Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: «Суждение как форма мышления»



интерактивное занятие в форме логического анализа конкретных практических ситуаций – case - study

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ, употребляемые в ходе занятия:

суждение, простые и сложные суждения, абстрактные суждения, суждения об отношениях, суждение существования, категорические суждения, термин, сложные суждения, соединительные и разделительные суждения, условные суждения, суждения эквивалентности, суждения с внешним отрицанием, модальные суждения, алетические модальные суждения, отрицание суждений, суждение и норма.

 

Цели занятия:

1. Путем анализа конкретной практической ситуации раскрыть специфику суждения как формы мышления юриста.

2. На практике показать способы овладения навыками логических рассуждений.

3. На конкретных примерах способствовать дальнейшему формированию у студентов способности логически мыслить и рассуждать, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры сотрудника судебной системы.

1. Подготовительный этап:

- блиц-опрос студентов с целью выявления знания основных терминов и понятий по проблеме суждения как формы мышления:

а) общая характеристика суждения, простые и сложные суждения;

б) логическая структура суждения, деление простых суждений по количеству и качеству. «Логический квадрат»;

в) раскрыть структуру суждения, логический смысл простых суждений с помощью их преобразования, общая характеристика сложных суждений;

г) сложные суждения и их состав. Условия истинности сложных суждений (табличное определение), основные особенности сложных суждений;

д) модальные операторы, группы модальных операторов в зависимости типа модальности, правила отрицания суждений;

ж) преобразование суждений: превращение, обращение, противопоставление предикату.

 

- разделение студентов на две группы для изучения предлагаемых примеров использования суждений в конкретных ситуациях;

- задание для группы № 1 состоит в анализе и разборе следующих ситуаций с помощью суждений:

«Если Иванов совершил преступление и это установлено в ходе следствия, то он подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Если Иванов подозревается в совершении преступления, то он подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Иванов совершил преступление, но не подлежит привлечению к уголовной ответственности».

В каком отношении находятся данные суждения? Какие из них являются истинными, а какие ложными?

- задание для группы № 2 состоит в анализе и разборе следующих ситуаций с помощью суждений по «логическому квадрату»:

«Все участники организованной преступной группировки привлекаются к уголовной ответственности за совершенные преступления.

Некоторые участники организованной преступной группировки привлекаются к уголовной ответственности за совершенные преступления.

Ни один участник организованной преступной группировки не привлекается к уголовной ответственности за совершенные преступления.

Некоторые участники организованной преступной группировки не привлекаются к уголовной ответственности за совершенные преступления».

Определите виды суждений? Как они располагаются в структуре логического квадрата? Определите какие суждения являются истинными, а какие ложными с использованием схем логического квадрата?

2. Аналитический этап:

- обсуждение группами предложенных ситуаций;

- анализ положительных и отрицательных решений;

- обоснование консолидированной позиции групп нормами и правилами этикета.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.