ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Практическое занятие 1 Тема: «Понятие как форма мышления» Интерактивное занятие в форме групповой дискуссии.
Введение в проблему: Анализ термина «понятие», его рассмотрение в учебной литературе, раскрытие его значения для профессиональной деятельности юриста.
Содержание дискуссии:детальное рассмотрение категории «понятие» применительно к профессиональной деятельности юриста в судебной сфере. Цели занятия: 1. Раскрыть структуру понятия как формы мышления юриста. 2. Показать взаимосвязь умения оперировать понятиями и профессиональной успешности юриста. 3. Способствовать формированию у студентов умений и навыков логического мышления, способствующих повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста. Провести блиц-опрос студентов на знание следующих категорий: понятие, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, познание, логическая форма понятия, содержание и объем понятия, логический класс, сравнимые и несравнимые понятия, совместимые и несоместимые понятия, ограничение, сложение и умножение понятий.
Регламент проведения научной дискуссии
Основные обсуждаемые вопросы учебной дискуссии: 1. В чем сущность понятия как формы мышления? Основу обсуждаемого вопроса составляют положения, которые необходимо детально раскрыть: - каковы виды понятий? - каковы типы понятий? - в чем специфика оперирования понятиями в юридической сфере? - в чем суть логической культуры юриста?
2. Как соотносятся содержание и объем понятия? В ходе дискуссии необходимо обозначить соотношение объема и содержания понятия, границы универсального класса. Раскрытие данной проблемы предполагает: а) рассмотрение многообразие связей содержания и объема понятия; б) раскрытие видов отношений между понятиями
3. Какие существуют отношения между понятиями, круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями? - отношения тождественности: - отношения пересечения: - отношения внеположенности: - отношения подчинения, соподчинения 4. Каковы характеристики операций: обобщение и ограничение, сложение и умножение понятий? - в чем разница между логическим сложением и логическим умножением? - какие этапы обобщения понятия? - дайте определение несовместимым понятиям. В ходе научной дискуссии студентам необходимо решить следующие задачи (без участия преподавателя): Вариант 1. Упражнение 1. Охарактеризуйте видовую принадлежность понятия: Самая удаленная точка Вселенной. Упражнение 2. В каких отношениях находятся между собой следующие понятия? Телевизор. Холодильник. Электронагревательные приборы. Утюг. Кипятильник. Упражнение 3. Обобщите понятие: Три мушкетера. Вариант 2. Упражнение 1. Охарактеризуйте видовую принадлежность понятия: Неуспевающий студент. Упражнение 2. В каких отношениях находятся между собой следующие понятия? Понятие. Абстрактное понятие. Общее понятие. Единичное понятие. Содержание понятия. Упражнение 3. Обобщите понятие: "Тайное похищение личного имущества граждан". Вариант 3. Упражнение 1. Охарактеризуйте видовую принадлежность понятия: Письменное приглашение Упражнение 2. В каких отношениях находятся между собой следующие понятия? Предмет, имеющий какой-либо цвет. Белый предмет. Черный предмет. Упражнение 3. Обобщите понятие: Учащийся высшего учебного заведения. Вариант 4. Упражнение 1. Охарактеризуйте видовую принадлежность понятия: Автор «Божественной комедии». Упражнение 2. В каких отношениях находятся между собой следующие понятия? Посягательство на честь и достоинство личности. Клевета. Оскорбление. Упражнение 3. Обобщите понятие: Тайное похищение личного имущества граждан. Вариант 5. Упражнение 1. Охарактеризуйте видовую принадлежность понятия: Омоним. Упражнение 2. В каких отношениях находятся между собой следующие понятия? Орудие преступления. Огнестрельное оружие. Пистолет. Нож. Упражнение 3. Обобщите понятие: Самый большой город России. Вариант 6. Упражнение 1. Охарактеризуйте видовую принадлежность понятия: Синоним. Упражнение 2. В каких отношениях находятся между собой следующие понятия? Студент. Автомобиль. Иномарка. Упражнение 3. Обобщите понятие: Общественно опасное действие или бездействие, квалифицируемое законом в качестве наказуемого. После решения задач разворачивается дискуссия по вариантам их решения и определяются правильные ответы. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|