Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ



Практическое занятие 1

Тема: «Понятие как форма мышления»

Интерактивное занятие в форме групповой дискуссии.

 

Введение в проблему:

Анализ термина «понятие», его рассмотрение в учебной литературе, раскрытие его значения для профессиональной деятельности юриста.

 

Содержание дискуссии:детальное рассмотрение категории «понятие» применительно к профессиональной деятельности юриста в судебной сфере.

Цели занятия:

1. Раскрыть структуру понятия как формы мышления юриста.

2. Показать взаимосвязь умения оперировать понятиями и профессиональной успешности юриста.

3. Способствовать формированию у студентов умений и навыков логического мышления, способствующих повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста.

Провести блиц-опрос студентов на знание следующих категорий:

понятие, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, познание, логическая форма понятия, содержание и объем понятия, логический класс, сравнимые и несравнимые понятия, совместимые и несоместимые понятия, ограничение, сложение и умножение понятий.

 

Регламент проведения научной дискуссии

Дискуссионные вопросы Время, мин.
Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Решение дискуссионных задач

 

Основные обсуждаемые вопросы учебной дискуссии:

1. В чем сущность понятия как формы мышления?

Основу обсуждаемого вопроса составляют положения, которые необходимо детально раскрыть:

- каковы виды понятий?

- каковы типы понятий?

- в чем специфика оперирования понятиями в юридической сфере?

- в чем суть логической культуры юриста?

 

2. Как соотносятся содержание и объем понятия?

В ходе дискуссии необходимо обозначить соотношение объема и содержания понятия, границы универсального класса.

Раскрытие данной проблемы предполагает:

а) рассмотрение многообразие связей содержания и объема понятия;

б) раскрытие видов отношений между понятиями

 

3. Какие существуют отношения между понятиями, круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями?

- отношения тождественности:

- отношения пересечения:

- отношения внеположенности:

- отношения подчинения, соподчинения

4. Каковы характеристики операций: обобщение и ограничение, сложение и умножение понятий?

- в чем разница между логическим сложением и логическим умножением?

- какие этапы обобщения понятия?

- дайте определение несовместимым понятиям.

В ходе научной дискуссии студентам необходимо решить следующие задачи (без участия преподавателя):

Вариант 1.

Упражнение 1. Охарактеризуйте видовую принадлежность понятия:

Самая удаленная точка Вселенной.

Упражнение 2. В каких отношениях находятся между собой сле­дующие понятия?

Телевизор. Холодильник. Электронагревательные приборы. Утюг. Кипятильник.

Упражнение 3. Обобщите понятие:

Три мушкетера.

Вариант 2.

Упражнение 1. Охарактеризуйте видовую принадлежность понятия:

Неуспевающий студент.

Упражнение 2. В каких отношениях находятся между собой сле­дующие понятия?

Понятие. Абстрактное понятие. Общее понятие. Единичное понятие. Содержание понятия.

Упражнение 3. Обобщите понятие:

"Тайное похищение личного имущества граждан".

Вариант 3.

Упражнение 1. Охарактеризуйте видовую принадлежность понятия:

Письменное приглашение

Упражнение 2. В каких отношениях находятся между собой сле­дующие понятия?

Предмет, имеющий какой-либо цвет. Белый пред­мет. Черный предмет.

Упражнение 3. Обобщите понятие:

Учащийся высшего учебного заведения.

Вариант 4.

Упражнение 1. Охарактеризуйте видовую принадлежность понятия:

Автор «Божественной комедии».

Упражнение 2. В каких отношениях находятся между собой сле­дующие понятия?

Посягательство на честь и достоинство личности. Клевета. Оскорбление.

Упражнение 3. Обобщите понятие:

Тайное похищение личного имущества граждан.

Вариант 5.

Упражнение 1. Охарактеризуйте видовую принадлежность понятия:

Омоним.

Упражнение 2. В каких отношениях находятся между собой сле­дующие понятия?

Орудие преступления. Огнестрельное оружие. Пистолет. Нож.

Упражнение 3. Обобщите понятие:

Самый большой город России.

Вариант 6.

Упражнение 1. Охарактеризуйте видовую принадлежность понятия:

Синоним.

Упражнение 2. В каких отношениях находятся между собой сле­дующие понятия?

Студент. Автомобиль. Иномарка.

Упражнение 3. Обобщите понятие:

Общественно опасное действие или бездействие, ква­лифицируемое законом в качестве наказуемого.

После решения задач разворачивается дискуссия по вариантам их решения и определяются правильные ответы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.