Тема: «Суждение как форма мышления»
интерактивное занятие в форме логического анализа конкретных практических ситуаций – case - study
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ, употребляемые в ходе занятия: суждение, простые и сложные суждения, абстрактные суждения, суждения об отношениях, суждение существования, категорические суждения, термин, сложные суждения, соединительные и разделительные суждения, условные суждения, суждения эквивалентности, суждения с внешним отрицанием, модальные суждения, алетические модальные суждения, отрицание суждений, суждение и норма.
Цели занятия: 1. Путем анализа конкретной практической ситуации раскрыть специфику суждения как формы мышления юриста. 2. На практике показать способы овладения навыками логических рассуждений. 3. На конкретных примерах способствовать дальнейшему формированию у студентов способности логически мыслить и рассуждать, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры сотрудника судебной системы. 1. Подготовительный этап: - блиц-опрос студентов с целью выявления знания основных терминов и понятий по проблеме суждения как формы мышления: а) общая характеристика суждения, простые и сложные суждения; б) логическая структура суждения, деление простых суждений по количеству и качеству. «Логический квадрат»; в) раскрыть структуру суждения, логический смысл простых суждений с помощью их преобразования, общая характеристика сложных суждений; г) сложные суждения и их состав. Условия истинности сложных суждений (табличное определение), основные особенности сложных суждений; д) модальные операторы, группы модальных операторов в зависимости типа модальности, правила отрицания суждений; ж) преобразование суждений: превращение, обращение, противопоставление предикату.
- разделение студентов на две группы для изучения предлагаемых примеров использования суждений в конкретных ситуациях; - задание для группы № 1 состоит в анализе и разборе следующих ситуаций с помощью суждений: «Если Иванов совершил преступление и это установлено в ходе следствия, то он подлежит привлечению к уголовной ответственности. Если Иванов подозревается в совершении преступления, то он подлежит привлечению к уголовной ответственности. Иванов совершил преступление, но не подлежит привлечению к уголовной ответственности». В каком отношении находятся данные суждения? Какие из них являются истинными, а какие ложными? - задание для группы № 2 состоит в анализе и разборе следующих ситуаций с помощью суждений по «логическому квадрату»: «Все участники организованной преступной группировки привлекаются к уголовной ответственности за совершенные преступления. Некоторые участники организованной преступной группировки привлекаются к уголовной ответственности за совершенные преступления. Ни один участник организованной преступной группировки не привлекается к уголовной ответственности за совершенные преступления. Некоторые участники организованной преступной группировки не привлекаются к уголовной ответственности за совершенные преступления». Определите виды суждений? Как они располагаются в структуре логического квадрата? Определите какие суждения являются истинными, а какие ложными с использованием схем логического квадрата? 2. Аналитический этап: - обсуждение группами предложенных ситуаций; - анализ положительных и отрицательных решений; - обоснование консолидированной позиции групп нормами и правилами этикета. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|