Семинарское занятие 3
Тема: «Определение и классификация» Цель занятия: 1. Дать представление о роли правильного построения определений и проведения классификации как слагаемых общеобразовательной и профессиональной культуры. Учебно-материальное обеспечение 1. Учебная доска
Изучить основные понятия и категории: Определение, явные определения, неявные определения, остенсивные определения, определения-иллюстрации, определение через род и видовое отличие, таксономическиое деление, мереологическое деление, искусственная классификация, классификация естественная. Содержание занятия и методика его проведения Вступительная часть.Проверка наличия и готовности студентов к занятию, заполнение журнала, объявление темы, цели и планы проведения занятий. Основная часть. Общая характеристика определения. Изучение вопроса осуществляется путем устного обсуждения студентами. Акцентировать внимание на структуре определения. Охарактеризовать элементы структуры определения. Явные определения. С помощью устного обсуждения раскрыть структуру явных определений. Обратите внимание на освоение процедур, позволяющих уточнять логический смысл определений. Дать общую характеристику видов явных определений. Неявные определения. Определить основные особенности неявных определений. С помощью устного обсуждения определить приемы сходные с определениями. Рассмотреть условия истинности определений. Правила явных определений. Исследовать группы правил определений – практические и логические, указать особенности их применения в конкретныхситуациях. Деление и его виды. В ходе устного опроса обозначить виды делений. Дать определение мереологического и таксономического делений, указать особенности их использования. Классификация и ее виды. Дать определение классификации. Проанализируйте характерные приемы, свойственные классификации. Виды классификации. Практические упражнения: Вариант 1. Упражнение 1. Выясните вид приема или определения: "Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения" (Гоголь Н. В. Ревизор). Упражнение 2. Какие ошибки допущены в следующем определении? Математика ¾ это то, чем занимаются математики. Упражнение 3. Произведите деление следующего понятия, указав основание деления и члены деления: Право. Упражнение 4. Выясните, заключено ли в следующем примере деление понятий. Укажите вид деления. В неправильном делении определите, какие правила нарушены: Леса делятся на лиственные, хвойные, смешанные, еловые и сосновые. Вариант 2. Упражнение 1. Выясните вид приема или определения: Сегодняшний день — это первый день твоей оставшейся жизни. Упражнение 2. Какие ошибки допущены в следующем определении? Прекрасное есть закон в его ограниченном временем, пространством и конкретной исторической формой проявлении. Упражнение 3. Определите одно из понятий, назовите вид приема или определения: Цветок. Политика. Упражнение 4. Выясните, заключено ли в следующем примере деление понятий. Укажите вид деления. В неправильном делении определите, какие правила нарушены: Дети делятся на две категории — на невоспитанных и наших. Вариант 3. Упражнение 1. Выясните вид приема или определения: Гордость относится к качествам и вещам более внешним, нежели гордыня. Упражнение 2. Какие ошибки допущены в следующем определении? Стул — это символ цивилизации и символ взаимодействия человека с жизненной средой. Упражнение 3. Произведите деление следующего понятия, указав основание деления и члены деления: Административные правонарушения. Упражнение 4. Выясните, заключено ли в следующем примере деление понятий. Укажите вид деления. В неправильном делении определите, какие правила нарушены: Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый, третий сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум — выдающийся, второй — значительный, третий — негодный (Николо Макиавелли).
Заключительная часть. - разбор ошибок -ответы на вопросы - подведение общих итогов занятия - выставление оценок
Литература: основная: 1. Грядовой Д.И. Логика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Д.И. Грядовой. – 3-е изд., перераб. и доп. — Электрон. дан. (21,2 MB). – М. : Юнити-Дана, 2011. – 1 электрон. отп. диск (CD-ROM). – Гл.3. 2. Ивлев Ю.В. Логика для юристов [Текст] : учебник / Ю.В. Ивлев ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2010. – 272 с. – Гл.3. 3. Карпов В.Н. Систематическое изложение логики [2011] : Текст / В.Н. Карпов. – 2-е изд. — М. : Либроком, 2011. – 328 с. – (Из наследия мировой философской мысли: логика). – Гл.3. 4. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов [Текст] : учебное пособие / Н.В. Михалкин. – 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011. – 363 с. – (Основы наук). – Гл.3. дополнительная: 1. Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. - 3-е изд., испр. - М.: ОМЕГА-Л, 2006. - 416 с. - (Высшее юридическое образование). 2. Карпов В.Н. Систематическое изложение логики / В.Н. Карпов .— 2-е изд. — М. : Либроком, 2011 .— 328 с. — (Из наследия мировой философской мысли: логика). 3. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов: учебное пособие / Н.В. Михалкин .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011 .— 363 с. — (Основы наук). 4. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие / А.А. Тер-Акопов. - 2-е изд., стереотип. - М.: ОМЕГА-Л, 2006. - 256 с.
Задание для самостоятельного изучения к следующему занятию:
1. Понятие о логическом законе. Особенности логических законов мышления. Место логики в системе научного познания. Логика и методология. Законы логики как отражение необходимых условий правильного мышления. 2. Закон тождества как выражение требований определенности (ясности) мышления. Причины нарушения закона тождества. 3. Закон запрещения противоречия и закон исключенного третьего (их сходство и различие) как выражение требований непротиворечивости и последовательности мышления. Основные причины несоблюдения требований закона запрещения противоречия и закона исключенного третьего. 4. Закон достаточного основания как выражение требования доказательности мышления. Мировоззренческое значение закона достаточного основания.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|