор ошибок

-ответы на вопросы

- подведение общих итогов занятия

- выставление оценок

 

Литература:

основная:

1. Грядовой Д.И. Логика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Д.И. Грядовой. – 3-е изд., перераб. и доп. — Электрон. дан. (21,2 MB). – М. : Юнити-Дана, 2011. – 1 электрон. отп. диск (CD-ROM). – Гл.3.

2. Ивлев Ю.В. Логика для юристов [Текст] : учебник / Ю.В. Ивлев ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2010. – 272 с. – Гл.3.

3. Карпов В.Н. Систематическое изложение логики [2011] : Текст / В.Н. Карпов. – 2-е изд. — М. : Либроком, 2011. – 328 с. – (Из наследия мировой философской мысли: логика). – Гл.3.

4. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов [Текст] : учебное пособие / Н.В. Михалкин. – 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011. – 363 с. – (Основы наук). – Гл.3.

дополнительная:

1. Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. - 3-е изд., испр. - М.: ОМЕГА-Л, 2006. - 416 с. - (Высшее юридическое образование).

2. Карпов В.Н. Систематическое изложение логики / В.Н. Карпов .—

2-е изд. — М. : Либроком, 2011 .— 328 с. — (Из наследия мировой философской мысли: логика).

3. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов: учебное пособие / Н.В. Михалкин .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011 .— 363 с. — (Основы наук).

4. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие / А.А. Тер-Акопов. - 2-е изд., стереотип. - М.: ОМЕГА-Л, 2006. - 256 с.

 

Задание для самостоятельного изучения к следующему занятию:

 

1. Понятие о логическом законе. Особенности логических законов мышления. Место логики в системе научного познания. Логика и методология. Законы логики как отражение необходимых условий правильного мышления.

2. Закон тождества как выражение требований определенности (ясности) мышления. Причины нарушения закона тождества.

3. Закон запрещения противоречия и закон исключенного третьего (их сходство и различие) как выражение требований непротиворечивости и последовательности мышления. Основные причины несоблюдения требований закона запрещения противоречия и закона исключенного третьего.

4. Закон достаточного основания как выражение требования доказательности мышления. Мировоззренческое значение закона достаточного основания.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.